Принимаем заказы на работу любой сложности
. Однако новый агломерат не следует рабски античной схеме, а свободно ее развивает, приспосабливая к потребностям нового общества, которое сразу же выступает как внутренне дифференцированное целое, характеризующееся наличием разнообразных видов деятельности, составляющих его экономическую систему. Романский стиль определяет развитие западноевропейского искусства Х-XIIвв.Возникновениетермина«романскоеискусство»объясняют использованиемвархитектуредревнеримскихконструкций,форми строительныхматериалов(цилиндрическиеикрестовыесводы, полуциркульные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесаным камнемит.д.),атакжеучастиемроманскихнародоввсоздании произведенийискусстваданногопериодаразвитияевропейской художественной культуры. Традиции римского классицизма, а также свойственные искусству X-XIIвв.формальныепризнакиплоскостности,закрытости,линейности, ясности и множественности позволяютатрибутироватьстиль средневекового западноевропейского искусства данного периода как Романский Классицизм. Архитектура в романское время имеет статус ведущего вида искусства. Всядеятельностьчеловеканаземлеопределяласьчерезпонятие «строительство» в аспекте построения мира Небесного Иерусалимавдуше своей ипредуготовленияк обитанию вэтом Граде. Романский город — это уже не то, чем был город в системе древнеримской империи. Это неадминистративный центр провинции, периферии, который зависел от столицы. Хотя новое коммунальное образование и состояло, как в древнеримском обществе, из собственно городского ядра окруженного сельской местностью, поставляющей городу ежедневное пропитание, отношения между городом и деревней покоятся на иной основе, ибо связь между городским и сельским обществом здесь гораздо крепче. Новое общественное образование руководствуется одной целью—нараститьсилу и, следовательно, укрепить свободу путем накопления богатства. Но независимость обеспечивается отныне не военной мощью или завоевательными (грабительскими) войнами, а трудом, тем более что сама церковь предписывает его как практическое средство нравственного воспитания, ведущего к спасению души. Стремление к богатству несчитается более грехом, недозволенным стяжательством, ибо богатство, основанное на труде, требует созидательных усилий, а труд—это спасение для человека. К богатству, следовательно, необходимо стремиться, но оно—не самоцель, а божественное воздаяние на земле в ожидании награды на небе. Все или почти все это богатство порождается благодаря воздействию человеческой мысли и ума на природный материал, созданный Богом. Ремесленник, берущий слиток золота или кусок не столь благородного материала и затрачивающий часть своего времени, унаследованного или приобретенного опыта на то, чтобы придать ему гармоническую форму и присоединить его путем тщательной отделки (резьбы или плавки) к другим художественным изделиям, продолжает в известной мере созидательное дело Творца, а поскольку сам Творец создал этот материал поддающимся усовершенствованию путем воздействия на него человеческоготруда, то, значит, в нем заключено духовное начало, которое человеку надо не утратить и не испортить, а понять и развить с учетом всех его возможностей и качеств. В этом состоит первое крупное отличие романской цивилизацииотвизантийской. Город как совокупность производителей выступает в качестве центра, где труд отдельных людей превращается в общее дело. Новая бюргерская прослойка (от "borgo"—город) состоит вначале из ремесленников и купцов, поскольку торговля способствует развитию и росту производства, превращению его в богатство. В центре романского города находится церковь—средоточие духовной жизни общины, резиденция епископа, здание коммунального управления, большая рыночная площадь. Вокруг располагались дома—мастерские ремесленников, ибо ремесленная производственная система основывается на семейном труде, на подготовке детей к профессиональному владению искусством отцов, на передаче технических навыков и секретов из поколения в поколение. Далее идут городские стены, защищающие горожан и дающие убежище крестьянам.