ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 4
1.1. Понятие рефлексия в отечественной и зарубежной литературе 4
1.2. Рефлексивная компетентность: сущность, компоненты 16
1.3. Рефлексивная компетентность в структуре профессиональной компетентности 30
Выводы к главе 1 43
ГЛАВАII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Приложение З 70
Приложение 4 72
Приложение 5 74
Читать дальше
В процессе решения задач эксперимента удалось установить, что отношение студента к рефлексии определяется значимостью деятельности, которая актуальна для него. Так отношение к рефлексии и использование ее при планировании собственного будущего, самоконтроля при достижении собственных целей, было более противоречивым и менее положительным, чем отношение студентов к рефлексии в контексте решения учебно-профессиональных задач. Роль рефлексии в решении учебно-профессиональных задач оценивалась достаточно высоко.
Данный вывод показывает значимость результатов рефлексии для студента в личностно значимой, имеющей смысл деятельности, то есть в образовании. Это, позволяет выявить тенденцию, связанную со смыслом профессионального образования для студента, который, прежде всего, должен заключаться в личностно-профессиональном осознании, изучении своих возможностей, а также достижений в контексте избранной профессии.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходимо создавать специальные условия для формирования рефлексивной компетентности студентов.
Мы видим необходимость создания специализированного курса, основное внимание в котором будет уделено вопросам самопознания, саморазвития через формирование положительного отношения к рефлексии, осознанию собственного жизненного опыта и опыта учеников. Необходимо также целенаправленно знакомить студентов с приемами рефлексии при обучении и воспитании.
Читать дальше
Алексашина И.Ю. Об актуальных направлениях компетентностного подхода / И.Ю. Алексашина // Академические чтения. - С-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - Вып.З: Теория и практика модернизации отечественного образования. - С. 26-29.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. / под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980.- 288 с.
Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Арсеньев. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 592 с.
Болотов В.А. Компетентностная модель: отидеи к образовательной парадигме/ В.А. Болотов // Педагогика. - 2003. - №10. - С.8-14.
Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. -666 с.
Большой энциклопедический словарь.-2-е изд., перераб и доп.-М: «Большая российская энциклопедия»; СПб: «Норинт», 1999. -1456 с.
Браже Т.Г. Потребности личности в центре системы повышения квалификации учителей / Т.Г. Браже // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: межвузовский сб. научных трудов (отв. ред. Ю.Н. Кулюткин). -Самара: изд. Сам ГПИ, 1993. - С. 36-46.
Буторин В.Я. Роль и структура рефлексии в информационном взаимодействии/ В.Я. Буторин // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тезисы науч. конф.- Новосибирск, 1986. - С. 157-158.
Выготский Л.С История развития высших психических функций / Л.С Выготский. Собр. соч.: в 6т. Т.З. - М.: Педагогика, 1983. - 328 с.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века/ Б.С.Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
Горб В.Г. Педагогический мониторингобразовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов/ В.Г. Горб // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №1. - С. 33-37.
Давыдов В.В. О функциях рефлексии в обучении руководителей/ В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, Н.В. Самоукина // Вопросы психологии. - 1990. -№3.- С. 76-84.
Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих / И.Е. Елина : Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13 Москва, -1999. - 201 с.
Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить!/Э.В. Ильенков.// Хрестоматия по педагогической психологии. — М., 1995. - С. 284-311.
Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании /П.Ф. Каптерев. Предисловие П.А. Лебедева // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 73-84.
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности/ А.В. Карпов. - М., Изд. «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.
Краевский В.В. Общие основыпедагогики / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
Краткий психологический словарь / Сост. А.А. Карпенко; под общ. Ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М: Политиздат, 1985. -431 с.86.Крашенинникова Н.Б. Развитие педагогическойрефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: на материале пед. колледжа: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Крашенинникова Н. Б. - Н.Новгород, 2000. - 207 с.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е.Лебедев // Школьные технологии.- 2004.-№5. - С. 3-12.
Лефевр В. А. Конфликтующие структуры: [Электронный ресурс] / В.А.Лефевр. Режим доступа к кн. - http://www.e- lib.info/download.php ?id=l 120000974
Липатникова И.Г. Рефлексивная деятельность как один из путей индивидуального развития учащихся начальной школы / И. Г. Липатникова // Начальное образование.- 2006. - №2.- С. 15-17.
Лукьянова М.В. Рефлексивная культура личности как психологический феномен / М. В. Лукьянова [Электронный ресурс]: http://nostalgia. ncstu.ru/content/_docs/pdf/_trudi/_hs/07/3 8 .pdf
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб пособие для студ. сред, пед.учеб. заведений.- 2-е изд.стер./ В.Г. Маралов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
Матюшкин A.M. Основные направления исследований по психологии мышления / A.M. Матюшкин // Психологический журнал. - 1985. -Т.6. -№1.-С. 3-14.
Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности / С.Н. Морозюк // Дисс. доктора психол. наук: 19.00.01; М. - 2001. - 382 с.
Наин А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Наин.- Челябинск, 1995. — 288 с.
Новиков A.M. Методология учебной деятельности / A.M. Новиков.-М.:Изд-во «Эгвес», 2005. - 176 с.
Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка / СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд. доп. - М: Азбуковник, 1997.- 944 с.
Островский В.А. Рефлексивная компетентность мышления личности специалиста в контексте задачи управления бикамерального разума: [Электронный ресурс]: aud}torium.ru/v/index.php?a=vconf
Читать дальше