Если вы хотите заказать написание реферата по литературе, переходите по ссылке, заполняйте форму заявки и мы сделаем самый лучший реферат!
. Изучить зарубежный опыт стратегического планирования городов. 2. Изучить отечественный опыт стратегического планирования городов. 3. Рассмотреть особенности планирования в малом городе. 1. Зарубежный и российский опыт стратегического планирования социально-экономического развития городов1.1. Зарубежный опытстратегического планирования Прежде всего, сфокусируем внимание на базовом (инвариантном) содержании стратегического планирования городского развития.Помнению разработчиков оно включает, преждевсего, выявление видения желаемого будущегогорода, выбор целей и направлений его развития,определение стратегии, обеспечивающей конкурентоспособность города как места для жизни,хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность отдельных отраслей городской экономики и социальной сферы. Стратегия, как правило, ориентирована на повышение качества жизни в городе наоснове экономического роста, который создаетвысококвалифицированные рабочие места, обеспечивает рост благосостояния и инвестиций игарантирует долгосрочное финансовое благополучие города1 Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / Под ред. Дж.Бэйтера, Б. С. Жихаревича, Н. А. Лебедевой.— Спб.:Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2004. — С. 16, 18, 24. . В качестве важной предпосылки, определяющей переход к стратегическому планированию,позиционируется децентрализация процесса подготовки и принятия решений по социально-экономическому развитию территории2 Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни.Зарубежный опыт и проблемы России.— М.: КМК, 2002. — С. 91—92. . Такойподход прослеживается и в практике европейских стран.Так, в Великобританииодним из ключевых принципов территориальногоразвития является императив, согласно которомуэкономическое оживление лучше всего обеспечитьпосредством локального развития, нежели экзогенного перераспределения деятельности и ресурсов. Отсюда — необходимость приближения политикик местным центрам принятия решений3 Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. — М.: ИНИОН РАН, 1996. — С. 19—20. . Заслуживает внимания принцип, определяющий необходимость профессионализации деятельности по стратегическому планированию и местному экономическому развитию.Его практическаяапробация осуществляется посредством созданияструктур, концентрирующих высококвалифицированные кадры, непосредственно участвующие вобосновании направлений и механизмов территориального развития. Так, в Канаде функционируют специально созданные профессиональные ассоциации специалистов по экономическому развитию, члены которых привлекаются к деятельности по укреплениюи диверсификации местной экономики. Свыше 30летназад создана Программа экономического развития Университета Ватерлоо, как структура дляподготовки специалистов по экономическому развитию4 Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты ХХI века / В. Б. Супян. — М.: Анкил, 2001. — С. 138. . В США органы исполнительной власти науровне городов имеют специальные комиссии илиагентства по экономическому развитию, отвечающие за подготовку целевых программ, предусматривающих повышение качества жизни населения,усиление конкурентных позиций территории5 Местное самоуправление во Франции / Посольство Франции в России.— М.: Сканрус. — С. 6—7. . Во Франции такой принцип реализован приорганизации межкоммунального сотрудничества6 Bryson I. Strategic planning for public and nonprofit organization. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995.— P 4. . Принципиально значимым для стратегического планирования является понятие стейкхолдера — человека или организации, чьи интересысущественно связаны с данным городом и чьи ресурсы позволяют существенно влиять на его развитие.Заметим, что стейкхолдеры представлены нетолько внутренними группами участников, но ивнешними (относительно данного местного сообщества) организациями7