Введение 3 1 Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 6 1.1. Основные направления прокурорского надзора 6 1.2. Задачи, предмет и сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве 11 1.3. Правовая регламентация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия 23 2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия 31 2.1. Полномочия прокурора на досудебной стадии, направленные на выявление нарушений закона. 36 2.2. Полномочия прокурора на досудебной стадии, направленные на устранение нарушений закона. 37 2.3. Полномочия прокурора на досудебной стадии, направленные на предупреждение нарушений закона. 39 3 Особенности прокурорского надзора а исполнением законов в досудебном производстве 41 3.1. Особенности прокурорского надзора за законностью возбуждения и отказа возбуждении уголовного дела 41 3.2. Особенности прокурорского надзора за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, за законностью задержания подозреваемых и принятия к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу 47 3.3. Особенности прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевших 52 Заключение 58 Список используемой литературы. 64

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

дипломная работа
Право
6 страниц
Оригинальность: нет данных
2013 год
96 просмотров
Евстафьева М.
Эксперт по предмету «Прокурорский надзор»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 6 1.1. Основные направления прокурорского надзора 6 1.2. Задачи, предмет и сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве 11 1.3. Правовая регламентация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия 23 2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия 31 2.1. Полномочия прокурора на досудебной стадии, направленные на выявление нарушений закона. 36 2.2. Полномочия прокурора на досудебной стадии, направленные на устранение нарушений закона. 37 2.3. Полномочия прокурора на досудебной стадии, направленные на предупреждение нарушений закона. 39 3 Особенности прокурорского надзора а исполнением законов в досудебном производстве 41 3.1. Особенности прокурорского надзора за законностью возбуждения и отказа возбуждении уголовного дела 41 3.2. Особенности прокурорского надзора за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, за законностью задержания подозреваемых и принятия к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу 47 3.3. Особенности прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевших 52 Заключение 58 Список используемой литературы. 64
Читать дальше
Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан. Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка. Актуальность избранной темы заключается в том, что прокурорский надзор имеет самые широкие границы, которыми не обладает ни один государственный орган. Федеральный закон №87 от 5.06.2007г. «О внесении изменений в УПК Российской Федерации» и Федеральный закон №2202-1 от 17.01.1992г.


На Work5 выполнение контрольных работ на заказ в Томске не занимает много времени.


. «О прокуратуре Российской Федерации» кординальным образом изменили полномочия прокурора, формы и методы прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия. Новизна избранной темы заключается в комплексном освещении во-просов, связанных с осуществлением прокуратурой надзорных функций за органами дознания и органами предварительного следствия. Значимость работы – содержащийся в работе материал призван совершенствовать дальнейший процесс правотворчества, правоприменения, а также выявляет рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора. Цель выпускной квалификационной работы: 1) всестороннее и полное исследование прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия; Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Определить сущность прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса; 2. Раскрыть особенности прокурорского надзора; 3. Исследовать пределы компетенции прокурора и средства прокурорского реагирования при осуществлении надзора в досудебных стадиях уголовного процесса. Объектом исследования является комплекс правоотношений, лежащих в основе реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за органами дознания и предварительного следствия. Предметом исследования являются нормы законодательных актов, соответствующие разъяснения по способам реализации соответствующих норм на практике, научно-практические руководства, научно-исследовательская литература. Методикой исследования является исторический, логический, а также метод сравнения. Структура работы состоит из введения, трех основных вопросов, за-ключения. В первом вопросе «Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия» раскрывается само понятие «прокурорский надзор», а также каждое из основных направлений прокурорского надзора. Во втором вопросе «Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия» рассматриваются основные полномочия прокурора на стадии, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона. В третьем вопросе «Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве» освещаются особенности надзора за законностью возбуждения и отказа от возбуждения уголовных дел, привлечения лиц в качестве обвиняемых, законностью задержания подозреваемых и принятия к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, а также надзор за обеспечением прав потерпевших.

Читать дальше
Итак, прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия был закреплен в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» как одно из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Вместе с тем в ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия также является надзором за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляется исключительно на основе закона. Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за процессуальной деятельностью всех органов дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности. Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (например, отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и дознавателя, утверждение обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд, возвращение уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия). С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений. Это положение конкретизировано в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Принимая во внимание, что предметом прокурорского надзора является законность всей деятельности органов дознания и органов предварительного следствия, можно тем не менее выделить «ключевые» моменты досудебного производства по уголовным делам, где предметом прокурорского надзора будет законность важнейших действий и процессуальных решений следователя, дознавателя и органа дознания. К ним могут быть отнесены: 1) законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел; 2) законность задержания подозреваемого; 3) законность привлечения лица в качестве обвиняемого; 4) возбуждение ходатайств перед судом о применении к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и о продлении срока содержания под стражей; о применении иных мер процессуального принуждения; о производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом; 5) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; 6) исполнение требований закона об установлении всех обстоя-тельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу; 7) законность принятия решения при окончании предварительного следствия. С введением в действие с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса РФ роль прокурора в досудебном производстве по уголовным делам не только не уменьшается, но и становится более значительной. В приказе Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. № 7 «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства» отмечается, что на прокурора возлагается ведущая роль в осуществлении уголовного преследования, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, соблюдением законности, конституционных прав и свобод граждан. Новые положения уголовно-процессуального закона, такие как дача согласия прокурором на возбуждение всех уголовных дел; применение мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и продление срока содержания под стражей ис-ключительно по судебному решению; углубление состязательных начал судопроизводства, требуют от прокуроров принятия неотложных мер по организации работы в соответствии с положениями нового Уголовно-процессуального кодекса РФ. Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно традици-онно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона. Характерной их чертой является то, что все они носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия прокурора в досудебном производстве в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ - это полномочия прокуроров городов и районов, их заместителей, приравненных к ним прокуроров и вышестоящих прокуроров. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и органы предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности. К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относятся: 1) право (и обязанность) прокурора проверять исполнение требова-ний федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) право участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия; 3) право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя, дознавателя (ст. 124 УПК). Значительный объем полномочий предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона. Это такие полномочия, как: 1) право отменять незаконные и необоснованные постанов¬ления ни-жестоящего прокурора, следователя, дознавателя (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) право давать письменные указания органам дознания и предвари-тельного следствия (ч. 3 ст. 37 УПК); 3) право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования (п. 15 ч. 2 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК); 4) право отстранять дознавателя или следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного расследования (п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК); 5) право выносить постановления, в том числе о возбуждении, приос-тановлении или прекращении уголовного дела (п. 2, 1.6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Прокурорский надзор за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно реже допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона. Специально в целях предупреждения нарушений закона установлены такие полномочия прокурора, как: 1) право прокурора давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела (п. 4 ч. 2 ст. 37 и ст. 146 УПК РФ); 2) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2-ст. 37 УПК РФ); 3) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В теории прокурорского надзора выделялись как полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона специально (предостережения, в определенной степени представления), так и полномочия, при реализации которых предупреждение нарушений закона осуществляется одновременно с выявлением или устранением нарушений закона. К таким полномочиям относятся, в частности, проверки исполнения закона, а также меры, принимаемые прокурором для привлечения лиц, допустивших нарушение закона, к юридической ответственности. Последнее имеет предупредительное значение для недопущения впредь подобных нарушений иными должностными лицами органов дознания и органов предварительного следствия. Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве следователя или дознавателя, позволяет выявить не только, допускались ли ими какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколько органами предварительного расследования выполняются их процессуальные обязанности. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, например, случаи, когда по уголовным делам следственные действия длительное время не проводятся. Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и дознавателями является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в их производстве, которая должна производиться в следственном подразделении или в органе дознания. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования. Необходимо отметить, что целый ряд полномочий прокурора принадлежит ему как должностному лицу, осуществляющему от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. К ним относятся полномочия: 1) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК), давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК), передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК); 3) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК); 4) продлевать срок предварительного расследования (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); 5) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд (п. 14 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу от 23 марта 2010 г.). 3.Федеральный закон от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: (в ред. От 28.11.2009г. №303 ФЗ). 4. Федеральный закон от 20 августа 2004г. №119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в ред. От 24.07 2007г.). 5. Федеральный закон от 2 февраля 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: (в ред. От 30.12.2008г. № 306-ФЗ). 6. Федеральный закон от 05 июня 2007г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» //СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830. 7. Федеральный закон от 06 июня 2007г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» //СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2833. 8.Федеральный закон от 02 декабря 2008г. № 226-ФЗ «О внесении из-менений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» //СЗ РФ. 2008. № 49. Ст. 5724. 9. Федеральный закон от 4 июня 1997г. №118 «О судебных приставах». 10.Приказ Генеральной прокуратуры РФ №31 от 18 июня 1997г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»: (с изм., внесенными приказом Генпрокуратуры РФ №13 от 16.03.2006г.) 11. Приказ Генеральной прокуратуры РФ №136 от 6 сентября 2007г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». 12. Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 140 от 10 сентября 2007г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия». 13. Приказ Генеральной прокуратуры РФ №115 от 4 августа 2000г. «О порядке проверки законности постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел». 14.Приказ МВД РФ № 985 от 1 декабря 2005г. «Об утверждении инст-рукции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях». 15.Доклад Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 13.05.2009г. // Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. 16. Алексеев С.И. Функции прокурора по новому УПК РФ// Государство и право 2002г. 17. Алексеев С.И. Общий надзор прокуратуры: проблемы и перспективы. //Законность 1998г. 18. Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение публичных и личных интересов при расследовании преступлений.// М., 2004г. 19.Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. - М.: Фе-никс, 2007. - 403 с. 20. Болтежев Е.Д. Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса.// М., 2002г. 21.Васильев К.Г. Средства прокурорского реагирования // Юрист. - 2008. - №2. - С. 72. 22. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник.// М., Юрайт-Издат. 2008г. 23. Голубев Л.Д. Прокурорский надзор за предварительным следствием // Закон. - 2008. - № 5. - С. 92. 24. Ендольцева А.В., Химичева О.В. Прокурорский надзор. Учебное посо-бие.// М., Юриспруденция 2010г. 25.Законность в досудебных стадиях Уголовного процесса России / А.Б. Соловьев и другие. – М. : Кемерово, 1997. 26. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов ор-ганами расследования. - Екатеринбург: Закон, 2006. - 145 с. 27. Кондратенко Ф.Н. Организация прокурорского надзора // Закон. - 2007. - № 3. - С. 69. 28.Лисов В.В. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях // Закон и право. - 2008. - №2. - С. 19. 29.Малов А.Л., Наседкин В.А., Гусейнов М.Г., Аберхаев Э.Р. Состояние законности на досудебной стадии уголовного судопроизводства и практика осуществления прокурорского надзора за органами пред-варительного следствия в Российской Федерации в 2008 году. / М., Генеральная прокуратура РФ, 2009. 45 30. Марков С.Е. Прокурорский надзор за исполнением закона // Закон. - 2007. - № 10. - С. 47. 31.Никитин Е.Л. Концептуальный подход к определению функций и системы полномочий прокуратуры в России// Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2008. - № 6. 32.Николаев В.Б. Проблемы предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. - М.: Экзамен, 2007. - 144 с. 33. Николюк В.В., Деришев Ю.В. Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России.// М., 2003г. 34. Овсянников И.В. Прокурорский надзор за законностью решений об от-казе в возбуждении уголовных дел. //Закон 2005г. 35. Печников Н.П. Деятельность правоохранительных органов по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений.// Издательство ТГТУ 2006г. 36. Печников Н.П. Защита прав и свобод личности в уголовном процессе. // Издательство ТГТУ 2006г. 37. Печников Н.П. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.// Издательство ТГТУ 2006г. 38. Подшибякин А., Трофимов В., Деятельность прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.// Журнал «Уголовное право», 2005г. №6. 39. Рокоссовский В. Д. О соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля на стадии предварительного расследова-ния.//Юнити 2006г. 40. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975 41.Соловьев А.Б. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. - М.: Закон, 2007. - 222 с. 42. Статкус В.Ф., Чувилев А.А. Прокурорский надзор и ведомственный контроль на предварительном следствии.// Государство и право 1975г. 43. Сухарев А.Я. Российский прокурорский надзор. Учебник для ВУЗов. //М.,2001г. 44. Темираев О. Реформа следствия нужна.// Законность. 2004. №1 45. Трубин Н.С. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания.// М., 1982г. 46. Уголовный процесс. Учебник. / под редакцией Божьева В.П., М., 2004г. 47. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник./ Отв. редактор Лупинская П.А., М., 2003г. 48. Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.// Юнити 2008г. 49.Щепакин В.П. Прокурорский надзор за предварительным расследованием // Закон. - 2008. - № 5. - С. 70. 50. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник.// М., 2001г.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image