Нужно заказать диплом в Тюмени ? Заходите на Work5.
. Так же, как и Локк, и Монтескье, Руссо полагает, что свобода людей являются их естественным правом («человек рождается свободным»). Исходя из этого, воле других они вправе подчиняться лишь добровольно. Исключение составляет воля, выражаемая общественным целым, коим люди становятся с заключением общественного договора. Суть общественного договора в том, что каждый «отдает свою свободу и полномочия в подчинение общей воле». Коллективное соглашение индивидов создает единое целое, общее «Я», гражданскую общину, что позднее будет называться республикой. Ее наз. государством, если она пассивная, и сувереном, если она активная. Как государство она выступает и при сопоставлении с другими, ей подобными. Участники соглашения как выразители общей воли являются народом, носители суверенной власти – гражданами, а как подчиненные законам государства – подданными. В случае необходимости государство с помощью законов может принудить отдельного человека подчиниться общей воле. Суверенитет не может отчуждаться в пользу отдельных граждан или группы лиц, ибо государство выражает общую волю, а не волю отдельных лиц. Именно поэтому наиболее приемлемой формой государственного устройства является республика, воплощающая идеал народовластия, свободы и равенства граждан перед законом1 Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Под. ред. Л.М. Волосниковой ч.2 Тюмень, 1998 . Исполнительная власть в государстве принадлежит правительству; члены правительства – магистраты или короли – являются лишь исполнителями общей воли; это звено опосредует отношения между подданными и сувереном (активной республикой). Говоря о разделении властей, Руссо отмечает: «тот, кто повелевает над людьми, не должен властвовать над законами, тот, кто властвует над законами, не должен повелевать людьми». Необходима также судебная власть – трибунат – «блюститель законов и законодательной власти. Он служит для того, чтобы защищать суверен от права, ... иногда – чтобы поддерживать право против народа, … иногда же – чтобы поддерживать между ними равновесие». Чтобы не допустить узурпацию этого корпуса пр-вом или сувереном, Р. предлагает «не делать этот корпус постоянным, но определять промежутки, в течение которых он прекращал бы свое существование». В зависимости от состава исполнительного органа власти Р. выделяет такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия, хотя при всех формах правления суверенитет и законодательная власть должны принадлежать всему народу. Способ правления зависит от размеров гос-ва: «чем более растет гос-во, тем больше сокращается свобода»; «не может быть такого устройства управления, которое было бы единственно и безотносительно лучшим, но может существовать столько видов правления, различных по своей природе, сколько есть государств, различных по величине». Право законодательной инициативы принадлежит народу, который участвует в законотворческом процессе через механизм плебисцита / референдума (прямая форма демократии). Хотя само создание законов – дело ответственное и трудное, требующее знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Руссо оговаривает потребность в Законодателе («создатель образца»), который просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя2 Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Под. ред. Л.М. Волосниковой ч.2 Тюмень, 1998 . Народное собрание имеет полномочия: свергнуть правительство, узурпировавшее власть вопреки общей воле и законам государства; голосовать за / против сохранения существующей формы правления и в случае необходимости – изменить ее, так же, как и состав правительства. Руссо первым ставит проблему отчуждения, которая позже станет одной из центральных в философии (Гегель, Фейербах, Фихте, Маркс, Фромм). Руссо корни проблемы отчуждения видит в негативных последствиях прогресса, который пагубно отразился на человеческой природе. Тщеславие тех, кто правит, превращает их стремление обладать властью и пользоваться преимуществами своего положения в самоцель, охлаждая их интерес к нуждам подданных, заботам о благе государства. Народ и правящая верхушка отчуждены друг от друга. В этом заключается политический аспект отчуждения3 Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Под. ред. Л.М. Волосниковой ч.2 Тюмень, 1998 . С появлением частной собственности возникает экономическое отчуждение; хотя Р. – не противник частной собственности, он одобряет лишь мелкую собственность. Он приверженец эгалитаризма – относительно равномерного наделения всех людей собственностью. Стремясь к материальным благам, люди обрекают себя на моральную нищету. Психологическое отчуждение находит проявление в чувстве одиночества, что нарастает параллельно с общественным развитием. Общекультурное обнищание заключается в следующем: ложь и фальшь проникают повсюду – в науку, искусство, культуру, отношения между людьми. Человек готов признать гениальным то, что таким на самом деле не является (в достижениях науки, в искусстве ….), в угоду мнению большинства4