Пол как типоформирующий признак играет значительную роль в формировании типа издания.
Ведь именно благодаря ему осуществляется удовлетворение информационных потребностей читателей как реципиентов информации в соответствии с их полом.
Современный российский рынок периодической печати отличается динамизмом. В частности, об этом свидетельствует рост объемов продаж на внутреннем рынке. Вместе с тем, тенденция развития периодической печати свидетельствует о том, что в современном обществе большей популярностью пользуются именно глянцевые журналы, поскольку основное их назначение – скрасить досуг и прорекламировать образ жизни.
С начала 90-х годов в России началось интенсивное развитие так называемой гендерной периодики. Этому способствовали политические, экономические и социальные факторы. Соответственно, производители печатной продукции стали работать на мужскую и женскую аудиторию отдельно. Женские и мужские журналы и газеты приобрели своего благодарного читателя, который впоследствии стал не только обращать внимание на то, что читать гендерную периодику стало модным, но и прислушиваться и руководствоваться советами этих изданий при принятии тех или иных решений.
Среди современной женской периодики принято выделять такие типы:
- социально-бытовые;
- семейно-бытовые;
- элитарные;
- литературно-художественные;
- феминистские;
- профессиональные;
- религиозные;
- журналы для девушек;
- журналы, специализированные по интересам.
Среди социально-бытовых журналов следует отметить «Работницу», «Крестьянку», «Советскую женщину» (после 1993 г. – «Мир женщины»).
Образ женщины в этих журналах формируется по принципу: «женщина – активный член общества». Такое мировоззрение формулирует соответственную тематику: вместе с политическими, идеологическими установками поднимаются и бытовые проблемы, социальные проблемы.
Главная ориентация семейно-бытовых журналов ориентируется на такие позиции:
- домашнее хозяйство;
- мода;
- кулинария;
- воспитание детей;
- здоровье женщины и т. д.
Как правило, публикации в таких журналах тематические далеки от политики, идеологии, общественных проблем. Основная мотивация – финансовые возможности потенциальной аудитории. Как правило, это средний либо высокий уровень достатка (поскольку и сама периодика для женщин – чаще всего, не очень дешевая).
Литературно-художественный тип представлен изданиями, адресованными женщинам, которые интересуются развитием отечественной литературы и культуры. Соответственно типаж журнала определяет и тематическую наполненность: речь идет о публикации всевозможных рецензий, анонсов и произведений-оригиналов.
Крайне интересной является категория феминистической прессы в России. Не смотря на то, что пресса такого типа находится только вначале своего развития, все же такой женский журнал, как «Пресс-секретарь» выполнен на высоком уровне. Тематика его касается не только особенностей профессии, но и подаются советы из серии, как правильно одеваться в офис, что делать, если начальник сексуально домогается (при этом подаются не только способы физической самозащиты, но и советы по юридеческой самозащите).
Основой женских религиозных изданий являются религиозные мировоззрения и связанные с ним мироощущения, вследствие чего этой прессой культивируется тип поведения женщины, ограничивающий ее социальную деятельность идеологией религиозного познания мира, догматами веры, постулирующими первоосновные задачи женщины в рамках института семьи.
Журналы для девушек своей целевой аудиторией видят 15-18 летних читательниц, среди них могут быть, как школьницы, так и студентки. Тематика таких изданий включает такие позиции:
- духовное развитие подростков;
- профориентация;
- воспитание;
- мода;
- здоровье;
- развлекательная информация (новости кино и шоу-бизнеса, литературная проза, кроссворд, гороскоп);
- домоводство.
В журналах, которые специализируются на определенных интересах аудитории, превалирует какая-либо одна из сфер, связанная с женским трудом внутри семьи, рукоделием и т. д.. Как правило, в них отсутствуют журналистские материалы, основными авторами выступают художники, модельеры, кулинары, дающие советы, рекомендации, либо сами читательницы (последнее особенно практикуют журналы, посвященные кулинарии).
Самыми яркими женскими изданиями являются журналы «Лиза» и «Cosmopolitan», поскольку именно они являются самыми яркими репрезентаторами всего разнообразия женской периодики в России.
Целевая аудитория обоих издания – социально активные, уверенные в себе, успешные женщины. Оба издания формируют потребительские предпочтения аудитории: красочная жизнь, модные наряды и стильные магазины. С той только разницей, что «Сosmopolitan» учит быть яркой за счет мужчины, а «Лиза» рассказывает о том, как зарабатывать на эту «яркость».
Основное содержание журнала «Сosmopolitan»:
- это последние тенденциях моды;
- секреты стиля;
- карьера;
- здоровье;
- фитнес;
- косметика;
- путешествия;
- отношения и многое другое.
Основное содержание журнала «Лиза» базируется практически на тех же позициях, только с учетом того, что журнал себя позиционирует не как издание, которое пропагандирует определенный стиль/имидж, а как издание, которое пропагандирует здоровый образ жизни. Соответственно тематика журнала вертится вокруг здорового образа жизни, а мода и косметика – как сопутствующие категории.
Можем утверждать, что средства массовой информации активно используют уже укоренившиеся в сознании гендерные стереотипы. Однако современные процессы, которые происходят в обществе, влияют на изменение сознания россиянок и выдвигают новые женские идеалы:
• деловая женщина;
• сексуальный партнер.
Современная идеологизация личной и внутрисемейной сторон жизни женщины приводит к расширению пропаганды стандарта внешнего вида, семейных функций, способа жизни (преимущественно обеспеченной женщины).
Одновременно наблюдается ослабление внимания женских изданий к духовному миру женщины.
Исследуя речевое проявление маскулинности и феминности в современной гендерно маркированной периодике, мы можем вести речь о том, что предубеждения, которые касаются женщин, в современно гендерной периодике сводятся только к социальным ролям, и стираются границы между лингвистическим выражение феминного и маскулинного поведения.