Введение 3
1. Общественно-политическая, литературная, журналистская и образовательная деятельность ранних славянофилов. Корни почвенничества 5
2. Общественно-политическая, литературная и журналистская деятельность ранних западников. Корни народничества 16
Заключение 20
Литература 23
Читать дальше
Основными особенностями русской культуры, по мнению славянофилов, являлось:
- нравственность преобладала над правом, справедливость преобладала над законом, или, по выражению, Киреевского – внутренняя справедливость преобладала над формализмом и внешней ее стороной;
- органичность, естественность юридических и нравственных отношений, которые были воплощены в обычаи и выраженные в совести человека;
- обычай являлся первоначальной формой права, он соединял традиции и совестливую оценку жизни;
- внешняя правда освящена духовно и нравственно, божественными, безусловными абсолютами.
Чертам европейской культуры, по мнению славянофилов являлись:
- перевес буквы закона над его духом, права над самой нравственностью и справедливостью;
- искусственные юридические правила, установленные государством обеспечивали внешние гарантии от раскола, обеспечивали общественное равновесие;
- формализм, искусственность, самодовлеющая суть права, содержание которого нет необходимости духовно оправдывать какими-либо нравственными ценностями;
- согласительный, договорный характер создания права;
- преобладание закона в качестве источника права, обладающего рациональным характером в целях обеспечения задуманного, искусственного порядка отношений;
- свобода личности от любых абсолютов (совести, Бога) как достоинство европейского права. Культура обмирщала, священное значение приобрели законы, выполняющие охранительные функции, удерживающие общество от распада.
Теория славянофильства основывалась на необходимости переоценки опыта допетровской Руси, значения крестьянской общины, местного самоуправления, соотношения между законом, обычаем с государственными началами.
Славянофилы единственной верной и высоконравственной религией считали православное христианство.
Они боролись против поклонничества перед идеалами Запада, идеалом русского общества считали допетровскую Русь.
По мнению почвенников, русский народ обладал особой миссией – миссией спасения всего человеческого рода. Его представители верили в идеи сближения народа («национальная почва») и «образованного общества» на основе общности религии и этнических коней.
Основные идеи задников сводились с следующим теоретическим положениям:
- Россия должна развиваться по западному образцу,
-история России не имела принципиальных отличий от Европы;
-выступали за широкое просвещение народа;
-критиковали крепостнический строй;
-подчеркивали отсталость России.
Народничество –это одна из идеологий интеллигенции с 60-х годов 19 века по 10-е годы 20го века, которая была ориентирована на «сближение» с простым народом с целью поиска своих корней и своего места в этом мире. ?
Читать дальше
1. Аксаков И.С. Доктрина и органическая жизнь // Аксаков И.С. Наше знамя - русская народность. М.: Институт русской цивилизации, 2008..
2. Васильев А.А. Славянофилы о западноевропейской и русской правовых культурах // История государства и права. 2010. N 19.
3. Груздева О. В. Идея «народной монархии» в работах Ю. Ф. Самарин // Юрист. 2001. № 4.
4. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М.: Юристъ, 1995.
5. Историография истории России до 1917 г. / под ред. М. Ю. Лачаевой. - М.: ВЛАДОС, 2004.
6. Касторнов С. Н. Народники-реформисты о социальных и общественно-политических проблемах России второй половины XIX - начала ХХ вв. М.: Нова. 2009.
7. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2007.
8. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2007.
9. Кузьмин Б. А. «Повести и рассказы» А. И. Герцена // Борис Кузьмин. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке…- М.: Художественная литература, 1977. -
10. Лосский Н.. История русской философии. М.: Нова, 2008.
11. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада. - М.: АСТ, 2003.
12. Тарасов Б. П. Я. Чаадаев и русская литература первой половины XIX века. М.: Просвещение. 2001.
13. Философский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1983.
14. Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению в России // Хомяков А.С. Всемирная задача России. М.: Институт русской цивилизации, 2008.
15. Хомяков как литератор. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М,: Прайс, 2000.
16. Энциклопедия «Кругосвет». М.: АСТ, 2011.
Читать дальше