Введение 2 Глава 1. История создания музея и формирования коллекции берестянных изделий 6 1.1. История создания музея 6 1.2. Коллекция берестянных изделий РУИЭ музея 13 Глава 2. Технология и декор берестяных изделий из коллекции РУИЭ 19 2.1. Технологии обработки бересты 19 2.2. Декорирование берестяных изделий 41 Заключение 87 Список литературы 90

технология и декор берестянных изделий из коллекций ДПИ РУИЭ музея имени А.Н. Хомякова

дипломная работа
Искусство
90 страниц
92% уникальность
2013 год
181 просмотров
Дмитрий А.
Эксперт по предмету «Искусствоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. История создания музея и формирования коллекции берестянных изделий 6 1.1. История создания музея 6 1.2. Коллекция берестянных изделий РУИЭ музея 13 Глава 2. Технология и декор берестяных изделий из коллекции РУИЭ 19 2.1. Технологии обработки бересты 19 2.2. Декорирование берестяных изделий 41 Заключение 87 Список литературы 90
Читать дальше
Актуальность работы заключается в понимании вложенного труда человека в изделия из бересты. Распознать, что означает и кому предназначалось изделие, всегда очень сложно и интересно. История нашего прошлого всегда привлекает и завораживает. Загадки нашего прошлого срыты в вещах, которые нас окружают. Развитие человечества в прошлом и будущем тесно связано с использованием природных ресурсов земли. Лес – это один из важнейших природных ресурсов. В далеком прошлом лес давал человеку пищу, укрывал его от зверей и природных невзгод, давал тепло, приобщил человека к мышлению и труду. Древесина – древнейший конструкционный материал, который человек использует с самых ранних стадий своего существования. Из древесины изготавливались первые орудия охоты и труда. Жизненно необходимый человеку огонь добывался им трением сухой древесины.


Если необходимо выполнить контрольную работу , закажите её написание на сайте Work5.


. Важнейшие изобретения человека связаны с использованием древесины: колесо, ложка, велосипед, мебель и многое другое. Благодаря этим изобретениям появились ремесла с использованием прядильных, ткацких и гончарных станков, изготовленных также из дерева . С развитием промышленного производства роль древесины в жизни человека постоянно возрастала. Из нее строили жилище, мосты, суда, вагоны, самолеты. В настоящее время из древесины изготовляют продукцию многих тысяч наименований. Успехи науки расширяют возможности переработки древесины за счет лучшего ее использования в сочетании с новыми материалами и благодаря изменению свойств древесины в нужных направлениях (истираемость, гибкость, защитные свойства, твердость, стойкость к воде, кислотам и др.). Основное достоинство древесины как природного продукта состоит в том, что ее ресурсы естественно возобновляются. В то время как запасы ископаемых природных продуктов ограниченны, запасы древесины при умелом использовании лесов неограниченны. Это возможно только при условии охраны лесов и научно – обоснованных режимов их использования. Мастеровой люд никогда не забывал, что творение его рук должно радовать глаз человека. Строил крестьянин избу и одевал ее деревянным кружевом или досками с резным узором. Готовил он сани или телегу – раскрашивал заднюю стенку, спицы у колес. Резным узором покрывал орудия труда – рубанки, вальки, трепала, прялки и др. И, конечно, особой красоты старался достичь в праздничной одежде. Создавая красивые вещи – порой подлинные произведения декоративного искусства, мастера ни на минуту не забывали, что все созданное ими должно верно и надежно служить людям в быту. Десятилетия за десятилетием, век за веком отбирали народные художники лучшие, наиболее удобные в хозяйстве формы вещей. А форма предмета уже в свою очередь определяла его раскраску. В свою очередь материал очень часто определяет форму вещей. Резная игрушка, например, из белого, некрашеного дерева требует от мастера особенно четкого контура – такого, чтобы даже по силуэту можно было сразу сказать, какого зверя или человека изготовил резчик. Условная форма фигурки в свою очередь требовала и условной раскраски. Темы для рисунков и узоров деревенский художник находил в окружающей его родной природе. Этим и объясняется радостный, оптимистический характер произведений народного декоративного искусства. Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Из дерева делали вещи бытового назначения, вырезая из них прекрасные узоры, создавали и чисто декоративные художественные произведения, ценя этот материал не только за красоту, но и не в последнюю очередь за легкость обработки несложными инструментами. Сколько бы ни изобретали ученые заменителей дерева, сколь бы прочны и красивы они ни были, все равно мало, что может сравниться с этим природным материалом. В последнее время предметы из натурального дерева, особенно в моде, и, прежде всего – из-за своей экологичности. Кроме того, у дерева особый дар: оно греет. В наши дни интерес к деревянному домостроению, художественной обработки древесины, мебели очень актуален. Профессионалы и любители сохраняют и развивают традиционные виды и способы обработки древесины. В старинное искусство приходят современные мотивы и приемы, расширяющие его выразительные возможности. Цель работы – рассмотреть технологию и декора берестяных изделий из коллекций ДПИ РУИЭ музея имени А.Н. Хомякова. Задачи: - рассмотреть историю создания музея и формирования коллекции берестяных изделий; - описать технологию и декор берестяных изделий из коллекции РУИЭ. Объект работы – берестяные изделия из коллекций ДПИ РУИЭ музея имени А.Н. Хомякова. Предмет работы - технологию и декора берестяных изделий. Гипотеза исследования. Разработать и внедрить комплексную методическую систему обучения учащихся художественной обработке бересты в учебных заведениях системы дополнительного образования с опорой на национально-художественные традиции народного искусства. Методы исследования: анализ специальной литературы и научных публикаций методикам обучения художественным ремёслам и художественному конструированию, компьютерной технологии, истории, этнографии, археологии, естествознанию; анализ учебных планов и программ по художественной обработке бересты и декоративно - прикладному искусству; наблюдения и анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта и профессиональных приёмов работы традиционного искусства, народных мастеров. Невозможно говорить о народном искусстве родного края, его традициях и тем более обучать этому, не изучив работы археологов, историков, этнографов и искусствоведов, исследования которых были посвящены чрезвычайно самобытной и многообразной истории и культуре края. В их числе следует отметить научные труды Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова Л.Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э. и др., которые использованы в исследовании для подтверждения исторической роли народного ремесла в жизни народа. Научный материал по традиционной материальной культуре, который собрали и обобщили учёные, методической основой и необходимостью использования научно-методической системы обучения по специально разработанным программам с использованием комплекса специальных методов и приёмов подтвердило необходимость постановки проблемы поиска системы, средств и методов эффективного освоения историко-культурных традиций старинного ремесла в образовательных учреждениях. В первой главе рассматривается история создания музея и формирования коллекции берестяных изделий. Во второй главе описывается технология и декор берестяных изделий из коллекции РУИЭ.

Читать дальше
В работе была рассмотрена история создания музея и формирования коллекции берестяных изделий. Описана технология и декор берестяных изделий из коллекции РУИЭ. Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер одухотворил это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства. Возможно, благодаря тому, что белая береза - это самое любимое и необыкновенно красивое дерево, символизирующее Россию. На святой праздник Троицы избы украшали березовыми ветками с пахучей молодой листвой, а на лесной опушке украшали березку разноцветными лентами. Березовая береста или березовая кора привлекает своей теплотой и бархатистостью. Она пластична, бактерицидна и водостойка. Поэтому из неё делают удобную обувь, плетут нужные для хозяйства вещи – корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Их расписывали яркими и веселыми красками: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц. Порой руки мастеров рождали настоящие шедевры с красивым узором, красочным орнаментом. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, и являющиеся древнейшими памятниками славянской культуры, подтверждают высокое качество этого материала. Плетение из бересты считается исконно русским промыслом. Особенно широко оно было распространено в Вологодской, Новгородской и Архангельской областях, причем в каждой области сложились самобытные традиции плетения и способы художественного оформления берестяных изделий – тиснение, роспись, резьба, выскабливание. Плетеные изделия из бересты выполняются в технике прямого или косого плетения. Выбор того или иного способа зависит от формы будущего шедевра. Обычно плетеную из бересты вещь дополнительно не украшают, т.к. красоту создает бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Оказывается, что и цвет бересты имеет значение: если изделия светло-желтого оттенка, то это значит, что использовалась весенняя береста, а если темного или коричневого, то – осенняя кора. В прошлом в основном плели солоницы (сосуд для необходимого продукта) и крупные емкости для хранения муки, круп. Сейчас можно встретить и корзинки, и шкатулки, и даже колокольчики. Говоря о тиснении по бересте, подразумевают древний способ украшения берестяных изделий. С помощью этой техники вещь из бересты становится особенно нарядной. Узор на изделиях выдавливают специальными штампиками. Язык геометрического и растительного орнамента отражает представления людей о жизни, окружающем их мире. Расписная береста – один из интересных и самобытных видов народного творчества. Чаще всего композиция росписи зависела от формы изделия. Поверхность берестяного изделия окрашивали в яркий оттенок желтого, оранжевого, а крышку будущей шкатулки или туеса выделяли контрастным цветом – голубым, темно-красным. Швы на изделии обрамляли растительным мотивом, а на передней стороне чаще всего изображали цветы или птиц, а также сцены крестьянской жизни – чаепитие, охота, ткачество. Первые известные сведения о технике резьбы по бересте относятся к XVIII столетию. Для этого мастера необходимы нож, шило и игла. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Многие сувенирные колокольчики выполнены в технике однослойной резьбы, поэтому они такие легкие, ажурные и хрупкие. И сегодня интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, не из драгоценных камней, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты. Работу мастеров больше ценят иностранные туристы. Они подолгу выбирают, восхищаются нашим искусством и, в особенности, тем, что это все, в основном, ручная работа, которая на Западе ценится очень высоко. Видимо, причина в том, что нам, русским, это не кажется такой уж экзотикой, мы привыкли к берестяным изделиям и считаем их неинтересными, слишком простыми. Опыт показывает, что далеко не всем береста нравится. Есть люди, которые остаются совершенно равнодушными к вещам из бересты. Она им просто чужда. Может быть, причина в том, что ее считают дешевой, слишком "простонародной", но мне кажется, в этом и есть ее прелесть.
Читать дальше
1. Анов Н. В. Живая старина. (Очерки Великого Устюга) / / Советское краеведение. 1936. №9. С. 82. 2. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. Стр. 65-68. Вологда, 1882. С. 36. 3. Бакущинский А.В. Роспись по дереву , бересте и папье-маше.Москва 1933 г. 4. Барадулин В.А. Уральская береста. Сборник трудов НИИХП, Москва 1967 г. 5. Барадулин В.А.Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу.Свердловск 1982 6. Барадулин В.А.Художественная обработка дерева.М., «Легпромбытиздат», 1986 г. 7. БарадулинВ.А.Сельскому учителю о народных промыслах.М.,«Просвещение»,1979 г 8. Белов В.Лад. Очерки о народной эстетике.М., «Молодая гвардия», 1982 г. 9. Благовещенский И. И., Горязин А. П. Кустарная промышленность в Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1895. С. 71. 10. Блинов Г.М. Берестяные сказки. Журнал « Знание- сила» 1986 г. № 5. 11. Блинов Г.М. Ремесло древнее и редкое. «Правда Севера», от 13.03.82 12. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы.М., «Детская литература», 1977 г. 13. Богомолов В. Б. Изделия из бересты барабинских татар // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск, 1987. С. 114. 14. Богуславская И. С. Резьба и роспись по дереву // Русское народное искусство. Л., 1959. 15. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. Л., 1981. С. 41. 16. Богуславская И.Я. Северные сокровища. Архангельск, СЗКИ, 1980 г. 17. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого . М. Наука 1968г. 18. Буданов С. М. Шемогодская прорезная береста // Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956. 19. Бурнашев В. Опыт теминологического словаря . Спб. 1843 т. 1. с. 41. 20. Береста. Изделия из бересты // Белявская-Ерныхова Е.А. Этнотворческая лаборатория «Аланг Хоньл» (Утренняя Заря) – Саранпауль 2005.- С. 51-66 21. Бересто и изделия из него у остяков р. Ваха. Фотоприложение . // Ремесленные процессы ваховских ханты в описаниях и фотографиях Г.М.Дмитриева-Садовникова «Лук.Облас.Бересто» / редактор – составитель И.В. Игонина.- Нижневартовск: Издательский дом «Югорский», 2011. – С. 57- 69. 22. Ваховская береста.- Ханты-Мансийск.- 1997. 23. Восточная группа. Северная группа // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Рындина О.М. Орнамент.- Томск: Изд-во Том 3. ун-та, 1995. — С. 43-47, 72-76 24. Детские колыбели. Домашняя утварь из бересты. Вёсла и рыболовные принадлежности. //Мартин Ф.Р. Сибирика. Некоторые сведения о первобытной истории и культуре сибирских народов. Под редакцией Мартина Ф.Р.. Стокгольм. Екатеринбург – Сургут «Уральский рабочий» 2004.- С.65, 75, 81 25. Домашняя утварь и предметы домашнего обихода. Промыслы иноверцев. Узоры, вырезываемые из бересты // Дунин – Горкавич А.А. Тобольский Север. В 3 т. Т.1 Общий обзор страны, её естественных богатств и промышленной деятельности населения. – М.: Либерия, 1996.- С. 88, С.94 , С. 123 26. Запорный способ рыбной ловли. Вершевый способ рыбной ловли. Посуда и кухонная утварь обских угров // Яковлев Я.А. На столе и вокруг него.- [Сер. «Жизнь обских угров : взгляд изнутри». Т.1].- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011.- С. 64-68, 112-117. 27. Изделия из бересты. З.Н. Лозямова // Матюков А.К., Лозямова З.Н. Ремёсла обских угров (по материалам семинаров этнографического музея «Торум Маа»). 1999-2003 / Под ред. Т.А.Клименовой. – Ханты-Мансийск: Г.П.»Полиграфист», 2004.- С. 8-15 28. Каталог предметов по рыбному промыслу бассейна реки Оби / сост. НА. Варпаховский // Ежегодник Тобольского губернского музея – Тобольск, 1896 – Вып. 6 – С. 1–8 (13-я паг.). – (Труды Тобольской Вспомогательной комиссии по устройству Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. вып. 6.). 29. Клевцов В.И. Плетение из бересты: 50 полезных изделий.-СПб.: Лениздат, 1996.-158 с., ил. 30. Махнюк В.Г. Береста: Техника. Примы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 168 с.: ил. 2008 г. 31. Материалы о мастерах Югры, фото предметов, находящихся в фондах музея «Торум Маа» 32. Мастера Югры: фондообразователи музея «Торум Маа». – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. 33. Молданова Т.А. «Типовые образцы изделий из бересты» // От ремесла к искусству. Сборник тезисов научно-практической конференции. «ЮГРА-2002». Ханты – Мансийск 2002.- С. 44- 46 34. На воде как на суше // Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука».Сибирская издательская фирма, 1992.- С. 57-67 35. «На маленьких речках» , «Узоры на бересте» // Соколова З.П. «Легенды Вут-Ими». Путешествие по Оби и ее притокам к ханты и манси» Сургут АИИК «Северный дом» и Сев.-Сибирское региональное книжное изд-во, 1993 г. – С. 12-19, 32 – 36 36. Плетение бересты. //Трапезников Ф.Ф. Плетение ивового прута и бересты. – М.: Нива России, 1992.- С. 113-130. 37. Работа с ивой, лозой, берестой. М., «Вече», 2002 г. 38. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М., "Советский художник", 1985 г. 39. Рождественская С.Б. Промыслы восточных славян. Сборник . Этнография восточных славян. М. 1987 г. 40. Романова Г.Н. Берестяные изделия Коми . Сборник. Этнография и фольклор Коми Сыктывкар 1976 г. 41. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., «Просвещение», 1984 г. 42. Роспись вещам, представленным на Вологодскую губернскую выставку. Вологда, 1837. С. 4,5.. 43. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. Москва АН СССР 1948 г. 44. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. Москва Наука 1988 г. Стр 503. 45. Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам / Пер. с нем. И публикация д-ра ист. Наук Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001- 320. 46. Фотоматериалы: Занятия. Утварь. // Лукина Н.В. Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники по этнографии. Т. 2: Средняя Обь. Вах. Кн. 2. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2006.- С. 9-13, 22-28, 56-61, 144-151 47. Фото способа плетения загородки для запора. // Соколова З.П. Страна Югория. М., «Мысль», 1976. 119 с. с рис.; л. ил. 48. Финягин В. В. Изделия из бересты. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 128 с.: ил. – (Учимся у народных мастеров). 49. Федорова-Дылева Н. А. Великоустюгская художественная резьба по бересте // Советская этнография. 1946. № 3. 50. Федорова-Дылева Н. А.Сев. рус. Берестяные изделия. Этнография народов СССР Л. 1971 г. 51. Федорова-Дылева Н. А.Способы украшения изделий из бересты у крестьян Рус.Севера. Этнография народов Восточной Европы. Л. 1977. 52. Федорова-Дылева Н. А.Чекан по бересте . Географ. Общ. СССР. Мат. По этнографии. Вып. 2 Л. 1962 г. 53. Федосеева В.К. Работа с берестой. Каргополь, 2002 г. 54. Федотов Г.Я. Из соломы, травы, камыша… М., «Сделай сам», № 3, 1992 г., изд. «Знание» 55. Филева Н.А. Современное народное искусство Севера. Каталог выставки, посвященный 400-летию Архангельска. 56. Финягин В.В.Изделия из бересты.Уроки ремесла.М.,АСТ «Астрель», 2001 г. 57. Фишман О.М. Берестяная утварь русского и финно-угорского населения в XIX-X вв.: 58. Фролова Е.Н. Чистый источник.М., «Молодая гвардия», 1990 г. 59. Хворостов А.С. Мастерим вместе с папой. М., «Просвещение», 1991 г. 60. Художественная обработка бересты. // Традиционные промыслы и ремесла народов России: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Дрофа», 2004.- С. 186-210. 61. Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. Москва 1974 г. 62. Чекалов А.К. По реке Кокшеньге, стр.94. М., «Искусство», 1973 г. 63. Челищев П. И. Путешествие по Северу России в 1791 г. СПб., 1886. С. 249. 64. Чернецов В.Н. Исчезнувшее искусство ( узоры выдавливания зубами на бересте у манси) Сов. Этнография 1964 г. № 3. 65. Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы.Минск, «Наука и техника», 1985 г. 66. Шутихин А.В. К истории берестяных промыслов России. Метки мастера на уфтюжских туесах. Сборник трудов « Каргополь.Историческое и культурное наследие» Каргополь 1996 г. 67. Шутихин А.В.Берестяной туес на картинах М.В.Нестерова. Двинская земля. Выпуск 2 Материалы 2-х Стефановских чтений. Котлас 2003 г. 68. Щербина Ф. Сольвычегодская земельная община . Отечественные записки № 7 , № 8. 1879 г. 69. Юный техник – журнал, N5, 1989 г., N7, N8, 1992 г. и приложение к журналу N4, 1984 г.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image