Введение2 Глава 1. Анализ литературных источников по вопросу особенностей звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием5 1.1 Особенности звукопроизношения у детей в норме5 1.2 Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием12 1.3 Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием17 2.1 Условия проведения опытной работы с детьми23 2.2 Анализ полученных результатов исследования27 Глава 3.Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием37 3.1. Организация, методы, основные направления37 3.2. Направления логопедической работы45 3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента69 Заключение78 Список использованных источников83 Приложения85

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

дипломная работа
Педагогика
90 страниц
100% уникальность
2013 год
101 просмотров
Кустов Р.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение2 Глава 1. Анализ литературных источников по вопросу особенностей звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием5 1.1 Особенности звукопроизношения у детей в норме5 1.2 Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием12 1.3 Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием17 2.1 Условия проведения опытной работы с детьми23 2.2 Анализ полученных результатов исследования27 Глава 3.Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием37 3.1. Организация, методы, основные направления37 3.2. Направления логопедической работы45 3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента69 Заключение78 Список использованных источников83 Приложения85
Читать дальше
A роза упала на лапу азура. Телевизор показал плохую погоду. Ласточка летает высоко, глубоко, отречено от действительности. Я обожаю, есть козу, колесо, машину, луну, теребить брови. A роза упала на лапу азура. Телевизор показал плохую погоду. Ласточка летает высоко, глубоко, отречено от действительности. Я обожаю, есть козу, колесо, машину, луну, теребить брови. A роза упала на лапу азура.


Если правильно оформите заказ дипломной работы в москва , сделаем быстро.


. Телевизор показал плохую погоду. Ласточка летает высоко, глубоко, отречено от действительности. Я обожаю, есть козу, колесо, машину, луну, теребить брови. A роза упала на лапу азура. Телевизор показал плохую погоду. Ласточка летает высоко, глубоко, отречено от действительности. Я обожаю, есть козу, колесо, машину, луну, теребить брови. A роза упала на лапу азура. Телевизор показал плохую погоду. Ласточка летает высоко, глубоко, отречено от действительности. Я обожаю, есть ко Актуальность исследования. Фонетико-фонематическое недоразвитие рассматривается, какнарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными расстройствами речи в результатедефектов восприятия и произношения фонем. Развитие речи, которое включаетумение четкопроизносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения – все это наиболее актуальныепроблемы,которые стоят перед педагогами и логопедами. Правильностьречи, как критерий, является ипоказателемготовности дошкольника к обучению в школе. Объяснимо это тем, что правильная речь – это предпосылка успешного усвоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется на основе устной, и дети, с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее в работе - ФФН), являются потенциальными дисграфикамии дислексиками. Работупо предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, еще до начала обучения детейграмоте. Недоразвитие фонематического восприятия становится причиной того, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением. Все эти затруднения влияют не только на освоение школьной программы, но и на самоощущение ребенка в школе, среди сверстников. Именно поэтому вопрос о выявлении детей с ФФН в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речиявляется актуальным вопросом в настоящее время в ряде многих смежных наук – логопедии, педагогике, психологии. Исходя из вышесказанного, мы определили тему нашей работы – «Особенности звукопроизношения у детей с ФФН». Цель исследования– изучить особенности звукопроизношения у детей с ФФН. Объект исследования:речевая деятельность дошкольников с ФФН. Предмет исследования:специфика звукопроизношения у детей с ФФН. Перед собой мы поставили следующие задачи: Изучить особенности звукопроизношения у детей в норме. Провести характеристику детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Рассмотреть особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Опытным путем исследовать звукопроизношения у детей с ФФН. Методологическая основа: теория Р.Е. Левиной об особенностях речи детей с различными нарушениями произношения, концепции Г.Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, положения Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи, концепция Л.Ф. Спировой о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Методы исследования: 1. Анализ научной литературы по проблеме особенностей звукопроизношения у детей с ФФН. 2. Констатирующий эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогови логопедов,специализированных и массовых дошкольных образовательных учреждениях. Глава 1. Анализ литературных источников по вопросу особенностей звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 1.1 Особенности звукопроизношения у детей в норме Речь не является врожденной, она проходит процесс своего развития в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем общего развития [2; 27]. Ребенок усваивает родной язык со строгой закономерностью, данный процесс можно охарактеризовать рядом определенных черт, которые можно выделить для всех детей. Прежде чем говорить о патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, учитывать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. В настоящее время, авторы выделяют различное количество этапов в становлении речи детей, они носят разные названия. А.Н.Гвоздев [17; 49], в своих работах прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет определенные периоды в развитии речи. Г.Л.Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный, который протекает до двух лет, и затем - этап самостоятельного оформления речи.

Читать дальше
В результате нашей работы мы определили, что прослеживаются четыре этапа в становлении речи детей. Подготовительный этап, протекает до одного года. На данном этапе происходит подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи.Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что первый год жизни ребенка выступает подготовительным этапом к овладению речи. Преддошкольный этап, носит название этапа первоначального овладения языком. В данный период возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, происходит активное развитие понимания речи, активная речь. В речи ребенка все чаще слышны союзы и он использует почти все основные части речи. Дошкольный этап – от трех до семи лет. После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к пяти годам жизни. Ребенок овладевает к пяти годам всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Школьный период – от семи до семнадцати лет. Основной характеристикой развития речи у детей на этом этапе является ее сознательное усвоение. Возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: Внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, часто бывает слабо сформировано произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном объекте и по целенаправленному заданию осуществить переключение на другой объект. Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой.При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить новую информацию в процессе занятий. Отмечены исследователями и особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько заниженной, в результате чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Особенности звукопроизношения детей с ФФН характеризуется следующими аспектами: Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произноситсредний, нечеткий по произношению, звук Причинами такого процесса замены, выступают недостаточная сформированностьфонематического слуха или его нарушения. Нестойкое употребление звуков в речи. Часть звуков по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить два – четыре звука, а в некоторых случаях, говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из различных групп. Причиной искаженного произношения звуков, как правило, выступает, недостаточная сформированностьартикуляционной моторики или её нарушения. В нашем исследовании принимали участие 12 детей от 4,9 до 5,7 лет с ФФН (средний возраст – 5,4 года) ДОУ № 46 (ул. Ангарская 46 А). ДОУ № 46 - является детским садом комбинированного вида (включены общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании). Обследование звукопроизношения у детей в исследуемой группе проводилось по общепринятой в логопедии методике, которая опубликована в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам: Наиболее трудными в произношении, оказались две группы звуков – свистящие и шипящие. Дети чаще всего произносят [с], [з], [з'] [ж] [ш] - как межзубные звуки, а [ц] искажается на [с'], [ч] на [т']. Трудности с произношением шипящих и свистящих наблюдаются у 100 % детей данной группы, искаженное произношение аффрикат – у 67 %. Для свистящих, в процессе эксперимента, характерно межзубное произношение. Наибольшие затруднения в группе свистящихвызывают звуки [с], [з], а также [з']– произносимый как межзубный. В группе шипящих же, дошкольники чаще всего заменяют звуки свистящими, или искажают звук. В произношении сонорных звуков проявляетсятенденцияискажать [р] – на велярный звук, [л]заменяется на [j], также как и [р’] на [j]. В целом в группе твердые звуки нарушены больше, чес мягкие. У пяти детей заднеязычные [к], [г]– отсутствуют, дети пропускают их в слове, хотя при повторении отдельного звука могут произнести. У части детей наблюдаются проблемы и с фонетическим восприятием звука внутри слова, а не только с произношением определенных звуков. Наибольшие трудности вызывают слова со стечением согласных. Как правило, при произношении в таких случаях у детей выпадал один согласный звук. Так как есть трудности, которые возникают при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, в процессе исследования мы увидели и нарушение слоговой структуры слова. Наиболее сложным в произношении оказалась схема ГСГ, где дети допустили более всего искажений, даже те, кто, вернопроизносит открытый – закрытый слог.
Читать дальше
Список использованных источников 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. 3. Артёмова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 2005. 4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб: Детство-пресс, 2001. 5. Белая В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», АСТ «Астрель» Москва», 2004. 6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997. 7. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский Педагогический Вестник. - №7. - 2004. 8. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2008. 9. Иваненко С.Ф. Логопедическая работа в доречевой период и на первом уровне общего речевого развития. //Нарушение речи у дошкольников - М., 1972. 10. Лебедева С.А. Детская практическая психология. – Шуя, ШГПУ, 2003. 11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. 12. Нищева Н.В. Диагностика речевого развития с целью осуществления индивидуального сопровождения //Дошкольная педагогика. - № 1. – 2003 13. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина М.И. - М: Педагогика, 1985. 14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В.Волосовец. - М., 2002. 15. Работа над лексическим значением слова // Вуз школе. - Борисоглебск: БГПИ, 2003. 16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., исп. — Москва.: «Просвещение», 1979. 17. Речевые секреты /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1992. 18. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. - М., 2003. 19. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду - М.: Просвещение, 1981. 20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. 21. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998. 22. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. 23. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Под ред. М.М.Алексеева. - М., 2002. 24. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image