На современном этапе социально-экономического развития России в целом и ее регионов разработка методологии и исследования отдельных вопросов в области стратегического управления и планирования развития территорий являются наиболее актуальными, на ведущие позиции выходят проблемы организации системного стратегического управления социально-экономическими процессами.
Планирование социально-экономического развития регионов РФ представляет собой сложный непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет принимать решения на обоснованной и проработанной базе. Важно понимать, что сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.
Стратегия социально-экономического развития позволяет:
• согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого направления развития;
• создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций;
• сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях.
Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки эффективной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого сбалансированного социально-экономического развития.
Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона решение проблемы субсидирования из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета.
Так же наличие стратегии позволяет главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических и административно-правовых методов управления территорией.
Камчатский край – форпост безопасности и опорная точка для выражения экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе вообще и в северной части Тихого океана в частности.
Стратегия социально экономического развития Камчатского края нацелена на решение задач повышения качества жизни населения, обеспечения экономической конкурентоспособности территории, создания условий эффективного использования всего комплекса ресурсов региона, содействия более полной интеграции Камчатки в российскую и мировую экономическую систему.
Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики.
На территории Камчатского края в 2010 году реализовывались 19 федеральных целевых программ.
В 2011 году была реализована 41 долгосрочная краевая целевая программа с мероприятиями, не относящимися к капитальным вложениям.
Долгосрочная краевая целевая программа «Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011 – 2012 годы» утверждена Постановлением Правительства Камчатского края за № 109-П от 30 марта 2011 года, с поправками от 28 июня, 31 октября и 10 ноября 2011 года.
Приоритетными направлениями программы являлись: оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным детям и развитие педиатрической службы, увеличение объемов и повышение качества оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе жителям сельской местности.
Общая стоимость Программы на период 2011 – 2012 годы составляла 3289,7 млн. рублей, в том числе на 2011 год – 1 426,8 млн. рублей (43,4%).
Достигнуты следующие показатели реализации Программы:
- уменьшилась младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми);
- уменьшилась смертность населения в трудоспособном возрасте (на 10 тыс.человек населения) – 36,5 по сравнению с 38,9 за аналогичный период прошлого года; такая динамика наблюдается по основным классам заболеваний – болезням кардиологического профиля, церброваскулярным болезням, травмам, наркомании, алкоголизму, наметилась положительная динамика по онкозаболеваниям;
- заработная плата врачей выросла на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года; заработная плата среднего медицинского персонала – на 5,9%;
- на 5,7% выросла фондооснащенность учреждений здравоохранения Камчатского края по сравнению с аналогичным периодом 2010 года; на 9,1% выросла фондовооруженность.
Выделим проблемы, которые можно выделить в социально-экономическом планировании в регионах:
? неопределенность в методологическом подходе к управлению социально-экономическим развитием региона;
? недостаток организационного обеспечения процесса стратегического планирования;
? отсутствие контура стратегического планирования на «низовом уровне»;
? отсутствие стратегического видения в отношении будущего состояния региона;
? неверный подход к использованию услуг внешних консультантов;
? разделение законодательной и исполнительной ветвей власти;
? стремление получить результат в кратчайший срок;
? невнимание к макроэкономическому прогнозированию;
? недостаток творческого подхода;
? неприятие отрицательных фактов.
Названные проблемы существенно снижают эффективность и результативность процесса стратегического планирования, нарушают связи между документами, а также препятствуют их согласованию различными участниками взаимодействия.
Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования обусловлено необходимостью решения в настоящее время острых социальных проблем.
Основными шагами по совершенствованию механизма социально-экономического планирования могут являться:
• создание Координационного органа на высшем уровне, ответственного за разработку и реализацию ФЦП;
в частности, основными вариантами организационной формы Координационного органа могут быть:
o Комитет при Администрации Президента РФ;
o Межведомственный Комитет при Председателе Правительства РФ;
• организационное выделение крупных целевых программ для концентрации ресурсов и ответственности;
• формирование оценки хода реализации целевой программы на основе системы ключевых показателей эффективности;
• переход от набора целевых программ к созданию их системы в соответствии со стратегическими приоритетами национального развития;
• переход от сбора заявок на реализацию проектов от ведомств к активному системному планированию.
Следует отметить, что для разработки и эффективной реализации системы мероприятий достижения целей и задач стратегического планирования социально-экономического развития регионов необходимо участие всех основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон.
Доходный потенциал бюджета может быть повышен за счет роста налоговых поступлений через рост заработной платы и доходов физических лиц в предпринимательском секторе. Одним из важнейших направлений механизма извлечения доходов является организация различных типов муниципальных предприятий.
Предложенные рекомендации могут быть использованы в интересах совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития регионов России.