Изучение подростка и окружающей его среды Диагностика подростка Обеспечение психологической готовности подростка к изменению Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа Самовоспитание Поддержка подростка в процессе самовоспитания ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Основными формами и методами работы с детьми по профилактике правонарушений являются следующие: - выявлениесемей, находящихся в социально – опасном положении, постановка их на учет; - проведение рейдовв указанные семьи с целью обследования их жилищно – бытовых условий; - оказание различных видов помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; - организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - оказание психолого – педагогической помощи несовершеннолетним; - участие в заседаниях совета профилактики; - вовлечение обучающихся в работуспортивных кружков и секций; - привлечение обучающихся к внеурочной и общественной деятельности; - наставничество. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ, НА КОТОРУЮ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА. Так как школа малокомплектная, данная программа имеет универсальный характер и направлена, прежде всего, на все возрастные категории обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих). Ступень образования Кол-во обучающихся Кол-во обуч-ся, стоящих на разных видах учета Из них проживает в полных семьях в неполных семьях опекунских семьях в семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию Начальное образование 22 3 3 0 1 1 Основное образование 34 6 4 2 1 1 ИТОГО 56 9 7 2 2 2 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. № Мероприятия Сроки Исполнители I. Информационно – пропагандистская деятельность (профилактика) 1 Разработка социально – педагогической карты и паспорта школы Октябрь 2012 г Социальный педагог 2 Ведение паспортов классных коллективов постоянно Кл. руков. 3 Создание школьного банка данных семей обучающихся, его корректировка Ежегодно, сентябрь Социальный педагог 4 Обследование жилищных условий обучающихся В течение года Социальный педагог, кл. рук 5 Оперативное информирование о совершенных обучающимися правонарушениях По мере необходимости Инспектор ПДН 6 100%-ный охват обучением обучающихся школьного возраста, проживающих в микрорайоне школы Постоянно Администрация 7 Персональный контроль администрации за посещаемостью учебных занятий обучающимися, состоящих на всех формах профилактического учета Постоянно Администрация 8 Диагностика обучающихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска 2 раза в год Социальный педагог 9 Осуществление социального патронажа детей «группы риска» и их семей (социальный педагог классный руководитель инспектор ПДН) По плану соц. Педагога Администрация 10 Подбор материала для методических рекомендаций классным руководителям по работе с детьми различных категорий группы риска Постоянно Социальный педагог, зам. директора по ВР 11 Информационные профилактические беседы Постоянно Кл. руковод. Социальный педагог 12 Заседания Совета профилактики 1 раз в четверть Социальный педагог 13 Контроль занятости обучающихся во внеурочное время. 1 раз в полугодие Администрация, классные руководители 14 Рейды школьного родительского комитета По графику Заместитель директора по ВР,социальный педагог II. Социально – педагогическая работа (реабилитация, адаптация) с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации 1 Лекциидля классных руководителей, учителей предметников с целью формирования практических навыков, необходимых для работы с детьми различных категорий «группы риска» По запросам учителей Социальный педагог 2 Методические семинары для учителей по проблемам семьи и детей с отклонениями в поведении По плану ОУ Администрация 3 Анализ и оценка эффективности работы с детьми «группы риска» Ежегодно Социальный педагог 4 Вовлечение учащихся «группы риска» в работу детских трудовых объединений, организация их активного отдыха Постоянно Администрация 5 Мониторинг физического развития обучающихся Сентябрь, май Медработник, учитель физкультуры III. Формирование навыков позитивной жизнедеятельности 1 Содействие трудоустройству несовершеннолетних в период летних каникул Ежегодно Администрация 2 Встречи с медицинскими работниками в целях пропаганды здорового образа жизни По плану ОУ Кл. руководители 3 Вовлечение учащихся в объединения дополнительного образования, занятия спортом Постоянно Руководители ДО, кл. руководители 4 Оказание помощи обучающимся в вопросах профессионального самоопределения. Диагностика профессионального предпочтения. По мере необходимости Социальный педагог, кл. руководители 5 Беседы, классные часы по профилактике вредных привычек, по формированию здорового образа жизни 1 раз в четверть Классные руководители IV. Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей

Социально - педагогическая работа по профилактике правонарушений подростков в условиях сельской школы на примере МБОУ «Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа»

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
79% уникальность
2013 год
141 просмотров
Бурлакова Т.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Изучение подростка и окружающей его среды Диагностика подростка Обеспечение психологической готовности подростка к изменению Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа Самовоспитание Поддержка подростка в процессе самовоспитания ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Основными формами и методами работы с детьми по профилактике правонарушений являются следующие: - выявлениесемей, находящихся в социально – опасном положении, постановка их на учет; - проведение рейдовв указанные семьи с целью обследования их жилищно – бытовых условий; - оказание различных видов помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; - организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - оказание психолого – педагогической помощи несовершеннолетним; - участие в заседаниях совета профилактики; - вовлечение обучающихся в работуспортивных кружков и секций; - привлечение обучающихся к внеурочной и общественной деятельности; - наставничество. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ, НА КОТОРУЮ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА. Так как школа малокомплектная, данная программа имеет универсальный характер и направлена, прежде всего, на все возрастные категории обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих). Ступень образования Кол-во обучающихся Кол-во обуч-ся, стоящих на разных видах учета Из них проживает в полных семьях в неполных семьях опекунских семьях в семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию Начальное образование 22 3 3 0 1 1 Основное образование 34 6 4 2 1 1 ИТОГО 56 9 7 2 2 2 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. № Мероприятия Сроки Исполнители I. Информационно – пропагандистская деятельность (профилактика) 1 Разработка социально – педагогической карты и паспорта школы Октябрь 2012 г Социальный педагог 2 Ведение паспортов классных коллективов постоянно Кл. руков. 3 Создание школьного банка данных семей обучающихся, его корректировка Ежегодно, сентябрь Социальный педагог 4 Обследование жилищных условий обучающихся В течение года Социальный педагог, кл. рук 5 Оперативное информирование о совершенных обучающимися правонарушениях По мере необходимости Инспектор ПДН 6 100%-ный охват обучением обучающихся школьного возраста, проживающих в микрорайоне школы Постоянно Администрация 7 Персональный контроль администрации за посещаемостью учебных занятий обучающимися, состоящих на всех формах профилактического учета Постоянно Администрация 8 Диагностика обучающихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска 2 раза в год Социальный педагог 9 Осуществление социального патронажа детей «группы риска» и их семей (социальный педагог классный руководитель инспектор ПДН) По плану соц. Педагога Администрация 10 Подбор материала для методических рекомендаций классным руководителям по работе с детьми различных категорий группы риска Постоянно Социальный педагог, зам. директора по ВР 11 Информационные профилактические беседы Постоянно Кл. руковод. Социальный педагог 12 Заседания Совета профилактики 1 раз в четверть Социальный педагог 13 Контроль занятости обучающихся во внеурочное время. 1 раз в полугодие Администрация, классные руководители 14 Рейды школьного родительского комитета По графику Заместитель директора по ВР,социальный педагог II. Социально – педагогическая работа (реабилитация, адаптация) с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации 1 Лекциидля классных руководителей, учителей предметников с целью формирования практических навыков, необходимых для работы с детьми различных категорий «группы риска» По запросам учителей Социальный педагог 2 Методические семинары для учителей по проблемам семьи и детей с отклонениями в поведении По плану ОУ Администрация 3 Анализ и оценка эффективности работы с детьми «группы риска» Ежегодно Социальный педагог 4 Вовлечение учащихся «группы риска» в работу детских трудовых объединений, организация их активного отдыха Постоянно Администрация 5 Мониторинг физического развития обучающихся Сентябрь, май Медработник, учитель физкультуры III. Формирование навыков позитивной жизнедеятельности 1 Содействие трудоустройству несовершеннолетних в период летних каникул Ежегодно Администрация 2 Встречи с медицинскими работниками в целях пропаганды здорового образа жизни По плану ОУ Кл. руководители 3 Вовлечение учащихся в объединения дополнительного образования, занятия спортом Постоянно Руководители ДО, кл. руководители 4 Оказание помощи обучающимся в вопросах профессионального самоопределения. Диагностика профессионального предпочтения. По мере необходимости Социальный педагог, кл. руководители 5 Беседы, классные часы по профилактике вредных привычек, по формированию здорового образа жизни 1 раз в четверть Классные руководители IV. Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей
Читать дальше
Актуальность работы. Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. В свете этого одной из актуальных проблем современного российского государства (равно как и самого общества) является профилактика и борьба с правонарушениями и преступностью подростков и молодежи. Вся жизнь и деятельность современных подростков протекают в условиях сложного межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных группах. С одной стороны, они живут и действуют в условиях открытости, поскольку являются членами учебных, общественных и других групп (коллективов), а с другой стороны, их антиобщественная деятельность происходит в условиях закрытости, поскольку подростки являются членами возникающих и сложившихся асоциальных групп с различной степенью криминализации.


Реферат по математике на заказ в Work5 гарантирует, что работа будет в лучшем виде.


. Все подростки, их учителя, воспитатели, представители общественности и другие члены общества вступают между собой в сложные и многоплановые межличностные и межгрупповые взаимодействия. Социальная специфика этого взаимодействия является одной из важнейших характеристик деятельности, (отношений и общения несовершеннолетних правонарушителей, всего процесса профилактики и коррекции их социальных отклонений[12, 14]. Основная ответственность за успешное осуществление профилактики правонарушений подростков лежит на общеобразовательной школе как основном институте воспитания (в том числе и социального) в рамках каждого конкретного социума. В этой связи назрела объективная необходимость интеграции современных, модернизированных технологий, форм и методов профилактики правонарушений несовершеннолетних в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений нашей страны. Решение поставленной задачи существенно облегчается, использованием в качестве средства процесса профилактики социальной работы общеобразовательного учреждения. И прежде всего потому, что в основе противоправного поведения подростков лежат социальные отклонения в личностной или поведенческой сферах каждого несовершеннолетнего. Это требует осуществления процесса профилактики и коррекции, прежде всего, на социальном уровне, с использованием различного рода социальных технологий и способов работы. Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы изучались учеными на протяжении всех этапов развития педагогической науки. Так, психолого-педагогические основы развития личности освещены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.А. Рубинштейна и др. Чем взрослее человек, тем интенсивнее он ощущает потребность в свободе. Человек считает себя счастливым, когда чувствует, что он хозяин собственных поступков, хотя ему и приходится согласовывать свои поступки с другими людьми. Подросток не может чувствовать удовлетворения, если на каждый поступок вынужден получать разрешение от других, даже если бы старшие удовлетворяли все его желания; основная потребность подростка — самостоятельность — остается неудовлетворенной. В некоторых случаях потребность в самостоятельности удовлетворяется путем ограничения потребности в свободе: сохраняется независимость, но теряется свобода. Говоря о потребности в свободе, мы имеем в виду свободу активности, а потребность в независимости подразумевает независимость в принятии решения. Психологи утверждают, что эти потребности существуют вместе. Как правило, удовлетворение одной потребности приводит к исполнению и второй. Названные две потребности воспринимаются как одно целое. Для того чтобы понять, как развиваются в переходном возрасте потребности в свободе и независимости, грузинские психологи провели исследование. Прежде всего,они постарались определить, каков темп роста потребности в переходном возрасте. Казалось бы, темп роста потребности зависит от возраста. Психологи отмечают, что до начала переходного периода девочки и мальчики одинаково желают быть более взрослыми. В переходном возрасте такое желание у девочек больше, чем у мальчиков. Потребность быть взрослым имеет социальное содержание. Особенно это видно, когда родители отказываются исполнить капризы ребенка, а последнийне считается с запретом и действует так, как он хочет. В данном случае действия ребенка основаны не на потребности в самостоятельности и независимости, а на ощущении, что он свободен и не зависит от других, ибо делает то, что ему запрещают. Потребность в свободе и самостоятельности, не имея возможность реализоваться из-за отсутствия подходящей ситуации при том, что родители и педагоги ведут себя недостаточно тактично, остается неудовлетворенной. В таких случаях подросток ищет пути и возможности для удовлетворения этой потребности за пределами семьи и школы, что может привести к нежелательным поступкам и последствиям. Подросток получает удовлетворение в общении с теми людьми, которые считаются с ним, прислушиваются к нему. Эти люди становятся для него авторитетом, и в общении с ними он реализует свою потребность в свободе и самостоятельности. Таким авторитетом для подростка могут стать люди с антиобщественными наклонностями, с большим опытом преступной деятельности.

Читать дальше
Эффективность процесса профилактики правонарушений подростков, осуществляемого общеобразовательной школой, определяется наличием единой системы социально-педагогических служб окружающего социума, чьи функции тем или иным образом связаны с профилактикой и коррекцией противоправного поведения несовершеннолетних. Центральным звеном, обеспечивающим координацию деятельности всех социально-педагогических служб, задействованных в процессе профилактики правонарушений подростков, является социально-педагогическая служба самого образовательного учреждения. Повышению эффективности профилактической деятельности школы существенно способствует использование социальной работы в деле предупреждения и коррекции противоправного поведения несовершеннолетних. Саму социальную работу мы рассматриваем как подсистему образовательной деятельности школы, призванную обеспечить восстановление личностного и социального статуса подростков, склонных к противоправному поведению, стимулирование самооценки собственного потенциала личности, создание условий для ознакомления несовершеннолетних с возможностями окружающего социума. При этом социально-профилактическое взаимодействие подростка и общеобразовательной школы организуется на основе сотрудничества, путем создания диалога двух социальных субъектов. Важнейшим средством повышения эффективности деятельности общеобразовательной школы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних является разработанная нами модель профилактики правонарушений подростков посредством социальной работы общеобразовательного учреждения. Оптимальными педагогическими условиями эффективного использования социальной работы общеобразовательной школы как средства профилактики правонарушений подростков являются: реализация целевого, содержательного и организационно-технологического компонентов социальной работы; - дифференцированный подход; - соответствие социальных технологий профилактики правонарушений подростков уровню их социальных отклонений (личностному, ситуационному, средовому); - обеспечение целостного влияния на формирование социальной позиции подростка средствами социально-педагогических служб. В качестве показателей эффективности использования модели профилактики правонарушений несовершеннолетних посредством социальной работы общеобразовательной школы могут выступать следующие критерии: уровень сформированности социальной ответственности, уровень развития социально одобряемой активности, уровень сформированности навыков рефлексии, а также социальный статус, который он занимает в группе сверстников (официальной и неофициальной). Программа исследования в пределах поставленных задач завершена полностью. Дальнейшее углубление и совершенствование способов решения избранной проблемы нам видится в последующей конкретизации теоретико-методических аспектов деятельности школы по профилактике правонарушений подростков посредством использования потенциала социальной работы образовательного учреждения.
Читать дальше
Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012.- 272 с. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2012 – 210 с. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности трудных подростков // Вопросы психологии. – №6 – 2011. – С. 38–45 Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2011. – 264 с. Алемаскин М.А. Причины и мотивы правонарушений подростков. Совместная деятельность школ, внешкольных учреждений и органов правопорядка по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. М.: Знание, 2011. – 47 с. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника: методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. - 176 с. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения трудных подростков. – М.: Просвещение, 2012 – 372 с. Бланков, А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних. – М: МПА, 2011. – С. 3 – 10. Байбородова П.В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // Директор сельской школы. - 2008. - № 1. - С. 17-19. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 811 с. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения// Психологический журнал. -2015.-Т. 18, №2.- с.58-78. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка – М.: Просвещение, 2008. – 210 с. Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 2008. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 2010. № 1. Кудрявцев И.А., Морозова Г.Б., Потнин А.С., Корзякова А.Д., Семенова О.Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков// Психологический журнал.- 2012. -Т. 17. №5. - с.76-89. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2012. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2010. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 2011. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, ихродителей и учителей. – М., 2010. Сироткин Л.Ю., Егерева Ф. Нравственный выбор и его воспитание / Л.Ю. Сироткин. - Казань: КГПУ, 2011. - 79 с. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными трудного подростками – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 128 с. Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В.А. Татенко. – М.: Радянска Школа, 2011. – 156 с. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в трудных подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник МГУ. Психология. – №4. – 2012. – С. 57–64 Ушинский К Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология // Избр. пед. соч. В 2 т. – М.: 2011. – Т. 1. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с подростками и трудного подростками. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Деятельность краеведческих музеев по охране памятников 19-начало 20 в. в.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2012
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image