Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование теории циклов в произведениях 3
1.1. Понятия цикла, сюжета в произведении 3
1.2. Основные принципы построения цикла, структурной организации сюжета в цикле 15
Глава 2. Сюжет в цикле произведений М.А. Зенкевича 18
2.1. Биография М.А. Зенкевича 18
2.2. Описание циклов в произведениях М.А. Зенкевича 20
Заключение 30
Список литературы 31
Читать дальше
Лирическое произведение, так же как и эпоса, отличается свободой. Однако это свобода совсем другого плана. В эпосе она возникает в результате нарушения логики предметно-сюжетного развертывания, путем вторжения линии повествования, разного рода вставок и отступлений. В лирическом произведении предметно-сюжетное движение, как правило, отсутствует и эффект свободы связан с воспроизведением непосредственного, ничем не скованного течения размышлений и переживаний «лирического героя». Поэтому о композиции в собственном смысле слова здесь можно говорить лишь условно — как о композиции словесной, речевой.
Медитация «лирического героя» развертывается в произведениях Зенкевича в настоящем времени, которое в свернутом виде может содержать в себе и прошлое, и будущее. Если для эпического произведения характерны ясные временные грани, то лирика — «форма внутреннего мира» — стремится к стиранию всяких временных границ. «Вечный миг», «остановленное мгновение»— вот символы лирического в стихах Зенкевича.
Композиция драматического произведения, в отличие от эпоса и лирики, обладает строгой логикой и определяется ходом сюжетного развертывания. Поскольку сюжет в драме наделен способностью «самостоятельного» становления, ему свойствен ясно очерченный внутренний конфликт и его целенаправленное динамичное развитие. Сюжетное время драматического произведения развертывается от прошлого к будущему, в принципе неуклонно и однонаправленно.
Охарактеризованные три группы представлений о драме в ее связях с эпосом и лирикой, разумеется, далеко не исчерпывают собой всех знаний об этом предмете, накопленных в современном литературоведении. Однако они дают возможность довольно полно, хотя и схематично, представить проблематику данного раздела теории литературы.
Время стихотворения лишено длительности, глаголы прошедшего несовершенного обозначают здесь не столько движение, сколько импульсдвижения. Возможно, именно установка на моментальность действия заставляет сорвать с предложений оболочку второстепенных членов, оставляя лишь костяк; высказывание сжимается, стремясь уложиться в регламент изображенного мига. Пространство, напротив, стремится к бесконечности, в тенденции это Вселенная. Недаром выхваченные в торопливой речи реалии мира содержат первичные стихии древних: огонь, воду, землю и воздух; а также тьму и свет, стихию и мысль, духоту спальни и утренний бриз, песок пустыни и архангельские снега. Введение мига жизни в сакрокосмический ряд приводит понятие мига к противоположности – это мгновение и вечность одновременно.
Для разграничения строгого цикла, а свободного – со сборником по принципу равновесия замкнутой и открытой структур компонента цикла недостает точности. В оценке большей или меньшей значимости тех или иных структурных связей конкретного текста мнения неизбежно разойдутся. Но необходимость уточнения представлений о структуре цикла очевидна: оно может стать отправной точкой для решения ряда других вопросов.
Читать дальше
1. Ветошкина З.А. Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста: дис. …канд. филол. наук. Краснодар, 2012. 243 с.
2. Винокур Г.О. Критика поэтического текста. М., 1927. 134 с.
3. Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. М., 1964. С. 17–36.
4. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики: учеб. пособие. Кемерово: Изд-во Кемер. гос. ун-та, 1983. 104 с.
5. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. 137 с.
6. Дарвин М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы: автореф. дис. … докт. филол. наук. Екатеринбург, 1996. 43 с.
7. Дарвин М.Н., Тюпа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск: Наука, 2001. 293 с.
8. Золотарева О.Г. Проблема «несобранного» стихотворного цикла в 40-х – 60-х гг. XIX в.: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 1982. 18 с.
9. Иванова Е.Л. «Часослов» Рильке как лирический цикл: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 19 с.
10. Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы / ред.-сост. Е.А.Подшивалова, Н.А.Ремизова, Д.И.Черашняя, В.И.Чулков. Ижевск: Ин-т компьютерных исслед., 2006. 552 с.
11. Куликова Е.Ю. О пространственной динамике в лирике акмеистов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – Вып. 3 (14). – 2011. – С. 189-193. – 0,33 п.л.
12. ЛЭС – Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.
13. Ляпина Л.Е. Феномен любовного лирического цикла в историко-литературной перспективе // Европейский лирический цикл: материалы междунар. науч. конф. Москва, Переделкино, 15–17 нояб. 2001. М.: РГГУ, 2003. С.83–98.
14. Непомнящий И.Б. Несобранный цикл Ф.И.Тютчева и проблема контекста: дис. … канд. филол. наук. Владимир, 2002. 271 с.
15. Петрова Л.Е. Весенний цикл в поэзии Ф.И.Тютчева и А.Н.Майкова: проблема преемственности пасхальных настроений: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 227 с.
16. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в русской литературе: сб. ст. Даугавпилс, 1980. С.90–97.
17. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983. – С. 279.
18. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла: учеб. пособие. Калинин: Изд-во КГУ, 1984. 79 с.
19. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла: автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 1990. 31 с.
20. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 149.
Читать дальше