I. Введение3 II. Глава 1. Творчество Д.Д.Шостаковича9 § 1.Краткий обзор биографии Д.Д.Шостаковича, становление творчества9 § 2. Значение полифонии в творчестве Д.Д.Шостаковича13 § 3. Полифонические приемы в творчестве Д.Д.Шостаковича17 III. Глава 2. Обзор прелюдии и фуги ми минор25 § 1. Прелюдия ми минор25 § 2. Фуга ми минор31 Заключение41 Список литературы46

\"Особенности полифонии Шостаковича на примере прелюдии и фуги ми-минор\".

дипломная работа
Культура
50 страниц
80% уникальность
2013 год
211 просмотров
Соловьева Е.
Эксперт по предмету «Музыка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
I. Введение3 II. Глава 1. Творчество Д.Д.Шостаковича9 § 1.Краткий обзор биографии Д.Д.Шостаковича, становление творчества9 § 2. Значение полифонии в творчестве Д.Д.Шостаковича13 § 3. Полифонические приемы в творчестве Д.Д.Шостаковича17 III. Глава 2. Обзор прелюдии и фуги ми минор25 § 1. Прелюдия ми минор25 § 2. Фуга ми минор31 Заключение41 Список литературы46
Читать дальше
Творчество Шостаковича — исключительное явление искусства XX века, одно из самых ярких, страстных, человечных и пронзительно-самобытных проявлений русского музыкального гения. Шостакович, выражая личное, выразил общее — состояние души народа, великого народа, к которому он принадлежал и которому посвятил свою жизнь. Применительно к этому художнику понятия «творчество» и «жизнь» представляются особенно неразделимыми, слитными, взаимопроникающими. Время приносит все новые и новые доказательства классичности музыки Шостаковича. При жизни композитора, в момент рождения новых его произведений, бросаются, прежде всего, черты новизны, актуальности, современности в непосредственном, прямом значении этого слова. Многообразие жизненного содержания, конфликты времени, красоту человека, жизнь его духа в радости и страдании, в часы всенародных испытаний и минуты всенародного ликования композитор выразил с такой убеждающей силой и энергией, с такой опаляющей правдой самораскрытия, что иначе как художественным откровением созданное им назвать нельзя.


Дипломная работа по механике на заказ является подходящим решением для тех, кто не хочет писать работу самостоятельно. Доверьте ваш диплом профессиональным авторам Work5!


. Взгляд на музыку Шостаковича как на художественное откровение классического композитора (а не злободневное создание современника) — одно из проявлений сегодняшнего подхода к ней. Важность системного изучения творческого наследия Д. Шостаковича как собрания текстов исключительной художественной и философской значимости неоспорима. Подобно современникам – И. Стравинскому, С. Прокофьеву, А. Шёнбергу, А. Веберну, ? Шостакович в уникальной художественной форме отразил в своих сочинениях судьбу эпохи в зеркале собственного стиля. «Вероятно, Шостакович, подчиняясь принципу обобщённо программного преломления образов реальной действительности, интуицией гения запечатлевал одновременно и структуру того потока жизненных реалий, который врезался в творческое сознание композитора как объективная непреложная сила, и одновременно его внутреннее содержание» . По мере увеличения исторической дистанции возрастает потребность осмысления творческого наследия Шостаковича с новых, диктуемых современностью точек зрения. Так, с течением времени представляется всё более актуальным сравнение художественных открытий Шостаковича с достижениями композиторов следующих поколений, исходя из спектра применяемых средств музыкального языка. Со времени жизни Шостаковича миновала целая эпоха, кардинально сменились ценности самого разного плана. Многие сферы музыкального языка, включая сюда систему жанров, драматургию, стилистику художественного высказывания, принципы организации музыкальной ткани, представление о ценности системы классических средств выразительности ? устремились не просто вперёд, а в иную сторону. Это создаёт ситуацию своего рода вызова: сможет ли музыка Шостаковича пережить своё время настолько, чтобы выдерживать конкуренцию с музыкой наших современников; не осталось ли в прошлом, с его жанровой, стилевой и коммуникативной системой, громадное композиторское дарование Степень разработанности темы. Интерес к, личности и, творчеству Шостаковича с годами, не угасает. Лишь, совсем недавно дана объективная историческая оценка той эпохе, в которую суждено-было жить и творить, великому мастеру. Благодаря этому стало возможным рассмотрение его произведений в широком-социокультурном контексте. Среди огромного количества работ о композиторе отметим: - монографические труды Л. О. Акопяна, В: И. Бобровского, Л. В. Да-нилевича, А. Н. Дмитриева, А. Н. Должанского, Л. А. Мазеля, И. И. Мартынова, Г. А. Орлова, М. Д; Сабининой, С. М. Хентовой и др:; - сборники статей о* Шостаковиче под редакциями М. В: Ардова, Л. Г. Бергер, Е. Б. Долинской; Л. Г. Ковнацкой, Г. Ш. Орджоникидзе, М. П. Рахмановой, Л. В. Саввиной, Г. М. Шнеерсона, М. А. Якубова и др.; - статьи в периодических изданиях — журналах «Музыкальная академия» (два номера целиком-посвящены Шостаковичу - № 4 за 1997 г. и № 3 за 2006 г.), «Музыкальная-жизнь» (полностью № 17 за-1976 г.), «Советская-музыка» и др. Заявленная направленность исследования побуждает затронуть вопрос периодизации творчества. Существующие варианты, в целом не противоречащие друг другу, предложены, в частности, такими авторами как М. Сабинина , К. Мейер , Л. Акопян . Полифонии Шостаковича, как известно, посвящён ряд фундаментальных трудов, в которых отражены различные стороны стилистики его сочинений. Особое внимание исследователи уделили циклу «24 прелюдии и фуги» ор. 87, что вполне естественно: ему посвятили работы А. Должанский , В. Задерацкий , К. Южак , Т. Левая и др. Актуальность темы исследования. Изучение полифонии Шостаковича, разумеется, не ограничено формой фуги, и в целом ряде работ представлена весьма развёрнутая картина явления. Однако, при всей внушительности и разносторонности исследований, в музыковедческих работах в полной мере не получили системного описания изменения полифонического языка Шостаковича, связанные с эволюцией стиля композитора. Причины, которые способствовали возникновению существенных различий между особенностями полифонии различных периодов музыки Шостаковича, остались неизученными. В данной работе предпринята попытка доказать, что эволюция полифонического мышления Шостаковича проявляется в целом ряде признаков. В качестве Объекта настоящего исследования выступает полифонии Шостаковича. Предметом исследования являются прелюдии и фуги ми-минор. Методология исследования. В качестве основных методов настоящего исследования выступают: анализ существующей литературы по данной теме, метод изучения первоисточников, сравнительный анализ фактуры бетховенских сочинений, метод установления причинно-следственных связей, индуктивный метод (построение логических выводов на основе перехода от частного положения к общему). Отсюда цель исследования ? проследить, каким образом общие изменения авторского стиля отражены в полифонии Шостаковича ми минор. В связи с поставленной целью в задачи исследования входит следующее: ? представить аналитическую характеристику всех основных полифонических форм прелюдии и фуги ми минор; ? выявить стабильные и мобильные черты полифонических форм и приёмов письма; ? определить комплекс качеств полифонии Шостаковича; ? показать наличие специфических фактурных и тематических приёмов - лексем индивидуальной полифонической поэтики Шостаковича; ? дать представление о системе взаимодействий полифонических форм. Материалом исследования стала прелюдия и фуга ми минор Шостаковича. Теоретическая база. В первую очередь в основу подхода легли исследования о полифонии Шостаковича. Помимо работ разных авторов, посвящённых циклу «24 прелюдии и фуги» ор. 87, это ряд монографий, работы по различным теоретическим и историческим вопросам полифонии. Базовые понятия, на которые мы опираемся, и вопросы, которые затрагиваются в работе, касаются таких явлений, как метод тематически концентрированного развёртывания, вариантное прорастание (В. Бобровский); полифонический тематизм, полифонический симфонизм, период полифонического развёртывания (В. Задерацкий); полифоничность фактуры (А. Шнитке, Э. Денисов, К. Южак, Г. Кочарова, П. Кан); соотношение горизонтали и вертикали (А. Дол-жанский, В. Бобровский, Т. Левая, Ю. Холопов); драматургическая роль полифонии в сочинениях Шостаковича (Вл. Протопопов, В. Задерацкий, С. Мелешина); учтены работы, в которых музыка Шостаковича рассматривается с точки зрения феноменологии (Л. Акопян), семантики (А. Должанский, В. Валькова, Д. Гойови, О. Скорбященская, П. Кан, И. Цахер, И. Васирук), а также вопросов соотнесения полифонии Шостаковича с историей многоголо-сия (В. Задерацкий, А. Должанский, Н. Герасимова-Персидская, Т. Дубравская), с культурно-художественным контекстом эпохи (Н. Герасимова-Персидская), определения места полифонии Шостаковича в эволюции поли-фонического языка ХХ века (И.Кузнецов). Научная новизна исследования. В работе впервые установлено следующее: ? рассмотрены особенности стилистических изменений средств полифонии Шостаковича, выявлены её качества как показателя и одновременно фактора изменений стиля композитора; ? определены качества, композиционные условия и частота появления в тот или иной период творчества фугированных форм, канонов, полифонических вариаций; выявлены и рассмотрены случаи неклассических типовых и индивидуализированных форм; ? описан комплекс индивидуальной полифонической поэтики Шостаковича; В соответствии с обозначенными целью и задачами структура работы включает: введение, две главы, заключение и библиографию. Для иллюстрации выносимых положений в тексте используются нотные примеры.?

Читать дальше
Появление высоких степеней чисел в произведениях Шостаковича видится нами как результат усложнения музыкально языка, в частности метрической структуры (переменный метр), в музыке XX-го века. Этот богатый и разнообразный материал в сочетании с материалом классического и романтического наследия дает возможность определить основное русло поисков композиторов в звуковысотной сфере тематизма фуги как поиск "интонационного события". Практически весь исторический путь развития фугового тематизма связан с этими поисками. Но "интонационная событийность" связана не только с звуко-высотными свойствами темы. Сюда можно добавить и иные стороны, в частности фактор протяженности. Тема фуги представляет собой совокупность определяющих ее признаков. Рассмотрение каждого из них в отдельности возможно только лишь для подтверждения специфических свойств одного из главных элементов, но даже такое абстрагирование в аналитических целях обязательно предполагает учет и иных сторон. Так, рассматривая особенности интонационного строения тем фуг, мы затрагивали (правда, косвенно) такую сторону, как протяженность теш, ибо интонационное содержание всегда заключено в конкретные масштабы, и от них, по сути дела, зависит выразительность тех или иных оборотов, оттого насколько они сосредоточены или рассредоточены. В такой же, если не в большей степени, незримо присутствовал вопрос содержания тематизма с точки зрения временных или метро-ритмических соотношений. Каждый мелодический оборот существует не как некое бесплотное сопряжение двух или больше звуко-высотных точек. Он облекается в реальную плоть только лишь тогда, когда начинает пульсировать, в системе акцентов, метрических долей, в системе их соотношений. Только лишь тогда возникает более полное понятие мелодико-ритмической интонации. Но образуя сложное единство, взаимодействие разных по своей материальной основе сторон, каждая из них обладает своей автономией. И именно это различие в "происхождении" и позволяет рассматривать их до известного предела самостоятельно. Это взаимодействие временной и звуко-высотной сторон (по сути, материализация временных отношений) имеет еще одну сторону проявления. Речь идет о том, каким образом оно воздействует на восприятие музыкального материала слушателем. Воспринимая совокупность средств, образующих мелодию, наше ухо привычно ориентируется на приоритет высотного начала, несущего самую важную информацию. Процесс этот сложный, но тем не менее момент расчлененности в сознании, слухе обязательно присутствует. Шостакович приступает к работе над циклом «24 прелюдии и фуги» для фортепиано в октябре 1950 года после своей поездки на баховские юбилейные торжества в Лейпциге. Среди причин, побудивших композитора создать этот сборник, прежде всего называются его творческая дань двухсотлетию со дня смерти Баха и желание написать нечто вроде технических упражнений в полифоническом жанре с целью совершенствования своего полифонического мастерства. Ссылка на музыкальное приношение к баховской дате позволило Шостаковичу вывести из-под цензурных нападок свое творческое credo, никак не вписывающееся в идеологическую атмосферу того времени. Его credo приближается к понятию категорического императива Э.Канта, рассматриваемого в качестве безусловного нравственного веления, изначально присущего разуму и извечно лежащего в основе морали. Если у Баха этический идеал «возвышение через страдание», рассматриваемый, прежде всего, в религиозной плоскости, носит априорный характер, то нравственно-художественное убеждение Шостаковича формируется в процессе взаимосвязи законов бинарного полифонического цикла с симфоническим мышлением. В этом нельзя не заметить сходства с симфо-полифонической техникой Бетховена, позволяющей не только демонстрировать становление и утверждение ведущей мысли в борьбе с ее антиподами и с собственными внутренними противоречиями, но и трансформировать ее в новое художественное качество. Прелюдия и фуга у Шостаковича образуют единое драматургическое целое. При этом ни одна прелюдия, в отличие от баховских, не является драматургически законченным произведением. Это становится очевидным благодаря: • знаку attaca, указывающему на отсутствие временного перерыва между прелюдией и фугой; • наличию несовершенной каденции в заключительном такте прелюдии; • прямому интонационному родству или даже музыкальному тождеству прелюдии и фуги; • восприятию прелюдии как начальной стадии развития и трансформации музыкального образа всего цикла; • сближению полифонического цикла с двухчастной контрастно-составной формой. Тема фуги всегда формируется из музыкального материала прелюдии: в одних случаях – интонационная структура темы фуги заложена уже в исходных интонациях прелюдии (метод интонационного сближения), в других – оно постепенно отшлифовывается в ходе развития лишь к концу прелюдии, создавая эффект сопряжения между частями цикла. Переосмысление прелюдийного потенциала при сохранении глубинной сути исходного образного посыла создает в фуге новую, более высокую ступень человеческого сознания. Важное место в арсенале средств, воплощающих трагическое мироощущение, занимает ладовая драматургия цикла. Шостакович доказывает, что лад как принцип художественного мышления не только не изжил себя, но и стал вполне современной основой для оформления и развития музыкальной мысли в процессе усугубления и максимального обострения психологизма. Чаще всего это связано с намеренным понижением минорных ладов Соединение у Шостаковича в контексте смелого музыкального языка традиций драматического симфонизма, баховской полифонии и музыкальной культуры строгого стиля создает особую разновидность бинарного полифонического цикла, ставшего для композитора уникальной формой осмысления собственной жизни, места и судьбы художника в современном мире, истинности подлинных гуманистических ценностей в условиях нравственной деградации общества и распада человеческой личности, воспринимаемых мастером как личную трагедию.
Читать дальше
1. Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. – С.-Петербург, 2004. – 474 с. 2. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: жизнь и творчество. – М.: «Советский композитор», 1980. – 304 с. 3. Должанский А. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича – Л.: «Советский композитор», 1970. – 260 с. 4. Д. Шостакович. Проблемы стиля. – Сб. тр. Вып.149 / Изд-во РАМ им. Гнесиных. М., 2003. – 154 с. 5. Мейер К. Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время. – СПб.: Ком-позитор, 1998. – 559 с. 6. Долинская Е. Б. История современной отечественной музыки, вып.3 // Учебное пособие. - М. «Музыка», 2001. 7. Лейе Т. Д. Д. Шостакович. // Отечественная музыкальная литература, вып. 2. Ред.-сост. Дурандина Е. - М. «Музыка», 2002. 8. Мазель. Л. Этюды о Шостаковиче. - М. «Советский композитор», 1986. 9. Мейер. К. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время. - С.- П. Композитор, 1998. 10. Николаева Н. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия под ред. Келдыша, т.5. - М., 1981 11. Хентова С. Шостакович: тринадцатая симфония. «Музыкальная жизнь» №15 – 16, 1991. 12. Сабинина М. Шостакович-симфонист. - М. «Музыка», 1976. 13. Фрумкин В.Особенности сонатной формы в симфониях Шостаковича // Черты стиля Шостаковича - М., 1962. 14. Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба : воспоминания, статьи, исследования, радиопередачи / Ред. С. С. Крылатова. – М. : Классика ХХІ, 2005. – 363 с. 15. Клочкова Е. Библейские симфонии Алемдара Караманова / Клочкова Е. – М. 16. Композитор, 2005. – 228 с. 17. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии ХХ века : исследование / Кузнецов И. – М. : НТЦ «Консерватория», 1994. – 206 с. 18. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества : исследование / Соколов А. – М. : Музыка, 1992. – 226 с. 19. Теория современной композиции : учеб. пособие / Отв. ред. В. C. Ценова. – М. : Музыка, 2005. – 624 с. 20. Холопова В. Формы музыкальных произведений : учеб. пособие [2-е изд., испр.] / Холопова В.— СПб. : Издательство «Лань», 2001. — 496 с. 21. Буслер Л. Строгий стиль. М.: Музгиз, 1925. - 191 с. 22. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы: Монография. 2-е изд., доп. - Л.: Худож. лит., 1978. - 224 с. 23. Валькова Б. К вопросу о понятии "музыкальная тема". В кн.: Музыкальное искусство и наука. Вып.З. М., 1978, с.168-190. 24. Глебов И. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых музыкально-технических оборотов. Вып.1. Пг.:Изд-во Муз.Отд.НКП, 1919. - 102 с. 25. Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии. 3-е изд.-М.: Музыка, 1977. - 310 с. 26. Грубер Р. История музыкальной культуры. Т.2, ч.1. -М.: Музгиз, 1953. - 413 с.29. 27. убницкая С. Фуга у Бетховена: Дипломная работа. Новосибирск, 1971. - 103 с. - Рукопись. 28. Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники. В кн.: Музыка и современность. Вып.6. М., 1969, с.478-525. 29. Дмитриев А. Полифония как фактор формообразования: Теоретическое исследование на материале руссой классической и советской музыки. Л.: Музгиз, 1962. - 488 с. 30. Должанский А. 24 прелюдии и фуги Шостаковича. Л.: Сов. композитор, 1963. - 275 с. 31. Должанский А. 0 некоторых композиционных особенностях инструментальных фут Баха: Дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. Ташкент, 1941. - 130 с. 32. Должанский А. Относительно фуги. Сов. музыка, 1959, Я 4, с.94-102. 33. Домбровская 0. Полифонические особенности гомофонного тематизма Шумана. В кн.: Проблемы музыкальной науки. Вып.4. М., 1979, с.259-284. 34. Дмитрий шостакович в контексте истории: художник и время (публикация автора на scipeople) Петров В.О. - Изучая мир Дмитрия Шостаковича: Сборник статей / Сост. – Г.П. Овсянкина. , 2011 35. Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 1.-Л.: Сов. композитор, 1985.-544 с. с ил. 36. Козинцев Г. М. О Д. Д. Шостаковиче.- Цит. по кн.: Козинцев Г. М. Собр. соч. в пяти томах.-Л.: Искусство, 1983, т. 2, с. 426, 433. 37. Мазель Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича.-Цит. по кн.: Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки.-М.: Сов. композитор, 1982, с. 274 38. Кабалевский Д. Б. Несколько слов о Дмитрии Шостаковиче.-В кн.: Дмитрий Шостакович.-М.: Сов. композитор 1967, с. 91. 39. Мравинский Е. А. Тридцать лет с музыкой Шостаковича.- В кн.: Дмитрий Шостакович, с. 105. 40. Шостакович Д. Д. Жизнеописание. ЦГАЛИ, ф. 2048, on. 1, ед. хр. 66. 41. Д. Шостакович. о времени и о себе.-М.: Сов. композитор, 1980, с. 242. 42. Серебрякова Г. И. О других и о себе.- М.: Сов. писатель, 1971, с. 312. 43. Стенографический отчет заседания правления Ленинградской композиторской организации с активом, посвященного итогам работы над советской оперой.-ЛГАЛИ, ф. 9709, оп. 1, ед. хр. 22, с. 7. 44. Шостакович Д. Д. Будем трубачами великой эпохи. 45. Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды-Л.: Музгиз, 1956, с. 295 46. Частично выписки Шостаковича сохранились.- ГЦММК, ф. 32. ЦГАЛИ, ф. 2048. оп. 1, ед. хр. 64. 47. Выступление на дискуссии 1935 года о советском симфонизме // Сб.: Памяти И. И. Соллертинского.- Л.: Сов. композитор, 1978, с. 193. 48. Шостакович ЛЛ. Балет и музыка. Келдыш Ю. В, Итоги развития советской музыки в 30-х годах.- В кн.: История музыки народов СССР, т. 2, с. 473. 49. Шостакович Д. Д. Мой творческий ответ. Мравинский Е. А. Тридцать лет с музыкой Шостаковича, с. 112 Смена, 1938, 18 окт. 50. И.Прохорова, Г.Скудина, «Советская музыкальная литература», издательство «Музыка», М, 1982. 51. Ю.Алиев, «Музыка», издательство «Музыка»,М, 1983. 52. Л.Третьякова, «Страницы советской музыки», издательство «Знание»,М, 1980. 53. В,Медушевский, «Энциклопедический словарь музыканта», издательство «Педагогика», М, 1985. ена, 1938, 18 окт.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image