Введение 3 1. Теорико-методологические основы планирования социально-экономического развития регионов 6 1.1 Планирование социально-экономического развития: региональный аспект 6 1.2 Методы стратегического планирования социально-экономического развития территорий 15 1.3 Нормативно-правовая база стратегического планирования в Российской Федерации 20 2. Реализация социально-экономического планирования на региональном уровне (на примере Камчатского края) 27 2.1 Стратегия социально-экономического развития Камчатского края 27 2.2 Целевые программы в системе социально-экономического планирования в регионе 36 2.3 Оценка реализации долгосрочной краевой целевой программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Камчатском крае на 2013-2015 годы” 42 3. Совершенствование социально-экономического планирования на региональном уровне 46 3.1 Проблемы и недостатки социально-экономического планирования в регионах 46 3.2 Предложения по повышению эффективности социально-экономического развития на региональном уровне 62 Заключение 68 Список литературы 74

Стратегическое планирование социально-экономического развития региона (на примере Камчатского края)

дипломная работа
Микро-, макро-, мегаэкономика
0 страниц
100% уникальность
2013 год
187 просмотров
Максим, Р.
Эксперт по предмету «Бюджетные системы»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теорико-методологические основы планирования социально-экономического развития регионов 6 1.1 Планирование социально-экономического развития: региональный аспект 6 1.2 Методы стратегического планирования социально-экономического развития территорий 15 1.3 Нормативно-правовая база стратегического планирования в Российской Федерации 20 2. Реализация социально-экономического планирования на региональном уровне (на примере Камчатского края) 27 2.1 Стратегия социально-экономического развития Камчатского края 27 2.2 Целевые программы в системе социально-экономического планирования в регионе 36 2.3 Оценка реализации долгосрочной краевой целевой программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Камчатском крае на 2013-2015 годы” 42 3. Совершенствование социально-экономического планирования на региональном уровне 46 3.1 Проблемы и недостатки социально-экономического планирования в регионах 46 3.2 Предложения по повышению эффективности социально-экономического развития на региональном уровне 62 Заключение 68 Список литературы 74
Читать дальше
Сложившаяся система управления территориями не полностью отвечает современным условиям, когда изменения внешней и внутренней среды быстротечны. Стандартными методами управления уже невозможно решать возрастающее количество все более сложных задач, возникающих в процессе социально-экономического развития территорий. Важно отметить, что социально-экономическое развитие территории – это объективный процесс, который происходит как в самом регионе, так и в стране в целом, под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно – это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня. Стратегия экономического развития регионов – система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, географическое положение), так и субъективными факторами, и в первую очередь – методами регионального управления. Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов (партнеров, инвесторов). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров сегодня является одним из главных факторов социально-экономического развития региона в целом.


Выполним любые дипломные работы заказ за короткий срок.


. В настоящее время наиболее действенными инструментами управления социально-экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг. Стратегическое планирование может успешно применяться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах. Однако, в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще только предстоит внедрить в практику работы администраций субъектов РФ. Актуальность исследования заключается в том, что стратегическое планирование социально-экономического развития регионов хоть и является достаточно новым явлением для России, но его внедрение в практику позволит повысить эффективность управления региональным развитием, положительно повлиять на все сферы жизни населения. Цель работы – исследование механизма стратегического планирования социально-экономического развития регионов на примере Камчатского края. Задачи работы: - рассмотреть теорико-методологические основы планирования социально-экономического развития регионов; - провести анализ стратегии социально-экономического развития Камчатского края; - провести анализ целевых программ в системе социально-экономического планирования Камчатского края; - выявить проблемы и недостатки социально-экономического планирования в регионах; - разработать предложения по повышению эффективности социально-экономического развития на региональном уровне. Предмет исследования – организационные и экономические отношения, возникающие в процессе реализации территориального стратегического планирования. Объект исследования – система стратегического планирования социально-экономического развития в Камчатском крае. Новизна исследования заключается в разработке предложений по повышению эффективности социально-экономического развития на региональном уровне.

Читать дальше
На современном этапе социально-экономического развития России в целом и ее регионов разработка методологии и исследования отдельных вопросов в области стратегического управления и планирования развития территорий являются наиболее актуальными, на ведущие позиции выходят проблемы организации системного стратегического управления социально-экономическими процессами. Планирование социально-экономического развития регионов РФ представляет собой сложный непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет принимать решения на обоснованной и проработанной базе. Важно понимать, что сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом. Стратегия социально-экономического развития позволяет: • согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого направления развития; • создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций; • сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки эффективной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого сбалансированного социально-экономического развития. Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона решение проблемы субсидирования из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета. Так же наличие стратегии позволяет главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических и административно-правовых методов управления территорией. Камчатский край – форпост безопасности и опорная точка для выражения экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе вообще и в северной части Тихого океана в частности. Стратегия социально экономического развития Камчатского края нацелена на решение задач повышения качества жизни населения, обеспечения экономической конкурентоспособности территории, создания условий эффективного использования всего комплекса ресурсов региона, содействия более полной интеграции Камчатки в российскую и мировую экономическую систему. Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики. На территории Камчатского края в 2010 году реализовывались 19 федеральных целевых программ. В 2011 году была реализована 41 долгосрочная краевая целевая программа с мероприятиями, не относящимися к капитальным вложениям. Долгосрочная краевая целевая программа «Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011 – 2012 годы» утверждена Постановлением Правительства Камчатского края за № 109-П от 30 марта 2011 года, с поправками от 28 июня, 31 октября и 10 ноября 2011 года. Приоритетными направлениями программы являлись: оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным детям и развитие педиатрической службы, увеличение объемов и повышение качества оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе жителям сельской местности. Общая стоимость Программы на период 2011 – 2012 годы составляла 3289,7 млн. рублей, в том числе на 2011 год – 1 426,8 млн. рублей (43,4%). Достигнуты следующие показатели реализации Программы: - уменьшилась младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми); - уменьшилась смертность населения в трудоспособном возрасте (на 10 тыс.человек населения) – 36,5 по сравнению с 38,9 за аналогичный период прошлого года; такая динамика наблюдается по основным классам заболеваний – болезням кардиологического профиля, церброваскулярным болезням, травмам, наркомании, алкоголизму, наметилась положительная динамика по онкозаболеваниям; - заработная плата врачей выросла на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года; заработная плата среднего медицинского персонала – на 5,9%; - на 5,7% выросла фондооснащенность учреждений здравоохранения Камчатского края по сравнению с аналогичным периодом 2010 года; на 9,1% выросла фондовооруженность. Выделим проблемы, которые можно выделить в социально-экономическом планировании в регионах: ? неопределенность в методологическом подходе к управлению социально-экономическим развитием региона; ? недостаток организационного обеспечения процесса стратегического планирования; ? отсутствие контура стратегического планирования на «низовом уровне»; ? отсутствие стратегического видения в отношении будущего состояния региона; ? неверный подход к использованию услуг внешних консультантов; ? разделение законодательной и исполнительной ветвей власти; ? стремление получить результат в кратчайший срок; ? невнимание к макроэкономическому прогнозированию; ? недостаток творческого подхода; ? неприятие отрицательных фактов. Названные проблемы существенно снижают эффективность и результативность процесса стратегического планирования, нарушают связи между документами, а также препятствуют их согласованию различными участниками взаимодействия. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования обусловлено необходимостью решения в настоящее время острых социальных проблем. Основными шагами по совершенствованию механизма социально-экономического планирования могут являться: • создание Координационного органа на высшем уровне, ответственного за разработку и реализацию ФЦП; в частности, основными вариантами организационной формы Координационного органа могут быть: o Комитет при Администрации Президента РФ; o Межведомственный Комитет при Председателе Правительства РФ; • организационное выделение крупных целевых программ для концентрации ресурсов и ответственности; • формирование оценки хода реализации целевой программы на основе системы ключевых показателей эффективности; • переход от набора целевых программ к созданию их системы в соответствии со стратегическими приоритетами национального развития; • переход от сбора заявок на реализацию проектов от ведомств к активному системному планированию. Следует отметить, что для разработки и эффективной реализации системы мероприятий достижения целей и задач стратегического планирования социально-экономического развития регионов необходимо участие всех основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон. Доходный потенциал бюджета может быть повышен за счет роста налоговых поступлений через рост заработной платы и доходов физических лиц в предпринимательском секторе. Одним из важнейших направлений механизма извлечения доходов является организация различных типов муниципальных предприятий. Предложенные рекомендации могут быть использованы в интересах совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития регионов России.
Читать дальше
1. Постановление Правительства Камчатского края от 27.07.2010 года № 332-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года». 2. Постановление Правительства Камчатского края от 26.11.2012 № 525-П "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае на 2013-2015 годы". 3. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594. 4. Аверина О.И. Стратегические ориентиры развития муниципального образования / О.И. Аверина, Н.Н. Мельникова // Регионология. – 2006, № 1-2. - С.105. 5. Актуальные вопросы государственного регулирования регионального развития: Сборник научных трудов/под. ред. В.А. Елькина – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 298 с. 6. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2006. – 68 с. 7. Барулин С.В., Кусмарцева В.С. Оценка результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ / С.В. Барулин, В.С. Кусмарцева // Финансы. – 2010. – № 5. – С. 22 – 27. 8. Бочкарёва Т.В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования. - М.: МОНФ, 2007. – 64 с. 9. Васильев А.А. Муниципальное управление: курс лекций. – Н.Новгород, Изд-во: Гладкова О.В., 2007. - 357 с. 10. Видяпина В.И., Степанова М.В. Региональная экономика. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 666 с. 11. Воробьев В.А. Стратегия развития муниципального образования: методическое пособие / В. А. Воробьев и др. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. – 102 с. 12. Воронин А.Г. Стратегическое планирование и управление развитием территории. – М., 2007. – 140 с. 13. Гаврилов А.И. Управление муниципальным имущественным комплексом и местными ресурсами: учебное пособие / А. И. Гаврилов, В. П. Кузнецов, В. А. Крапивин. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2008. – 280 с. 14. Гаврилов А.И. Методика стратегического выбора развития территорий: монография / А.И. Гаврилов, Н.Е. Жигалова, С.Л. Распопин. – Н. Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2009. – 377 с. 15. Гавриков Д.А. Влияние глобализации на развитие кластеров.//БИКИ. – 2009. - № 37. – С. 2-3. 16. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2004. - 472 с. 17. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. – М.: РАГС, 2006. – 133 с. 18. Гонтарь Ю.А. Асимметрия экономического развития регионов. Современные проблемы. Стратегия регулирования. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2001. 19. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник/А.Г. Гранберг – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 164 с. 20. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегия. //Финансы и кредит. – 2006. – № 18. – С. 9 – 20. 21. Гришин В.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Финансы. 2002. № 4. 22. Дружинин А.Г., Ионов А.Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. Ростов /Д: Изд-во СКНЦВШ, 2001. 23. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 210 с. 24. Крапивин В.А. Основы организация стратегического планирования развития муниципального образования и выбора стратегии развития территории: учебно-методический комплекс. – ВВАГС, 2008. – 63 с. 25. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с. 26. Ларина Н.И., Макаев А.И. Кластеризация как путь повышения конкурентоспособности страны и регионов // ЭКО. – 2009. – № 10. – С. 2 – 27. 27. Магданов П.В. Стратегическая логика.//Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Экономика. 2010. Вып. 3 (6). - С. 84-95. 28. Магданов П.В., Падей В.Ю. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона.//Ars Administrandi. 2011. № 3. - С. 67-79. 29. Методологические аспекты и опыт стратегического планирования территориального развития в регионах России и развитых странах Запада: методическое пособие / под ред. А.И. Гаврилова. – Н. Новгород, 2005. – 95 с. 30. Морозова Т.Г. Региональная экономика. – М.:ЮНИТИ, 2007. – 234 с. 31. Распопин С.Л. Методические аспекты обоснования стратегического выбора развития региона: монография / С.Л. Распопин. – Н. Новгород, 2009. 32. Растворцева С.Н. Сущность социально-экономической эффективности развития региона.//Регионология. - № 4, 2008. 33. Региональная экономика и управление: учебное пособие. В 2-х ч. Ч. 1. / под ред. А.И. Гаврилова. – Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2005. - 260 с. 34. Россия в цифрах: статистический сборник. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 255 с. 35. Рохчин В.Е. Стратегическое территориальное планирование в современной России: состояние, проблемы и первоочередные задачи научного обеспечения / В. Е. Рохчин, К. Н. Знаменская. – СПб.: ИРЭ РАН, 2006. - 84 с. 36. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов / под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2005. – 493 с. 37. Чиркунов О.А. Государственное управление: деловой подход // Ведомости. 2007. 16 апр. 38. Чиркунов О.А. Региональная политика: условие развития – конкуренция // Ведомости. 2006. 26 июля. 39. Чиркунов О.А. Технология государственного управления: делегирование полномочий // Государственная служба. 2011. № 2. 40. Шептухин А.Н. Стратегическое планирование развития муниципальных образований: Вестник Самарской экономической академии. – Самара, 2006. – 38 с. 41. Яковлев О.П. Комплексное территориальное развитие и постановка стратегического управления в администрации муниципального образования /О.П. Яковлев, Е.А. Картаева, Н.В. Родина. - М.: Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2007. – 16 с. 42. http://fcp.economy.gov.ru
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image