В далеком 1931 году впервые появилось телевидение, много инноваций произошло с того времени, много технологий появилось, много фильмов и передач было снято за это время.
Развитие автомобильныхтелепередач в России тесно связано с динамикой российского авторынка и прежде всего с развитием рынка легковых автомобилей. Первые, довольно уверенные шаги автомобильная пресса сделала тогда, когда никакого рынка автомобилей не было.
Первый период истории автомобильной прессы приходится на советские годы с 1923 по 1990.
Первым автомобильным журналом был «Автомобильный транспорт», ведомственный журнал для профессиональных автомобилистов. Он выходити сегодня заявленным тиражом 40 тысяч экземпляров и распространяется по подписке. Данное издание относится к категории ведомственной прессы и находится вне рынка автомобильной периодики.
В 1928 году начинает выпускаться нынешний лидер автомобильного сегмента прессы, журнал «За рулем», который на протяжение62 лет оставался единственным массовым изданием для советских автолюбителей.
Стартовав в 1928 году с тиража 25 тысяч экземпляров, журнал уже к концу года увеличил тираж до 40 тысяч,
а в 1938 году утроил его, доведя до 120 тысяч. При этом надо отметить, что до Великой отечественной войнылегковые автомобили не продавались гражданам. Автомобилем могли наградить, его можно было выиграть в государственную лотерею, списанный автомобиль мог купить высокопоставленный военный.
Но общее число частных автовладельцев во всем СССР исчислялось всего лишь сотнями, а с началом войны почти все автомобили были изъяты. То есть интереси любовь к автомобилю носили в значительной степени платонический характер.
На рубеже 40-50 гг. началось массовое производство «Москвичей», «Побед» и «ЗиМов», которые стали продавать в частные руки. В 1965 году было произведено 64 тысячи легковых автомобилей, в 1970 – 123 тысячи, а в 1977 – уже 1 миллион 107 тысяч.
В 60-80 ггв советском обществе сложился устойчивый потребительский идеал: «квартира дача машина». Автомобиль был включен в этот идеал как атрибут успеха, символ престижа, высокого статуса и богатства. В 1985 году в личном пользовании находилось уже 12,5млнавтомобилей. Это был мощный катализатор интереса к единственному в то время автомобильному журналу, тираж которого в 1988 году достигал чуть менее 5млнэкземпляров. То есть каждый третий автовладелец приобретал журнал «За рулем». Сегодня парк легковых автомобилей составляет 35 млн. Суммарный разовый тираж всех автомобильных изданий, включая региональные СМИ, а также каталоги – около 4,5 млн. (оценка, включающая не только сертифицированные издания, но и те, по которым НТС способна провести экспертизу тиража). То есть сегодня автомобильную прессу приобретает только каждый восьмой автовладелец.
Второй этап развития автомобильной прессы начался после принятия закона СССР «О печати и других СМИ» (12.06 1990г.), отменившего цензуру и давшего старт возникновению негосударственной прессы. В автомобильном сегменте сразу же были созданы два издания, которые и сегодня играют в нем заметную роль и входят в группу лидеров рынка: «Клаксон» и «Авторевю». Закончился период монополии «За рулем». Началась конкуренция за читателя, а впоследствии и за рекламодателя.
Третий этап начался уже в постсоветской России и связан с развитием рекламного рынка. В этот период возникло около тысячиавтомобильных изданий, часть из которых прекратили существование. Сегодня рынок автомобильной прессы насчитывает около 400 изданий, из которых около 50 федеральных и порядка 350 региональных.Кроме газет и журналов появилось множество телепередач об автомобилях. Телепередача «Главная дорога» занимает ведущее место в рейтингах по России.
Литература
Н.Аберкомби, С.Хилл, Б.Тернер. Социологический словарь. М., 2000
Большой толковый социологический словарь. М., 1999
Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996
ЗасурскийИ. Масс-медиа второй республики. М., 1999
Зыков В. Основы коммуникативной культуры. Тюмень, 1999
Казаринова Н., Филатова О., ХреновА. Социология. М., 2000
КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000
КозловскиП. Культура постмодерна. М., 1997
Кольцова Е. Массовая коммуникация и коммуникативное действие. Социологический журнал. М., 1999. № 1-2
ЛяпинаТ. Политическая реклама. Киев, 2000
ПочепцовГ. Коммуникативные технологии ХХ века. Киев, 2000
Томпсон Д. Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовой коммуникации. М., 1992
Философский словарь. М., 1991
HabermasJ.TechnikundWissenschaftals"Ideologie'. Frankfurt-a.-M., 1974
McluhanM. The Gutenberg galaxy.L., 1962
MermetJ.Democratie: Comment les media transformentlademocratie. P.: Grasset, 1987