Итак, прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия был закреплен в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» как одно из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Вместе с тем в ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия также является надзором за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляется исключительно на основе закона.
Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за процессуальной деятельностью всех органов дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности. Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (например, отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и дознавателя, утверждение обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд, возвращение уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия).
С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений. Это положение конкретизировано в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Принимая во внимание, что предметом прокурорского надзора является законность всей деятельности органов дознания и органов предварительного следствия, можно тем не менее выделить «ключевые» моменты досудебного производства по уголовным делам, где предметом прокурорского надзора будет законность важнейших действий и процессуальных решений следователя, дознавателя и органа дознания. К ним могут быть отнесены:
1) законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел;
2) законность задержания подозреваемого;
3) законность привлечения лица в качестве обвиняемого;
4) возбуждение ходатайств перед судом о применении к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и о продлении срока содержания под стражей; о применении иных мер процессуального принуждения; о производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом;
5) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления;
6) исполнение требований закона об установлении всех обстоя-тельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
7) законность принятия решения при окончании предварительного следствия.
С введением в действие с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса РФ роль прокурора в досудебном производстве по уголовным делам не только не уменьшается, но и становится более значительной. В приказе Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. № 7 «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства» отмечается, что на прокурора возлагается ведущая роль в осуществлении уголовного преследования, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, соблюдением законности, конституционных прав и свобод граждан. Новые положения уголовно-процессуального закона, такие как дача согласия прокурором на возбуждение всех уголовных дел; применение мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и продление срока содержания под стражей ис-ключительно по судебному решению; углубление состязательных начал судопроизводства, требуют от прокуроров принятия неотложных мер по организации работы в соответствии с положениями нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно традици-онно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона. Характерной их чертой является то, что все они носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия прокурора в досудебном производстве в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ - это полномочия прокуроров городов и районов, их заместителей, приравненных к ним прокуроров и вышестоящих прокуроров. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и органы предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности.
К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относятся:
1) право (и обязанность) прокурора проверять исполнение требова-ний федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК);
2) право участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;
3) право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя, дознавателя (ст. 124 УПК).
Значительный объем полномочий предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона. Это такие полномочия, как:
1) право отменять незаконные и необоснованные постанов¬ления ни-жестоящего прокурора, следователя, дознавателя (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК);
2) право давать письменные указания органам дознания и предвари-тельного следствия (ч. 3 ст. 37 УПК);
3) право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования (п. 15 ч. 2 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК);
4) право отстранять дознавателя или следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного расследования (п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК);
5) право выносить постановления, в том числе о возбуждении, приос-тановлении или прекращении уголовного дела (п. 2, 1.6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Прокурорский надзор за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно реже допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.
Специально в целях предупреждения нарушений закона установлены такие полномочия прокурора, как:
1) право прокурора давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела (п. 4 ч. 2 ст. 37 и ст. 146 УПК РФ);
2) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2-ст. 37 УПК РФ);
3) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
В теории прокурорского надзора выделялись как полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона специально (предостережения, в определенной степени представления), так и полномочия, при реализации которых предупреждение нарушений закона осуществляется одновременно с выявлением или устранением нарушений закона. К таким полномочиям относятся, в частности, проверки исполнения закона, а также меры, принимаемые прокурором для привлечения лиц, допустивших нарушение закона, к юридической ответственности. Последнее имеет предупредительное значение для недопущения впредь подобных нарушений иными должностными лицами органов дознания и органов предварительного следствия.
Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве следователя или дознавателя, позволяет выявить не только, допускались ли ими какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколько органами предварительного расследования выполняются их процессуальные обязанности. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, например, случаи, когда по уголовным делам следственные действия длительное время не проводятся.
Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и дознавателями является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в их производстве, которая должна производиться в следственном подразделении или в органе дознания. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования.
Необходимо отметить, что целый ряд полномочий прокурора принадлежит ему как должностному лицу, осуществляющему от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. К ним относятся полномочия:
1) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК);
2) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК), давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК), передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК);
3) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК);
4) продлевать срок предварительного расследования (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
5) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд (п. 14 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).