Человек, испытывая на себе результаты разрушающего действия воды, ветра, землетрясений, снежных лавин и т.п., с давних времен накапливал опыт предсказания погоды и стихийных бедствий, тем самым, реализуя то, в наше время получило название экологический мониторинг.
Действительно, такого рода знания были всегда и в наш современный век остаются необходимыми для того, чтобы по возможности снизить ущерб, который причиняют человеческому обществу неблагоприятные природные явления и, что особенно важно, уменьшить риск человеческих потерь.
Для организации такого мониторинга требуется углублённый анализ как экономической, технической и других сторон вопроса, так и учет особенностей исторических традиций, уровня культуры каждого конкретного исследуемого региона.
Переходя от созерцания явлений окружающей среды через механизмы приспособления к осознанному и усиливающемуся воздействию на них, человек постепенно усложнял методику наблюдения за природными процессами.
Такой анализ в сегодня осуществляется в рамках природопользования, главной задачей которого является поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой.
Рациональное природопользование предполагает управление природными процессами - запрограммированным воздействием на природные объекты, имеющее определенную цель - получение конкретного положительного эффекта.
А для того, чтобы это управление было эффективным, необходимо иметь данные о динамических свойствах этих объектов, их изменении в результате антропогенного воздействия, предвидеть последствия вмешательства человека в ход естественных процессов.
Управляя природными процессами необходимо руководствоваться надежной и достоверной информацией о прошлых, настоящих и будущих состояниях природных и природно-антропогенных систем.
В настоящее время человечество располагает большим материалом по изменению природы. Тем не менее, лишь в небольшой степени этот материал содержит данные о динамике развития процессов, поэтому встает актуальный вопрос о введении постоянной действующей службы наблюдения экологического мониторинга.
Именно озабоченность человечества безопасностью своего существования явилась предпосылкой качественно нового социоприродного развития.
Общество либо будет сохранять сложившийся тип деятельности и погибнет в экологической катастрофе, либо кардинально изменится и сохранит природу для жизни последующих поколений.
Поскольку второй вариант более приемлем, постольку человечеству предстоит на основе осознания новых реалий преобразовать не только сформировавшийся преимущественно разрушительный тип деятельности, но и систему ценностей, которая составит основу новой экологической культуры.
Важнейшим регулятивным фактором в данном случае должны выступить этические принципы, ценности экологической культуры и формирующейся культуры устойчивого развития.
Данная тенденция социоприродного развития должна отражать интересы и потребности не только нынешнего, но и будущих поколений людей.
Итогом такого экологического естественнонаучного мышления должны стать слова российского естествоиспытателя В.И.Вернадского: «Человек впервые реально понял, - писал ученый, -что он житель планеты и может, должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства или их союзов, но и в планетарном аспекте .
«В отличие от принципа «не убий!»,- вторит ему российский математик Н.Н.Моисеев, - экологические принципы будут меняться вместе с развитием техники и технологии, по мере исчерпания ресурсов и, возможно, вследствие полной перестройки всей технологической основы нашей цивилизации. Людям придется считаться с этим и научиться соизмерять свои действия, свои желания и цели с экологическими принципами. Возникает некий экологический императив. Наука должна его сформулировать, а люди должны принять. Вот в этом последнем я вижу главную трудность обеспечения коэволюции человека и биосферы». И далее: «Способность правильно использовать и регулировать мощь современного общества и означает экологическую культуру и экологическое мышление».