Торговля – это отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение
товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Оптовая
торговля обеспечивает коммерческое посредничество в установлении
экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании
производственного ассортимента товаров в торговый, обеспечивает создание
запасов для комплексного обеспечения розничной торговой сети и покупателей
товаров с оказанием услуг производственного, производственно-коммерческого
и методологического характера. Розничная торговля предполагает выполнение
работ и оказание услуг продавцом, осуществляющим деятельность по продаже
товаров в розницу на основе заключенных им с покупателями договоров
розничной купли-продажи.
Коммерческая деятельность – это обязательное условие потребительского
рынка и предпринимательства в сфере коммерции. Коммерческая деятельность –
это операции, которые связаны с куплей и продажей товаров, полным
удовлетворением спроса потребителей, максимального уменьшения издержек
обращения, развитием целевых рынков товаров и получением на этой основе
прибыли. Организация коммерческой деятельности предприятий розничной
торговли в современных рыночных условиях основана на принципе равноправия
торговых партнеров, самостоятельности поставщиков товаров и покупателей, а
также финансовой и материальной их ответственности за выполнение
обязательств, принятых ими. Коммерческая работа по розничной продаже
товаров имеет особенности, изучение которых позволило не только выделить
главную цель коммерческой деятельности – максимизация получения прибыли с
учетом удовлетворения покупательского спроса, лучшей культуры торгового
обслуживания, но и конкретизировать основные цели и факторы коммерческого
успеха предприятий. К основным целям коммерческой деятельности следует
отнести: формирование хозяйственных и партнерских связей; анализ рынка
закупки товаров и связей между производителями и потребителями;
формирование комплекса операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров с
учетом рыночной среды; расширение целевых рынков и сокращение издержек
обращения.
К факторам, обеспечивающим коммерческий успех розничного торгового
предприятия, отнесем: финансовые показатели и факторы; кадровое
обеспечение; фактическое состояние материально-технической базы торгового
предприятия; факторы организации торгово-технологического процесса;
факторы, оказывающие влияние на хозяйственные взаимоотношения. Для
розничных торговых предприятий актуален вопрос о роли маркетинга в
управлении.
ООО «Брозекс» осуществляет торговлю строительными материалами, электро-
и бензоинструментами, узлами и принадлежностями. В течение трех
анализируемых лет предприятие наращивало объемы продаж. В 2012 г.
товарооборот превысил аналогичный показатель 2010 г. на 5,84 %, а
показатель 2011 г. – на 0,75 %. Прибыль от торговой деятельности в 2012 г.
составила 604 тыс.руб., что на 26,89 % выше, чем в 2009 г. и на 20,80 %
выше, чем в 2010 г. Следует отметить положительный факт роста
рентабельности продажи товаров, которая в 2012 г. составила 9 %, что на
1,49 процентного пункта выше, чем в 2011 г.
Проведенное анкетирование покупателей показало, что уровень
обслуживания в магазине достаточно высок в условиях рыночных отношений.
Это с положительной стороны характеризует торговую деятельность магазина, а
также торговое обслуживание, предоставляемое покупателям.
Основным конкурентом магазина «Брозекс» является магазин «СтанкоТех», у
него аналогичный ассортимент, режим работы, сравнимые цены. Конкурентными
преимуществами магазина «Брозекс» являются: расширенный ассортимент
товаров, приемлемые цены, удобный режим работы, предлагаемые товары имеют
высокое качество.
В целом организация продаж в ООО «Брозекс» отвечает требованиям,
предъявляемым к магазинам самообслуживания, однако есть резервы ее
улучшения на основе использования современных тенденций в торговле.
ООО «Брозекс» предлагается:
1) организовать в торговом зале презентацию всех брендов инструментов,
дилерами которых он является: Фреуд, Leitz, Guhdo, Kanefusa. В этом случае,
заходя в зал, покупатель увидит открытые стеллажи или дисплеи с товаром,
причем, каждый бренд занимает отдельное место. В этом состоит принцип
удобства для покупателя: он заходит в торговый зал, где все видно и
понятно; подходит к интересующему товару; получает консультацию продавца.
Познакомившись с товаром на выставке, он получает его со склада. Это удобно
и продавцам, и покупателям;
2) использовать модульные складские системы, которые дают возможность
составления любых конфигураций, с максимальным использованием полезных
площадей;
3) в торговом зале использовать использовать достаточно крупные