Итак, по итогам исследования можно сделать некоторые выводы.
Молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию, и поэтому вопросы, связанные с контролем занятости молодежи в трудовом процессе и помощи в этих вопросах являются вопросами государственной политики. С учетом того, что пути выхода из кризисной ситуации на молодежном рынке занятости связаны с препятствиями в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, все эти меры должны применятся комплексно.
Безработица молодежи одна из острейших социально-экономических проблем современности.
Особенностями причин молодежной безработицы помимо социально-экономических аспектов являются следующие:
• молодые специалисты в силу своей незрелости и недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных категорий на рынке труда;
• чрезмерная амбициозность выпускников вузов, завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с низов;
• отсутствие четкой профессиональной определенности;
• отсутствие практической подготовки к любому реальному труду;
• слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, ведут к оттоку молодых кадров за рубеж.
Основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной, динамичной и перспективной категории населения, т.е. из молодежи.
Такая ситуация чревата самыми острыми социально-экономическими последствиями для современного общества. Безработица как таковая является не только индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных социально-экономических проблем современного общества.
Сужение источников доходов семей при росте безработицы, вызывая снижение уровня потребления, не может не стать причиной обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, такая слабая социальная защищенность приводит молодежь к разочарованию в жизни и как крайний выход - к увеличению самоубийств.
Большое распространение безработицы среди молодежи, у которых еще не устоявшаяся психика, чрезмерные амбиции молодых специалистов, юношеский максимализм и реактивность, еще больше усугубляет эту проблему.
Безработица среди молодежи ведет:
• к бедности и обнищанию бюджетов молодых семей;
• снижению социальной защищенности и неадекватной оценке молодежного труда, что способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов за рубеж;
• усугублению криминогенной обстановки в стране.
Правительства многих государств, понимая остроту проблемы молодежной безработицы, направляют значительные финансовые средства на адаптацию молодых работников к условиям рынка занятости. Такие затраты в первую очередь направляются на цели совершенствования качественного состава рабочей силы, они долгосрочны и определяют развитие национальных экономик на многие десятилетия вперед.
В настоящее время в Российской Федерации государством не создано достаточно необходимых условий, которые обеспечивали бы реализацию прав молодых граждан на труд.
Рост молодежной безработицы ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, еще снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста. В молодежной политике до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центральных органов и регионов в рамках целевых программ по молодежной политике.
Для обеспечения трудоустройства молодежи, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, направлены государственные и региональные программы содействия занятости молодежи, в рамках которых для сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, а также ориентации молодежи на поиск работы с использованием услуг органов службы занятости, проводится комплекс мероприятий, помогающий в трудоустройстве, включающий ярмарки вакансий, специализированные ярмарки, мини-ярмарки, программа организации временной занятости безработной молодежи «молодежная практика», организации временной занятости несовершеннолетних от 14 до 18 лет, организация служб по решению психологических проблем безработных.
Как пример мероприятий в рамках комплексного подхода к решению проблемы молодежной безработицы, может быть создание агентства студенческой занятости с отделениями во всех вузах.
Проведение месячника ликвидации безграмотности на рынке труда с проведением обучения, консультаций, деловых игр, лекций и др.
Проведение ярмарок-презентаций перед окончанием вуза с привлечением к потенциальных работодателей и кадровых агентств.
Создание специальных телефонных линий по получению студентами бесплатной информации о вакансиях, правил трудоустройства, трудовых спорах и т.п.
В общем и целом, в определенной мере решению этой проблемы могли бы способствовать предложения по снижению уровня молодежной безработицы в России:
- заново ввести систему распределения выпускников учебных заведений по рабочим местам, конечно, с учетом современной социально-политической обстановки в стране. В этом вопросе, думается, роль регулятора должны взять на себя местные органы власти;
- закрепить на законодательном уровне решение жилищного вопроса, в частности, развивать систему общежитий, молодежного ипотечного кредитования с участием вклада в нее работодателей;
- на государственном уровне пересмотреть уровень оплаты так называемых непрестижных в плане оплаты профессий;
- на государственном уровне с привлечением средств массовой информации создавать социальную привлекательность непрестижных на настоящее время профессий.