Введение3 Глава 1. Теоретическое исследование нарушений эмоциональной сферы младших школьников9 1.1. Понятие нарушения эмоциональной сферы младших школьников9 1.2 .Психологические особенности младших школьников13 1.3. Подходы к психокоррекции нарушений эмоциональной сферы младших школьников21 Глава 2. Экспериментальное исследование эмоциональной сферы младших школьников30 2.1. Организация и методики исследования30 2.2. Результаты исследование36 Глава 3.Развитие эмоциональной сферы младших школьников48 3.1. Коррекционная работа, направленная на развитие48 эмоциональной сферы младших школьников57 3.2. Результаты экспериментальной работы65 3.3. Корреляционный анализ35 Выводы…………………………………………………………………………...67 Список использованной литературы69 Приложение………………………………………………………………………73

Игровая коррекция нарушения эмоциональной сферы младших школьников

дипломная работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2013 год
134 просмотров
Тимофеева Е.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 Глава 1. Теоретическое исследование нарушений эмоциональной сферы младших школьников9 1.1. Понятие нарушения эмоциональной сферы младших школьников9 1.2 .Психологические особенности младших школьников13 1.3. Подходы к психокоррекции нарушений эмоциональной сферы младших школьников21 Глава 2. Экспериментальное исследование эмоциональной сферы младших школьников30 2.1. Организация и методики исследования30 2.2. Результаты исследование36 Глава 3.Развитие эмоциональной сферы младших школьников48 3.1. Коррекционная работа, направленная на развитие48 эмоциональной сферы младших школьников57 3.2. Результаты экспериментальной работы65 3.3. Корреляционный анализ35 Выводы…………………………………………………………………………...67 Список использованной литературы69 Приложение………………………………………………………………………73
Читать дальше
Тема данной работы «Игровая коррекция нарушений эмоциональной сферы младших школьников» - достаточно актуальна на сегодняшний день. Особую актуальность проблема обретает в свете младшего школьного возраста как одного из наиболее активныхв плане становления личности человека. В настоящее время накоплены обширные экспериментальные данные о влиянии эмоционального стресса на деятельность. Основной смысл результатов этих исследований заключается в том, что умеренные величины эмоционального напряжения способствуют продуктивности деятельности и целесообразности поведения, тогда как высокий и низкий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. В работах Гельгорн Э. и Луфборроу Дж., Свядоша А.


Если вас интересует написание дипломной работы по логистике на заказ. Обращайтесь в Work5. Мы подготовим диплом в кратчайшие сроки по низкой цене.


. рассматривается и другая направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезорганизуют не только мышление, память, воображение, но и само эмоциональное поведение. Эмоции связаны с интеллектуальными, волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами. Такое эмоциональное состояние, как тревожность влияет на продуктивность деятельности, в том числе и учебной. Так, высокий уровень тревожности, проявляющийся в дезорганизации деятельности, является одной из причин “хронической неуспешности” учащихся. Есть ещё и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере – фактор многочисленных эмоциональных нарушений в поведении детей, проявляющихся в виде разных симптомов расстройств и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно угодливого поведения), в виде некоторых социально неприемлемых состояний (агрессия, страхи, фобии др.). Несмотря на различия в подходах разных авторов к пониманию структуры нарушений эмоциональных состояний в детском возрасте, их классификации и функций, очевидно, что в формировании нарушений эмоциональной сферы детей - школьников приоритетная роль принадлежит социальным факторам: неблагополучным условиям воспитания и окружения, неадекватным условиям обучения, а также негативным процессам, происходящим в макросоциуме. Каждый из факторов может выступать в качестве доминирующего на определенных этапах развития личности. Подобные блокировки ведут к фрустрации тех или иных потребностей ребенка. В связи с этим, психокоррекция, направленная на достижение психологического здоровья, должна применять комплексный подход, рассматривая личность как многоуровневое единство. На основании данных психологических исследований и практики сегодня с полной уверенностью можно констатировать факт, что эмоциональные отклонения в поведении ребенка младшего школьного возраста это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, ставшая значимой уже в детском возрасте. Кроме того, как показывает исследование теоретических источников в работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Игровая коррекция предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Игровые методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Точная и глубокая диагностика эмоциональных нарушений, а также коррекция и прогноз развития детей с данными симптомами имеют огромное значение для здоровья ребёнка и его жизни, также для жизни семьи и общества в целом. Тем не менее, при обилии исследований, посвященных эмоциональной сфере, в настоящий момент существует дефицит прикладных исследований, направленных на поиск компенсаторных механизмов в процессе психопрофилактики и коррекции, а также недостаточность психологического сопровождения детей дошкольного возраста с целью гармонизации их отношений с окружающим миром и с самим собой. Исследуя данную проблему, следует признать, что нынешнее состояние образования, в частности школьного, не позволяет эффективно решать задачи сохранения психологического здоровья детей и требует научной разработки новых подходов к этой проблеме. Актуальность исследования заключается в использовании игровой коррекции, в рамках учебно-воспитательного процесса школы с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний младших школьников. Проблема исследования состоит в расхождении между высоким потенциалом игровой терапии в психокоррекции нарушений эмоциональной сферы детей и уровнем методической разработанности данного подхода. Анализ литературных источников, осмысление выше сформулированной проблемы в контексте психологического здоровья ребенка позволил выявить ряд существенных противоречий между: • потребностью современного общества в психологически здоровых людях и недостаточной возможностью социальных институтов воспитать, развить психологически здоровую личность в наличных социально - экономических и политических условиях;

Читать дальше
В развитие эмоциональной сферы младших школьников основное значение имеет система игровых занятий и упражнений, направленные на развитие эмоциональности у детей. В работе по развитию эмоциональной сферы младших школьников необходимо помнить, что именно ведущая деятельность на каждом возрастном этапе определяет формирование основных психологических образований, характерные особенности личности и является необходимой основой для позитивных сдвигов в развитии ребенка. Применение в работе психолога и педагогов разных видов игр является очень ценным, так как именно через игру происходит снятие психического напряжения и формируется способность восприятия новых впечатлений. Нужно сделать все возможное, чтобы дети смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны педагогов. В начале нашего исследования была выдвинута гипотеза: коррекция эмоциональных нарушений у младших школьников будет успешной, если: • содержание учебных заданий будет соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве; • система учебных заданий будет построена на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным; • на уроках будет поддерживаться атмосфера, позволяющая придать поисковым действиям учащихся личностный смысл и обеспечить их положительной мотивацией; • процесс обучения будет обеспечен дидактическими средствами, в которых внутренняя, ориентировочная часть практического действия будет обязательным предметом внимания ученика. В работе был проведен анализ эмоциональной сферы младших школьников. В проведенном нами исследовании были выявлены следующие уровни эмоционального развития: Высокий уровень 2 ребенка, что составляет 10%; средний уровень выявлен у 12 детей (60%); и низкий уровень составил 30%, а это 6 испытуемых. Также в ходе исследования были обнаружены трудности в вербализации таких эмоций, как удивление, страх, гнев; дифференцировании составляющих элементов эталона эмоции, выделении и словесном обозначении элементов экспрессии. Жесты, поза крайне редко выступали в качестве самостоятельного опознавательного признака эмоционального состояния. Так, только 5%, а именно 1 ребенок назвали шесть основных эмоций без помощи педагога, что соответствует высокому уровню. Эти факты дают основание говорить о неустойчивости типа восприятия детьми эмоциональных состояний, отсутствии индивидуализированных представлений об эмоциях, личностного опыта их адекватного экспрессивного выражения. Так детей со средним уровнем выявлено 75%, и с низким 20% испытуемых. Помимо этого выявлен высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ярко выраженные признаки проявления эмоций. Это наблюдалось в рисунке ребенка. Средний уровень развития эмоциональной сферы младших школьников выявлен у 10 детей. Это составляет 55% низкий уровень эмоций был выявлен у 6 школьников(38%), в рисунках этих детей использовались неяркие краски, рисунки детей были не содержательны и не раскрыты, это говорит о том у что у детей не достаточно развиты эмоции, и они не могут нарисовать ситуацию, выраженную эмоциями. Завершающая диагностическая методика «Оросник школьной тревожности Филлипса» показал общий показатель группы 48%, что в пределах нормы, но приближенно к повышенному уровню. Таким образом, в анализируемой группе актуален вопрос коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. В связи с этим в нашей работе мы активно использовали следующие упражнения: ? Психогимнастику; ? Использование эмоционально - символических методов; ? Релаксационные методы; ? Коммуникативные упражнения; ? Мимические и пантомимические этюды; ? Психомышечная тренировка; ? Ролевые игры; ? Коммуникативные игры; ? Танцевально - двигательные техники; ? Игры – драматизации; ? Проективный рисунок; ? Музыкотерапия. По окончании упражнений было проведено повторное исследование, которое показало динамику развития эмоциональной сферы младших школьников. Таким образом гипотеза доказана. ?
Читать дальше
Александрова С. С. Психологические особенности младшего школьника - М – 2007 г. Аргайл М. Радость // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, с. 416-427 Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов//Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» - http://festival.1september.ru/ Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение /Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988 г.. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве - М -2000 г. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.- 55 с. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 3. Л., 1981г. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2003 г. ВердерберР. Психология эмоций. - СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 280 с. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1989 г. - С. 14. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.,1968 г. - 576с. Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6. С. 103 – 111 Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: нейрофизиологические исследования.- М.: Мир, 1966 Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей / Вопросы психологии – 1995 - №2 - с.137 Данилова  Н . Н . Эмоциональные состояния: механизмы и диагностика. – М. 1985. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М. -Политиздат, 1988 год.- 154 с. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (2-е изд.)/ Серия “Психологический практикум”.- Ростов н /Д: Феникс, 2005.-320с. Запорожец А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду психологов СССР. - М., 1977. - С. 62. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб: Союз: Лениздат, 2000. – 336 с. ИзардК. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: МГУ, 1980 .- 224 с. Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 2005 Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка//Теория и практика Издательство: Академия , 2004 г.- 278 с . Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - Питер, 2007.- 125 с. Карибанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – СПБ, Питер , 1997. 89 с. 5- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с. Колоколов Г. Р. Курс лекций по судебной психиатрии –М:Экзамен – 2007- с 254 Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., Генезис,1999. – 90 с. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - СПБ,Питер. 1996.- 166 с. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции //Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002., с. 57-65. Лукашина М. Арттерапия –свобода выражения/Домашний телегид – 2007 - №25 (46) ( от 16.07) Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 50 - 61. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.Я. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.,2001. - 248с Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художник Б.Л. Аким. – М.: “ЛИНКА-ПРЕСС”, 2002. – 240 с. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М, 1981 Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. – Москва, Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г. ОклендерВ. Окна в мир ребенка - М- 1997- с 79 Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002 – с 510 Педагогика Ш. Амонашвили/Первое сентября – 2000- №56. Петренко В. Ф. Основы психосемантики – С.Пб. – 2005 – с 480 Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. - М.: Владос, 1999.- 236 с. Рейковский Я. Исследования выражения эмоций // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, с.439-446. Рубинштейн С.Л. Битие и сознание. -М.:Изд-во , 1957 г. – с 164 Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ташкент: Медицина, 1985. – 719 с. Русских Ю.С. Теории эмоций – М – 2006г Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве.” - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000- стр.90 Творчество – это аромат индивидуальной свободы- http://www.conus-trade.ru/ideas/4715d1f5e71ea Телегина Т.Л. Соотношение уровня развития мыслительных действий и эмоциональных переживаний у дошкольников в игровой ситуации/Вопросы психологии -2001 г. №1 Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969 Тремаскина М. В. Влияние эмоционального благополучия на интеллектуальный уровень развития личности ребенка младшего школьного возраста-М- 2006 Ульянова Н. С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников в развивающей системе обучения- М – 2006
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image