Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Проблемы экологического воспитания населения и детей 5 1.1. Актуальность экологического просвещения; формирование экологической культуры детей 5 1.2. Экологическое воспитание детей в библиотеке: сущность, цель и задачи 3 ГЛАВА 2. Содержание и организация экологического просвещения детей в библиотеках России 32 2.1. Направления, методы и формы фомирования экологической культуры и просвещения детей в библиотеках…………………………. 32 2.2. Программы как эффективный инструмент экологического просвещения 37 ГЛАВА 3. Деятельность Библиотеки семейного чтения п. Солнечный по экологическому просвещению населения 48 3.1. Содержание работы по экологическому просвещению населения в Библиотеке семейного чтения 48 3.2. Активность детей – как фактор экологического просвещения детей 53 Заключение 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60 Приложения

Деятельность библиотек по экологическому просвещению детей

дипломная работа
Литература
66 страниц
77% уникальность
2013 год
160 просмотров
.
Эксперт по предмету «Библиотековедение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Проблемы экологического воспитания населения и детей 5 1.1. Актуальность экологического просвещения; формирование экологической культуры детей 5 1.2. Экологическое воспитание детей в библиотеке: сущность, цель и задачи 3 ГЛАВА 2. Содержание и организация экологического просвещения детей в библиотеках России 32 2.1. Направления, методы и формы фомирования экологической культуры и просвещения детей в библиотеках…………………………. 32 2.2. Программы как эффективный инструмент экологического просвещения 37 ГЛАВА 3. Деятельность Библиотеки семейного чтения п. Солнечный по экологическому просвещению населения 48 3.1. Содержание работы по экологическому просвещению населения в Библиотеке семейного чтения 48 3.2. Активность детей – как фактор экологического просвещения детей 53 Заключение 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60 Приложения
Читать дальше
В настоящее время нет необходимости доказывать остроту и масштабность, а значит, и опасность сложившейся и мире экологической ситуации. Научные достижения создали иллюзию почти полной управляемости миром, однако хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов — все это входит в противоречие с возможностями планеты (ее ресурсным потенциалом, запасами пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов). Ученые выделяют два аспекта экологической проблемы: — экологические кризисы, возникающие как следствие природных процессов; и кризисы, вызываемые антропогенным воздействием и нерациональным природопользованием. Наряду с широко развитой системой экологического образования и воспитания, интегрирующей всю сумму получаемых субъектом знаний, являющихся основой (базой) экологического сознания остается неизменной проблема изменения того образа Природы, как средства человеческой жизнедеятельности, который был сформирован в ходе исторического развития человека. В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работыАбрамова, Т., Бабанова Т. А., Боголюбов С. А.


Из чего складывается цена контрольной работы по административному праву? Она складывается из количества страниц, сроков выполнения, квалификации автора, % оригинальности и предмета. Мы стараемся обеспечить самую адекватную цену на рынке. А на первый заказ мы подарим вам скидку в 1000 рублей. Воспользуйтесь промокодом Work1000.


., Егорова, Н. А., Лещинская, В, В., Мамедов Н. М., Покровская, О. В.,Суровова, В., Яковлева Е. В. и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы в библиотеках. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания детей. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов. Целью данной дипломной работы являетсяизучение проблемэкологического воспитания детей посредством библиотек. В рамках данной дипломной работы будут решены следующие задачи: • рассмотрены основы формирования экологической культуры личности; • рассмотрены цели и принципы экологического воспитания детей в библиотеке; • рассмотрены теоретические аспекты экологического воспитания в библиотеках; • проведен анализ учебно-методического комплекта; • проведен анализ досуговых интересов и экологической грамотности детей; • разработаны мероприятия по совершенствованию экологического воспитания в библиотеке. Объектом исследования является экологическое воспитание детей. Предметом исследования являются методыисодержаниепроцесса экологического воспитания в библиотеке. Структурадипломнойработы-введение, триглавы, заключение, библиографическийсписок, приложения. ГЛАВА 1. Вопросыэкологического воспитания населения и детей1.1. Актуальность экологического просвещения; формирование экологической культуры детей Социализацияличностистроится в первую очередь накультуре, какна специфическомспособе, посредством которого происходиторганизацияи развитиежизнедеятельностичеловека. Экологическаякультура- это, безусловно, общепризнанный и неотъемлемыйкомпонент общей культурычеловека. Экологическаякультура и способы ее формирования и развития- это проблема не только и не столько образования,сколько всейсоциокультурной сферы. Цель формирования экологической культуры - пересмотретьэкологическуюпарадигмувзаимодействиямеждуЧеловекоми Природой, сломать старые стереотипы. Успех этогопроцесса во многомобусловлен тем, признает ли, наконец, человечество, чтоцеленаправленная, научно организованнаяработав данном направленииотносительно всехслоеви социальныхгрупп общества– не прихоть и не уступка природе, но насущная необходимость, условие дальнейшего выживания человечества.Понятно, что такую работу надо проводить прежде всего с детьми, с подрастающим поколением,уровень культуры которого определяетне только личную судьбу будущих граждан, но и всего человечествав целом.(25, с 39) Формированиеэкологической культуры особенно важно проводить в сфере образования. Сама сутьобразования -непросто «набить» детей информациейи обогатитьзнаниями, но сформироватьмировоззрение, убежденияи взгляды. Образование можно назвать своего рода модернизацией, качественным преобразованиемчеловеческогоповедения и личности человека(9, с. 8). Еслиобразование понимается каксозданиеиз просто человека Человекас большой буквы. А это означает, во-первых,систематизированныезнания,уменияи навыки; во-вторых, происходящий одновременно с накоплением знанийпроцессстановлениядуховного обликаличности, еемировоззренческиеи нравственныеустановки, ценностныеориентации. Процесс образования не только идет рядомс процессом воспитания – он совпадаетс ним. В экологическомобразованиитакжеестьпознавательнаяи воспитывающаясоставляющие: оно стремитсявоспитатьэкологически ответственнуюи творческуюличность,сформироватьее активнуюгражданскуюпозицию. Поэтому процессэкологическогообразования, точно так же как и процесс образования общего, стремится не только к тому, чтобы дети усвоилиэкологическиезнания, но и к тому, чтобы у них сформировалось правильноемировоззрениеиличная нравственнаяпозиция(2, С.3).

Читать дальше
Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей Среды, рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого детьми требует большой работы. Работа библиотек создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное. Формирование экологической культуры детей в библиотеках возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность детям овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность детей реализуется во всех типах занятий проводимых библиотеками: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях библиотеки, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят ребенка к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением детей к самостоятельному чтению и обсуждению книг и статей в периодических изданиях, которые посвящены экологической тематике, рассказывают об охране окружающей природы. Групповая работа наиболее успешно протекает в библиотеках. В библиотекиприходятдети, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. В формировании экологической культуры детей могут сыграть очентважнуюрольмассовые занятия: праздники, ролевые игры на экологические темы. Для того, чтобы более активнопроводить работу по экологическому воспитанию детей и подростков, сотрудникам библиотеки необходимо, во-первых, активнее информировать о своей деятельностинаселение в месте расположения библиотеки, во-вторых,стараться заинтересовать не только детей, но и подростков, в-третьих,использовать в работе по экологическому просвещению детей и подростков современные информационные технологии. Краткие выводы, подводящие итог проделаннойработы. Библиотека – это маленький информационный и культурный центр, находящийсянепосредственно рядом с местом проживания значительного числа людей.несмотря на бурное развитие информационных технологий, которые стали доступны практически каждому городскому жителю в собственной квартире, популярность библиотек остается высокой. Увеличивается количество записавшихся читателей, растут показатели посещаемости. Молодежь и подростки, проживающие в доме, где расположена библиотека, знают о ней и являются ее читателями. Библиотеки стараются не отстать от стремительного развития технического прогресса и информационных технологий. Благодаря этому молодые читатели, помимо книжного фонда, могут воспользоваться компьютерной и офисной техникой, получить доступ к сети Интернет. Экологическая деятельностьбиблиотекявляетсяприоритетнымнаправлениемвихработе. Эта деятельностьосуществляетсяпрежде всего для того, чтобыобогатить детей экологической информацией,научить их любить природу и окружающий мир,сформировать экологическуюкультуру. В современных условиях наблюдается определенная активизация работы по экологическому воспитанию в библиотеках. Тем не менее, в настоящее время уровеньэффективности такой работы, как правило, все же довольно низок. Систематизировать работу по экологическому просвещению в библиотеках можно при помощиединой общегосударственной программы по экологическомувоспитаниюдетейв библиотечной системе. Такая программапризвана организоватьпознавательную, познавательно-развлекательную, практическуюи исследовательскуюдеятельностьдетей,будетиспользоватьи сочетать в себе какинновационные, так итрадиционныеформы иметодыработы,воздействовать на детей непрерывно и последовательно. Если библиотеки будут осуществлять целенаправленнуюсистематическуюработупо экологическому воспитанию,которая к тому же будет проводиться в рамках специально разработаннойобщегосударственнойпрограммы, то это, без сомнения, будет способствоватьзначительному повышению экологической культурыподрастающего поколения. В современных условиях необходимы новые, творческиеи нестандартные подходы к экологическому воспитанию детей и подростков. Использование информационных и компьютерных технологий поможет привлечь к экологической деятельности больше детей и подростков, вызвать их искреннюю заинтересованность и тем самым сделать качественный рывок в деле экологического воспитания.
Читать дальше
Абрамова, Т. Пусть вопреки законам зла шумит зеленая сосна: программа экологического просвещения / Т. Абрамова // Библиополе. – 2006. - № 6. С. 45-47. Алексеева М.С., БодиеваН.Ф.,БодиевА.Б..Формирование экологической культуры личности в трансформирующемся обществе // Философия образования: Серия трудов.- Том XI: Проблемы образования в трансформирующемся обществе.- Новосибирск: Изд. НГИ, 2009.– С.3 Баюжева, В. Познаем царство флоры и фауны: экологическое просвещение в рамках акции «Стань на защиту родной природы» / В. Баюжева//Библиополе. – 2007. - № 1. – С. 60-61. Библиотека как центр экологической культуры: Аналит. материалы итогов Всерос. смотра-конкурса б-к по экол. просвещению населения в 2006 – 2007 гг. // М-во культуры РФ, Рос. гос. юнош. б-ка; сост. О.В. Покровская.– М., 2007.– С.41 Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение,2006.– С. 24 Быкадорова, Н. Здесь будет «остров» - парк!: экологическое просвещение в Гос. дет. Библиотеке г. Белгорода / Н. Быкадорова // Библиотека. – 2007. - № 11. – С. 72-76. Быкадорова, Н. Земле поклонись человек: из опыта работы по экологическому просвещению / Н. Быкадорова // Библиотека. – 2011. - № 2. – С. 60-62. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 2006.– С. 81-82 Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М.: Агропромиздат, 1987.– С. 8. Букин А. П. В дружбес людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.– С. 29 Бычкова, Е. Ф. Десятое заседание экологической секции на Крымском форуме: обзор работы / Е. Ф. Бычкова // Научные и технические библиотеки. – 2010. - № 2. – С. 29-37. Бычкова, Е. Ф. Обзор работы секции «Организация экологической информации. Библиотечный мониторинг экологической культуры» / Е. Ф. Бычкова // Научные и технические библиотеки. – 2007. - № 2. – С. 77-78. Бычкова, Е. Ф. Пути совершенствования работы библиотек с экологической информацией / Е. Ф. Бычкова // Библиотековедение. – 2008. - № 2. – С. 37-40. Верещагина, А. Мы стали ближе друг к другу: организация воспитательного досуга детей и подростков: экологическое просвещение / А. Верещагина // Библиополе. – 2008. - № 10. – С. 7-10. Говорина, Л. Родной земли краса: программа экологического просвещения «Мы гордимся природой и Отечество любим», ЗаринскаяЦБС Алтайский край / Л.Говорина//Библиополе. – 2008. - № 3. – С. 70-71. Гурьева, Г. В начале было дело: экологическое просвещение в ЦГДБ г. Липецка / Г. Гурьева // Библиотека. – 2007. - № 8. – С. 28-30. Давыдова, Н. Д. Животный и растительный мир: выборочный список литературы / Н. Д. Давыдова, О. В. Коновалова // Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 2. – С. 48. ДежниковаН. С., Иванова Л. Ю.,КлемяшоваЕ. М. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростковМ.: Педагогическое общество России, 2000.– С. 21. Демидов, А. Предлагаем? Нет – информируем, пропагандируем: программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: доступ к экологической информации / А. Демидов // Библиотека. – 2006. - № 8. – С. 12-13. Егорова, Н. А. Библиотеки и экологическая информация: проблема доступа и пути их решения / Н. А. Егорова // Библиотековедение. – 2009. - № 4. – С. 26-29. Егорова, Н. А. Развитие эколого-просветительской деятельности библиотек: состояние и перспективы / Н. А. Егорова // Библиотековедение. – 2008. - № 4. – С. 37-40. Елистратова, З. Жить в гармонии с природой: реализация на базе библиотек Нефтеюганскогор-на ХМАО программы «Экология. Творчество. Дети» / З. Елистратова //Библиополе. – 2011. - № 3. – С. 30-36. Ершов, А. Межгосударственная библиотечная школа – семинар «Экологическая информация и просвещение в интересах устойчивого развития» / А. Ершов // Библиотека. – 2006. - № 11. – С. 23. Ефимова, И. Б. Центр экологии городской библиотеки в системе местного краеведения / И. Б. Ефимова // Научные и технические библиотеки. – 2006. - № 3. – С. 68-72. Жуковская, Т. Б. Сохрани город, в котором живешь: экологическое просвещение / Т. Б. Жуковская // Библиотека. – 2011. - № 8. – С. 39-41. Корешкова, Л. Наш подарок земле: библиотеки, как часть многоуровневой системы экологического просвещения: опыт работы в направлении экологического образования и просвещения/ Л. Корешкова//Библиополе. – 2011. - № 4. – С. 10-13. Крикун, Т. Каравай с березовым соком: опыт экологического просвещения в б-ке г. Мончегорска Мурманской обл. / Т. Крикун // Библиотека. – 2007. - № 9. – С. 76-79. Крушанов, А. А. Факторы экологизацииидеэкологизацииобщественного сознания / А. А.Крушанов// Научные и технические библиотеки. – 2007. - № 1. – С. 104-113. Куликова, О. Ю. Библиотграфическиеисследования в области экологии / О. Ю. Куликова // Научные и технические библиотеки. – 2006. - № 6. – С. 78-82. Лагутина, И. Будут ли пить чистую воду потомки?: опыт информационной работы Мценскойрайонной библиотеки Орлов. обл. в решении экологических проблем / И. Лагутина //Библиополе. – 2007. - № 9. – С. 44-45. Лапенкова, Н. С. Читателям о здоровом образе жизни / Н. С. Лапенкова// Библиотечное дело – XXI век: науч. –практ. сб. – 2006. - № 1. – С. 221-225. Лещинская, В, В. Библиотеки в системе экологического просвещения населения / В. В. Лещинская // Библиотечное дело – XXI век. – 2006. - № 2. – С. 29-43.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Деятельность краеведческих музеев по охране памятников 19-начало 20 в. в.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2012
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image