Экологические права и обязанности граждан — это установленные нормативными правовыми актами возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой. Экологические права граждан относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и существуют с момента рождения человека и прекращаются с его смертью.
Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды должна обеспечивать контроль в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) и привлечение к ответственности в случаях нанесения ущерба окружающей среде (загрязнение и т.д.).
Экологическая составляющая статуса личности играет немаловажную роль в общем социальном статусе граждан; государства, провозглашающие себя социальными, заявляющие о своей политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, не могут не заботиться о включении экологических прав и позиций в общечеловеческие обязательные ценности.
Информация о состоянии окружающей среды это:
- информация о состоянии окружающей среды и мерах по её охране;
- информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также террористических актах, повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;
- информация, связанная с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим экологические права граждан;
- информация, связанная с контролем за соблюдением нормативов, стандартов, а также лицензированием и сертификацией товаров, работ и услуг;
- информация об экологических правонарушениях, преступлениях и о мерах по их пресечению и расследованию;
- информация, содержащая прогнозы возникновения либо дальнейшего развития экологических ситуаций.
Таковы, на наш взгляд, основные элементы, составляющие систему информации о состоянии окружающей среды.
Рассмотрев систему структурных элементов, составляющих механизм административно-правовой защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, можно отметить следующее.
Во-первых, говоря о совокупности государственных органов, участвующих в обеспечении права на благоприятную окружающую среду как материальной основе его реализации, следует заметить, что сложность их систематизации и одновременная многочисленность не позволяет на сегодняшний день говорить о данных органах как о некой системе, однако выполнение каждым из этих органов своих функциональных обязанностей в области обеспечения права на благоприятную окружающую среду максимально полно обозначит государственную политику Российской Федерации в области защиты и обеспечения экологических прав на территории России.
Тем не менее, на настоящий момент перед государством стоит насущная проблема реформирования структуры исполнительных органов и создания адекватного механизма реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду, а также иных экологических прав граждан во главе с соответствующим природоохранным органом.
Во-вторых, нуждаются «экологизации» многие нормативные правовые акты, особенно регулирующие отношения собственности, приватизации, банкротства, строительства, выращивания сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания, перевозки и размещения опасных грузов и т.д. Очевидна необходимость устранения пробелов законодательства в регулировании отношений при проведении экологического аудита, сертификации, маркировки, страхования, в определении вреда, причиненного экологическим правонарушением, в том числе морального вреда. Нуждается в реформировании и механизм привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения, что является определяющим фактором высокого уровня латентности правонарушений в данной области.
Таким образом, эффективность административного механизма защиты права граждан на благоприятную окружающую среду в целом и отдельных его элементов в частности в настоящее время нельзя назвать адекватной и отвечающей современным потребностям общества и государства.
Что касается судебного порядка защиты экологических прав граждан, в этой части отметим, что право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью.