Содержание Введение 3 1. Теоретические основы формирования рефлексивной культуры в процессе профессиональной подготовки социальных работников 6 1.1 Основы характеристики рефлексивных умений 6 1.2 Структура и функции рефлексивной культуры 16 2. Технологии формирования рефлексивной культуры в процессе профессиональной подготовки социальных работников 28 2.1 Подходы и формирование рефлексивной культуры в процессе профессиональной подготовки социальных работников 28 2.2 Модель формирования рефлексивной культуры в процессе профессиональной подготовки социальных работников 38 2.3 Показатели эффективности формирования рефлексивной культуры личности 45 3. Проект формирования рефлексивной культуры 54 3.1 Методы исследования рефлексивной культуры 54 3.2 Групповые и индивидуальные методы формирования рефлексивной культуры будущего специалиста 64 Заключение 90 Список литературы 93 Приложения 98

технологии формирования рефлексивной культуры у студентов факультета социальной работы нгму

дипломная работа
Социология
70 страниц
76% уникальность
2013 год
68 просмотров
Коновалов О.
Эксперт по предмету «Социальная работа»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение 3 1. Теоретические основы формирования рефлексивной культуры в процессе профессиональной подготовки социальных работников 6 1.1 Основы характеристики рефлексивных умений 6 1.2 Структура и функции рефлексивной культуры 16 2. Технологии формирования рефлексивной культуры в процессе профессиональной подготовки социальных работников 28 2.1 Подходы и формирование рефлексивной культуры в процессе профессиональной подготовки социальных работников 28 2.2 Модель формирования рефлексивной культуры в процессе профессиональной подготовки социальных работников 38 2.3 Показатели эффективности формирования рефлексивной культуры личности 45 3. Проект формирования рефлексивной культуры 54 3.1 Методы исследования рефлексивной культуры 54 3.2 Групповые и индивидуальные методы формирования рефлексивной культуры будущего специалиста 64 Заключение 90 Список литературы 93 Приложения 98
Читать дальше
Введение Динамизм социально-экономического, научно-технического и духовного развития общества необычайно актуализировал потребность в специалисте нового типа, способном профессионально действовать в условиях реформации всех сфер общественной жизни России. Рыночная экономика с жесткой конкуренцией требует специалистов, способных к творческому труду, высоко профессиональных, мобильных, готовых к поиску и реализации новых, эффективных подходов к организации своей деятельности. В соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России целью современного образования становится воспитание личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморазвитию, а содержание образования ориентируется на создание условий для самосовершенствования, самореализации личности, осознания себя как субъекта образовательного процесса. Это требует расстановки приоритетов в проблеме подготовки будущего специалиста, выдвижения в качестве ведущей цели - формирование личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, что предполагает овладение не только системой знаний, но и системой умений, обеспечивающих способность эффективно выполнять профессиональные функции.


Если понадобились дипломы в москве - обратитесь к нашим специалистам.


. В виду этого выступает необходимость формирования у будущих специалистов социальной работы рефлексивных умений, выражающихся в способности формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать деятельность, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. В современных условиях можно зафиксировать объективно существующие противоречия: • между потребностью современного общества в высококвалифицированном специалисте, обладающем рефлексивными умениями, и недостаточным уровнем профессиональной подготовки студентов вуза и колледжа к осуществлению рефлексивных умений; • между необходимостью совершенствования рефлексивных умений студентов и отсутствием модели их формирования в профессиональной сфере «Социальная работа»; • между необходимостью повышения качества формирования рефлексивных умений студентов и отсутствием критериев, показателей и уровней его эффективности. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики в формировании рефлексивных умений, а с другой - неразработанностью данной проблемы в системе профессиональной подготовки социальных работников. Целью исследования является определение основных направлений и педагогических условий формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников. Объект исследования - процесс профессиональной подготовки социальных работников. Предмет исследования - формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников. Задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы формирования рефлексивных умений студентов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике и определить необходимость, роль и место процесса формирования рефлексивных умений в профессиональной подготовке социальных работников. 2. Разработать структурно-функциональную модель формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников. 3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников. 4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников. 5. Разработать и проверить в процесс обучения спецпрактикум «Профессиональная рефлексия социального работника», обеспечив его методическое сопровождение. В исследовании выдвигается следующая гипотеза: формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников будет более эффективным, если: а) на основе теоретического анализа проблемы исследования будет дана сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика рефлексивных умений; б) построена модель формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников; в) определены критерии, показатели, уровни и педагогические условия успешного формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников; г) разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений студентов. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны модульная программа формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников, спецпрактикум «Профессиональная рефлексия социального работника», методические рекомендации по формированию рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников, а также выявлены условия, способствующие формированию рефлексивных умений.

Читать дальше
Заключение Проведенное экспериментальное исследование, а также анализ изученной литературы по проблеме исследования дают основание сделать вывод, что формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников становится сегодня важным источником их профессионально-личностного развития. Актуальность формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников обусловлена потребностью практики в формировании рефлексивных умений и неразработанностью данной проблемы в системе профессиональной подготовки социальных работников; необходимостью комплексного подхода, обобщающего и систематизирующего имеющийся теоретический и практический потенциал профессиональной подготовки социальных работников. Процесс формирования рефлексивных умений будущих социальных работников рассмотрен как система в единстве ее основных компонентов: целевого, содержательного, деятельностного и результативного. На основе данной в исследовании сущностно-содержательной и структурно- функциональной характеристики рефлексивных умений будущих социальных работников выявлены и определены особенности и основные направления их формирования в процессе профессиональной подготовки студентов вуза и колледжа. Содержание рефлексивной подготовки будущих социальных работников отражает как текущие, так и перспективные потребности общества и представляет собой своего рода профессиограмму рефлексирующего специалиста, включающую систему знаний о рефлексии и систему рефлексивных умений. Основываясь на том, что рефлексивные умения являются интегративным образованием, выделены две группы знаний и умений: а) общие знания и умения социального работника в области рефлексии; б) знания и умения в области профессионального рефлексивного общения социального работника. В ходе исследования использована модульная система построения программы курса "Профессиональная рефлексия социального работника" состоящая из трех функционально связанных между собой блоков-модулей: базового, включающего представление об особенностях профессионально-личностного развития специалиста социальной работы, сущности рефлексии; роли и места рефлексивной подготовки социального работника в профессиональной деятельности; эмпатиийного, развивающего определенные знания и способности студентов к эмпатии; рефлексивного, направленного на развитие профессионально значимых знаний о рефлексии и рефлексивных умений будущего социального работника (саморефлексии, межличностной рефлексии и рефлексии взаимодействия). Разработанные в процессе опытно-экспериментальной работы критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений будущих социальных работников в вузе и колледже являются основой для мониторинга качества и оценки процесса их формирования. Разработанный и внедренный в ходе исследования спецпрактикум «Профессиональная рефлексия социального работника», методические рекомендации создают предпосылки для успешного формирования рефлексивных умений студентов в современных условиях. Эффективность методики обучения определялась методами математической статистики. Сравнение результатов до и после обучения будущих социальных работников показывает, что число студентов, находящихся на высоком и среднем уровнях сформированности рефлексивных умений возросло на 52,5%, а число студентов, находящихся на уровне ниже среднего и низком сократилось на 52,5%. При анализе массива данных, полученных на этапе завершения формирующего эксперимента, обнаружена определенная тенденция к повышению уровня эмпатии и коммуникативных и организаторских способностей студентов в зависимости от повышения у них уровня сформированности рефлексивных умений. Таким образом, в результате формирующего эксперимента нами получены данные, показывающие эффективность выбранных нами путей и способов формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников, доказывающие справедливость выдвинутой нами гипотезы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута. В процессе исследования был выявлен ряд проблем, предполагающих дальнейшее изучение. Среди них: поиск перспективных направлений по совершенствованию процесса формирования рефлексивных умений, созданию альтернативных методов и методик диагностики уровня развития рефлексивных умений; профессиональная компетентность специалиста социальной работы. Данное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы, так как здесь был сознательно сделан акцент на изучение рефлексивных умений именно для будущих специалистов по социальной работе. Но предложенные формы и методы их формирования могут быть взяты за основу при создании новых программ обучения в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе и учащихся в образовательных учреждениях, а также различных категорий слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации. ?
Читать дальше
Список литературы 1. Алексеев Н.Г. Познавательная деятельность при формировании сознательного решения задач: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /Н.Г. Алексеев. - М., 2005. 2. Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога. Творчество и культура мышления: Дис. ... докт. психол. наук: /О.С. Анисимов. - М., 2004. 3. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. /М.Аграйл. - М.: Прогресс, 2000. 4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом /В.Г. Афанасьев. - М.: Владос, 2007. 5. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем /В.П. Беспалько - Воронеж: ВГУ, 2003 6. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов /В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур.-М., 2009 7. Бочарова В.Г. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике /В.Г. Бочарова, Г.Н. Филонов. - М., 2004. 8. Бодалев A.A. Личность и общение: Избр.труды /A.A. Бодалев. - М.: Педагогика, 2003. 9. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 2003. 10. Бондаренко Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Дис. ... канд. пед. наук /Т.А. Бондаренко. - Челябинск, 2009. 11. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика /Ю.В. Васильев. - М., 2000. 12. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход /A.A. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 2001. 13. Гальперин П.Я. Введению в психологию /П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 2006. 14. Гуслякова Л.Г. Психология и социальная работа /Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина. - Барнаул, 2001. 15. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук /Н.И. Гуткина. - М., 2003. 16. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук /О.Б. Дмитриева. - М., 2007. 17. Доэл М. Содержание и методы практической подготовки студентов к социальной работе: Междунар. взгляд и перспективы /М. Доэл, С. Шардлоу. - М.: Аспект Пресс, 2001. 18. Емельянов А.Л. Рефлексивная регуляция мыслительных действий /Ю.Н. Кулюткин //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М.: МГУ, 2000. 19. Зак А.З. Проблема психологического изучения рефлексии /А.З. Зак //Исследование рефлексии и речемыслия. - Алма-Ата: Изд-во КПИ, 2000. 20. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания /В.П. Зинченко //Вопросы психологии. - 2001. -№2. 21. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения /Т.А. Ильина. - М.: Знание, 2002. 22. Инновационное обучение: стратегия и практика /Под ред. В.Я. Ляудис. -М.: МГУ, 2004. 23. Ирхина И.В. Содержание и организация обучения руководителей школ умению изучать и обобщать передовой педагогический опыт в системе повышения квалификации: Дис. ... канд.пед.наук /И.В. Ирхина. - М., 2002. 24. Исследование рефлексии в отечественной психологии /Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск: НГУ, 2001. 25. Климова Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально- творческой самообразовательной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /Т.Е. Климова. - Челябинск, 2005 26. Ковалев Г.А. Основные направления исследования методов активного обучения в странах Запада /Г.А. Ковалев //Психологический журнал. - 2009. 27. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособ. /Ю.А. Конаржевский. - Челябинск: ЧГПИ, 2006. 28. Козырева И.А. Подготовка специалистов по социальной работе: опыт и проблемы /И.А. Козырева, A.B. Соколова //Российский журнал социальной работы. - 2000. - №9-10. 29. Кондратьева C.B. Совершенствование рефлексивных умений студентов педагогического вуза в процессе подготовки их к профессиональной педагогической деятельности /C.B. Кондратьева, Б.П.Ковалев // Рефлексивные процессы и творчество. - Новосибирск, 2000. 30. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 2000. 31. Леонтьев A.A. Педагогическое общение /A.A. Леонтьев. - М.: Арт Пресс, 2009. 32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. /А.Н. Леонтьев. - М.: Владос, 2007. 33. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов; Отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохов; Ин-т психологии РАН. -М.: Наука, 2004. 34. Митин С.Н. Формирование культурологических знаний и умений у руководителей школ в системе повышения квалификации: Дис. ... канд. пед. наук /С.Н. Митин. - М., 2005. 35. Михайлова С.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально- психологического тренинга: Автореф. дис. ... канд. психол. наук /Е.В. Лушпаева. - М., 2009. 36. Никитина H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования /H.H. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002 37. Новик И.Б. Моделирование сложных систем /И.Б. Новик. - М., 2005. 38. Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования. // Российский журнал социальной работы. - 2005. - №1. 39. Пинегина Н.М. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии /В.И. Слободчиков //Сб. Проблемы логической организации рефлексивных процессов. - Новосибирск, 2006. 40. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества /С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Т.Ю. Колошина, Т.В. Фролова //Вопросы психологии. -2001. - №5. 41. Реан A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога /A.A. Реан //Вопросы психологии - 2000. - №2. 42. Ротенберг В. С. «Образ Я» и поведение. — Иерусалим: Манахим, 2000. 43. Розин В.М. Методологические записки о природе рефлексии /В.М. Розин //Рефлексия в науке и обучении: Тез. докл. и сооб. к науч.-метод, конф., Новосибирск, 12-14 ноября, 1984 г. - Новосибирск, 2004. 44. Рубинштейн C.Л. О мышлении и путях его исследования. /C.Л. .Рубинштейн. - М., 2005. 45. Рубинштейн C.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. /C.Л. .Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. 46. Селевко Г.К. Технологи обучения /Г.К. Селевко. - М., 2001. 47. Семенов И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности /И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов //Вопросы психологии. - 2003. - №2 48. Слободчиков В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания /В.И. Слободчиков //Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной и дифференциальной психологии. - М., 2006. 49. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание /А.Г. Спиркин. - М.: 2002. 50. Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся /С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов //Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. - М.: АПН СССР, 2007. 51. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории /Н.Ф. Талызина //Современная высшая школа. - 2007. - №1. 52. Третьяков П.И. Практика управления современной школой /П.И. Третьяков. -М., 2005. 53. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико- ориентированная монография /П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский; Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2007. 54. Усова A.B. Формирование у учащихся учебных умений /A.B. Усова. - М.: 2007. 55. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Социология и психология в управлении школой: Науч.-метод. пособ. /Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич - М.: «Прометей», 2000. 56. Формирование профессионально-познавательных потребностей у студентов: Учеб. пособ. /Под ред. М.Е. Дуранова. - Челябинск: ЧГУ, 2007. 57. Харе Р. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Р.Харе //Иследование речемыслительной деятельности: Сб. ст. /Отв. ред. М.М. Муканов. - 2004. - Вып.З. 58. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника /Е.И. Холостова. - М.,2003. 59. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособ. /М.А. Чошанов. — М.: Народное образование, 2000. 60. Чернилевский Д.В. Технология обучения в высшей школе /Д.В. Чернилевский, O.K. Филатов. - М.: Экспедитор, 2006. 61. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М.: АО: Столетие, 2007. 62. Шалаев И.К. Повышение готовности студентов к решению управленческих задач /И.К. Шалаев. - Барнаул: БГПИ, 2002. 63. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: Дис. ... докт. пед. наук. /Н.Б. Шмелева. - М., 2007 64. Шмелева Н.Б. Научно-методические аспекты подготовки личности специалиста как профессионала /Н.Б. Шмелева //Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы / Под ред. Н.Б. Шмелевой, Т.З. Биктимирова, С.Н. Митина. - Ульяновск: УлГУ, 2001. 65. Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития) /Н.Б. Шмелева. - Ульяновск: УлГУ, 2009. 66. Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития) /Н.Б. Шмелева. - Ульяновск: УлГУ, 2000. 67. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы /Г.П. Щедровицкий //Прикладная эргономика. Спец. выпуск. - М., 2003. 68. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии /Д.Б. Эльконин - М.: Междунар. Пед. Академия, 2005. 69. Якиманская И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения /И. Якиманская //Советская педагогика. - 2001. - №4. 70. Barus S. Effective student teaching experience /S. Barus, S. Edwards. - Texas: University of Texas, 2004. ?
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image