Дипломная работа по механике на заказ является подходящим решением для тех, кто не хочет писать работу самостоятельно. Доверьте ваш диплом профессиональным авторам Work5!
. Взгляд на музыку Шостаковича как на художественное откровение классического композитора (а не злободневное создание современника) — одно из проявлений сегодняшнего подхода к ней. Важность системного изучения творческого наследия Д. Шостаковича как собрания текстов исключительной художественной и философской значимости неоспорима. Подобно современникам – И. Стравинскому, С. Прокофьеву, А. Шёнбергу, А. Веберну, ? Шостакович в уникальной художественной форме отразил в своих сочинениях судьбу эпохи в зеркале собственного стиля. «Вероятно, Шостакович, подчиняясь принципу обобщённо программного преломления образов реальной действительности, интуицией гения запечатлевал одновременно и структуру того потока жизненных реалий, который врезался в творческое сознание композитора как объективная непреложная сила, и одновременно его внутреннее содержание» . По мере увеличения исторической дистанции возрастает потребность осмысления творческого наследия Шостаковича с новых, диктуемых современностью точек зрения. Так, с течением времени представляется всё более актуальным сравнение художественных открытий Шостаковича с достижениями композиторов следующих поколений, исходя из спектра применяемых средств музыкального языка. Со времени жизни Шостаковича миновала целая эпоха, кардинально сменились ценности самого разного плана. Многие сферы музыкального языка, включая сюда систему жанров, драматургию, стилистику художественного высказывания, принципы организации музыкальной ткани, представление о ценности системы классических средств выразительности ? устремились не просто вперёд, а в иную сторону. Это создаёт ситуацию своего рода вызова: сможет ли музыка Шостаковича пережить своё время настолько, чтобы выдерживать конкуренцию с музыкой наших современников; не осталось ли в прошлом, с его жанровой, стилевой и коммуникативной системой, громадное композиторское дарование Степень разработанности темы. Интерес к, личности и, творчеству Шостаковича с годами, не угасает. Лишь, совсем недавно дана объективная историческая оценка той эпохе, в которую суждено-было жить и творить, великому мастеру. Благодаря этому стало возможным рассмотрение его произведений в широком-социокультурном контексте. Среди огромного количества работ о композиторе отметим: - монографические труды Л. О. Акопяна, В: И. Бобровского, Л. В. Да-нилевича, А. Н. Дмитриева, А. Н. Должанского, Л. А. Мазеля, И. И. Мартынова, Г. А. Орлова, М. Д; Сабининой, С. М. Хентовой и др:; - сборники статей о* Шостаковиче под редакциями М. В: Ардова, Л. Г. Бергер, Е. Б. Долинской; Л. Г. Ковнацкой, Г. Ш. Орджоникидзе, М. П. Рахмановой, Л. В. Саввиной, Г. М. Шнеерсона, М. А. Якубова и др.; - статьи в периодических изданиях — журналах «Музыкальная академия» (два номера целиком-посвящены Шостаковичу - № 4 за 1997 г. и № 3 за 2006 г.), «Музыкальная-жизнь» (полностью № 17 за-1976 г.), «Советская-музыка» и др. Заявленная направленность исследования побуждает затронуть вопрос периодизации творчества. Существующие варианты, в целом не противоречащие друг другу, предложены, в частности, такими авторами как М. Сабинина , К. Мейер , Л. Акопян . Полифонии Шостаковича, как известно, посвящён ряд фундаментальных трудов, в которых отражены различные стороны стилистики его сочинений. Особое внимание исследователи уделили циклу «24 прелюдии и фуги» ор. 87, что вполне естественно: ему посвятили работы А. Должанский , В. Задерацкий , К. Южак , Т. Левая и др. Актуальность темы исследования. Изучение полифонии Шостаковича, разумеется, не ограничено формой фуги, и в целом ряде работ представлена весьма развёрнутая картина явления. Однако, при всей внушительности и разносторонности исследований, в музыковедческих работах в полной мере не получили системного описания изменения полифонического языка Шостаковича, связанные с эволюцией стиля композитора. Причины, которые способствовали возникновению существенных различий между особенностями полифонии различных периодов музыки Шостаковича, остались неизученными. В данной работе предпринята попытка доказать, что эволюция полифонического мышления Шостаковича проявляется в целом ряде признаков. В качестве Объекта настоящего исследования выступает полифонии Шостаковича. Предметом исследования являются прелюдии и фуги ми-минор. Методология исследования. В качестве основных методов настоящего исследования выступают: анализ существующей литературы по данной теме, метод изучения первоисточников, сравнительный анализ фактуры бетховенских сочинений, метод установления причинно-следственных связей, индуктивный метод (построение логических выводов на основе перехода от частного положения к общему). Отсюда цель исследования ? проследить, каким образом общие изменения авторского стиля отражены в полифонии Шостаковича ми минор. В связи с поставленной целью в задачи исследования входит следующее: ? представить аналитическую характеристику всех основных полифонических форм прелюдии и фуги ми минор; ? выявить стабильные и мобильные черты полифонических форм и приёмов письма; ? определить комплекс качеств полифонии Шостаковича; ? показать наличие специфических фактурных и тематических приёмов - лексем индивидуальной полифонической поэтики Шостаковича; ? дать представление о системе взаимодействий полифонических форм. Материалом исследования стала прелюдия и фуга ми минор Шостаковича. Теоретическая база. В первую очередь в основу подхода легли исследования о полифонии Шостаковича. Помимо работ разных авторов, посвящённых циклу «24 прелюдии и фуги» ор. 87, это ряд монографий, работы по различным теоретическим и историческим вопросам полифонии. Базовые понятия, на которые мы опираемся, и вопросы, которые затрагиваются в работе, касаются таких явлений, как метод тематически концентрированного развёртывания, вариантное прорастание (В. Бобровский); полифонический тематизм, полифонический симфонизм, период полифонического развёртывания (В. Задерацкий); полифоничность фактуры (А. Шнитке, Э. Денисов, К. Южак, Г. Кочарова, П. Кан); соотношение горизонтали и вертикали (А. Дол-жанский, В. Бобровский, Т. Левая, Ю. Холопов); драматургическая роль полифонии в сочинениях Шостаковича (Вл. Протопопов, В. Задерацкий, С. Мелешина); учтены работы, в которых музыка Шостаковича рассматривается с точки зрения феноменологии (Л. Акопян), семантики (А. Должанский, В. Валькова, Д. Гойови, О. Скорбященская, П. Кан, И. Цахер, И. Васирук), а также вопросов соотнесения полифонии Шостаковича с историей многоголо-сия (В. Задерацкий, А. Должанский, Н. Герасимова-Персидская, Т. Дубравская), с культурно-художественным контекстом эпохи (Н. Герасимова-Персидская), определения места полифонии Шостаковича в эволюции поли-фонического языка ХХ века (И.Кузнецов). Научная новизна исследования. В работе впервые установлено следующее: ? рассмотрены особенности стилистических изменений средств полифонии Шостаковича, выявлены её качества как показателя и одновременно фактора изменений стиля композитора; ? определены качества, композиционные условия и частота появления в тот или иной период творчества фугированных форм, канонов, полифонических вариаций; выявлены и рассмотрены случаи неклассических типовых и индивидуализированных форм; ? описан комплекс индивидуальной полифонической поэтики Шостаковича; В соответствии с обозначенными целью и задачами структура работы включает: введение, две главы, заключение и библиографию. Для иллюстрации выносимых положений в тексте используются нотные примеры.?