Институт третьих лиц имеет свою историю возникновения и развития, и данная история исчисляется даже не столетиями, а тысячелетиями.
В соответствии с действующим законодательством правовое регулирование положения третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,содержится в статье 42 ГПК РФ.
Третьи лица с самостоятельными требованиями - это лица участвующие в деле, которые вступают в уже возникший процесс путем предъявления иска для защиты самостоятельных прав на предмет спора, если решение по делу затрагивает их права и обязанности.
Особенности участия третьих лиц с требованиями в процессе:
Эти субъекты могут вступить в процесс в любой момент после возбуждения дела и до вынесения решения по делу.
Эти субъекты всегда вступают в процесс добровольно, то есть суд обязан уведомить их о возникшем гражданском процессе, а третьи лица по собственному усмотрению решат, либо им вступить в данный процесс в качестве третьего лица, либо осуществить защиту своих прав путем подачи отдельного иска в другом гражданском процессе.
Данный вид субъектов вступает в процесс путем подачи искового заявления, которое должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к исковому заявлению.
Данный вид субъектов пользуется в процессе всеми правами и обязанностями истца, как общими, так и специальными.
Интересы данной группы субъектов всегда противоречат интересам обеих сторон, то есть удовлетворение требований третьего лица влечет невозможность удовлетворения основного иска.
Третьи лица с требованиями могут заявить свои требованиякак на весь предмет спора, так и на его часть.
Как правило, ответчиками по иску третьего лица выступают одновременно и истец и ответчик по первоначальному иску, однако иск третьего лица может быть предъявлен только к истцу по первоначальному иску, либо только к ответчику по первоначальному иску.
Отличия соистцов от третьих лиц:
Интересы соистцов всегда совпадают, а интересы третьих лиц носят самостоятельный характер;
Соистцы всегда вступают в процесс одновременно, а третьи лица вступают в уже начатый процесс.
После вступления в процесс третьего лица с самостоятельными требованиями рассмотрение дела начинается заново.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением прав на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признания иска или заключения мирового соглашения,а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда (ч. 1 ст. 43 ГПК).
Не стоит преуменьшать процессуальную роль третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования. Эти лица могут в полной мере влиять на ход судебного процесса, инициировать обжалование вынесенных судебных актов, отказаться от поданных жалоб и, тем самым, изменить судьбу всего дела.
Проведенное исследование показало, что суд первой инстанции во избежание отмены своего решения активно использует процессуальный институт третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, зачастую даже при отсутствии к тому правовых оснований.
В такой ситуации последствия, имеющие место при обоснованном применении рассматриваемого процессуального института («отягощение» и осложнение судебного процесса, увеличение затрат на производство по делу, затягивание процесса и пр.), приобретают негативный характер, а сам институт становится предметом злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц.
Данные обстоятельства, на наш взгляд, являются достаточно веским аргументом в пользу необходимости выработки вышестоящими судебными инстанциями четких подходов к решению изложенных выше проблем.
Список использованных источников
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
Апелляционное определение Московского областного суда от 16 октября 2012 г. по делу N 33-22491. Документ не публиковался. Цитируется по электронной версии, размещенной в СПС «Консультант Плюс».
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 29.07.2013 по делу N 33-4414. . Документ не публиковался. Цитируется по электронной версии, размещенной в СПС «Консультант Плюс».
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 01.07.2013 по делу N 33-1916. Документ не публиковался. Цитируется по электронной версии, размещенной в СПС «Консультант Плюс».
Беспалов Ю.Ф. Применение норм гражданского процессуального права в судебной практике: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ю.Ф. Беспалов, О.А. Егорова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 159 с.
Бычкова С.С. Методология определения наименования третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора // «Арбитражный и гражданский процесс», 2011, № 9.
ВикутМ.А., Зайцев И.М.Гражданский процесс: Курс лекций. - Саратов, 1998. - 336 с.