Основная цель подобного налога — снизить разрыв между разными слоями населения путем перераспределения избытков, получаемых в виде налоговых сборов, в пользу слабых. Безусловно, это имеет сильный социальный эффект.
Как показывает практика, данный налог не является эффективным.
Ошибочно полагать, что фискальные меры, т.е. введение налога на богатство, изменят систему и сократят этот разрыв. Для принятия взвешенного решения необходимо понимать цели: это может быть снятие социальной напряженности, что вполне достижимо, а также создание справедливой экономической системы, в которой нижним социальным слоям гарантируется возможность улучшить свое положение. К сожалению, вторую задачу налог на богатство не решает.
Стоит отметить, что одним из плюсов налога на роскошь той или иной страны является пополнение казны в кратчайшие сроки. Однако, вполне очевидно, что данный процесс будет плодородным, но не долгосрочным. Эксперты во всех странах отмечают один существенный недостаток высокого налогообложения состоятельных людей – налоги заставляют их бежать в те страны, где нет таких налогов.
Сложно говорить об эффективности и целесообразности введения данной меры. При разработке законопроекта и расчете размера налога правительству стоит обратить особенное внимание, чтобы под налогообложение попали именно предметы роскоши, а не единственная, пусть и большая, квартира, в которой живет семья из 6 человек, или наследство, за которое уже сполна и морально, и материально заплатили наши предки, предусмотреть все возможности ухода от уплаты налога, организовать надлежащее государственное администрирование. Также необходимо четкое понимание того, что собранные средства пойдут на реализацию социальных программ. Велика вероятность того, что состоятельные граждане с большей охотой будут оплачивать налог, понимая, что они способствуют поддержке незащищенных слоев населения, а не спонсируют очередную олимпиаду. Тогда возможно создание действительно эффективного и полезного инструмента.
Автором уточнены понятия «роскошь» и «объекты роскоши» для целей налогообложения.
При формулировании исчерпывающего определения понятия «роскошь» для целей налогообложения в современной России необходимо ответить на вопросы, какими характеристиками обладают предметы роскоши, и какие цели преследуют покупатели таких благ.
Важной составляющей образа роскоши в сознании покупателей является ее ценность для конкретного человека, за которую он готов заплатить большую сумму денежных средств. В большинстве случаев у покупателей с высоким уровнем доходов спрос на роскошь обладает нулевой эластичностью по цене.
Одним из основных мотивов приобретения роскоши является позиция демонстративного самоутверждения. Кроме высокой цены, предметы роскоши, в основном, обладают высоким качеством, ассоциируются с уникальностью и ограниченностью, вследствие чего сильно увеличивается ценность владения ими. Именно за исключительное право обладания эксклюзивным предметом роскоши покупатели готовы заплатить сверх его реальной стоимости, доказывая себе и определенному кругу лиц свою жизненную состоятельность, демонстрируя свой социальный статус и финансовые возможности. Редкость и эксклюзивность роскоши могут быть естественными или созданными искусственно.
Другим мотивом приобретения роскоши является стремление принадлежать определенному элитному общественному классу или желание произвести неизгладимое впечатление на социальное окружение.
Эмоциональная ниша образа предмета роскоши в сознании покупателей является неотъемлемой его характеристикой.
При всех вышеперечисленных мотивах приобретения роскоши ее цена играет особую роль. Увеличение стоимости предмета роскоши провоцирует образование эффекта «престижной дороговизны», что является, в большинстве случаев, дополнительным стимулом его приобретения. Цена предмета роскоши складывается из двух составляющих: его реальной стоимости и так называемой «престижной цены». Таким образом, повышение цены объекта роскоши не повлечет за собой сокращение величины спроса на него, а скорее наоборот – ее увеличение.
Резюмируя вышесказанное, сформулированы авторские определения понятий «роскошь» и «объекты роскоши» для целей налогообложения.
Роскошь – особое благо, которое обладает высокой стоимостью, является излишеством для людей, располагающих низким и средним уровнем достатка, и соответствует хотя бы одному из следующих требований:
- приобретается в целях демонстративного самоутверждения;
- является исключительным благодаря своим уникальным качественным свойствам;
- приобретается для «эгоцентричного» потребления;
- является труднодоступным для большинства покупателей;
- приобретается в эстетических интересах;
- обладает высокой ценностью для ограниченного определенного круга лиц.
Объекты роскоши для целей налогообложения – специфичная группа товаров, которые относятся к роскоши, а их стоимость подлежит налогообложению.
Следует отметить, что в интересах диссертационного исследования понятия «роскошь» и «предметы роскоши» автором считаются синонимами.
1) Налог на объекты роскоши является одним из инструментов решения актуальных и политически важных для современной России задач: противодействие коррупции, борьба с теневой экономикой, обеспечение полноты налоговых поступлений в государственный бюджет за счет контроля над крупными расходами налогоплательщиков, что, в свою очередь, обеспечит и контроль над соответствием доходов расходам.
2) В условиях существенного социального расслоения общества по уровню доходов и отсутствия прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц введение налога на объекты роскоши способствует обеспечению социальной справедливости и социальной стабильности в государстве. Предусматривается обложение справедливым налогом расходов состоятельных слоев населения на дорогостоящие предметы роскоши, которые приобретаются, в основном, в эстетических целях, для демонстрации своего жизненного благополучия. Введение налога на объекты роскоши содействует более равномерному распределению налогового бремени, социально-экономическому выравниванию в обществе за счет установления дополнительной платы за роскошный образ жизни.
3) Для достижения максимальной эффективности функционирования системы налогообложения роскоши налог на объекты роскоши должен быть косвенным.
4) Объект налогообложения – реализация объектов роскоши на территории Российской Федерации. Налогоплательщики – продавцы объектов роскоши. Налог на объекты роскоши включается в цену объектов роскоши в виде надбавки и фактически компенсируется продавцу реальным плательщиком налога – покупателем роскоши – в момент ее приобретения.
5) При ввозе роскоши на территорию России уплачивается налог на объекты роскоши.
6) По уровню территориального подчинения налог на объекты роскоши относится к региональным налогам.
7) Налог на объекты роскоши будет регламентироваться Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах, подлежит обязательной уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Налогоплательщики и иные элементы налогообложения определяются НК РФ. социально-значимые направления расходования налоговых поступлений.
На основе проделанной работы можно сделать некоторые выводы.
Налоговые отношения развиваются под воздействием целого комплекса законов. Исторически государственные финансы и их масштабная часть – налоги регламентировались специальными юридическими нормами. С течением времени правоприменительная практика в области государственных финансов осмысливалась с территориальных позиций, устанавливались и её связи с экономическими тенденциями общественного развития, отслеживались закономерности и, в конечном счёте, формировались законы.
Законность и чёткие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговедения связывает органичное целое экономику и политику.
В своей работе автор раскрыл понятие налоа на роскошь, его сущность, говорил о проблемах и перспективах развития.
В данной диссертационной работе было рассмотрено множество сторон налога на роскошь: плюсы и минусы, применение в других странах. Так же была проанализирована концепция развития данного налога в Российской Федерации и сделаны выводы о его введении.
С одной стороны, введение именно такого налога, как налог на роскошь, по моему мнению, необходимо, так как в некоторых регионах, особенно в небольших, присутствует большое разграничение между богатыми и бедными. Такой налог в какой-то мере поможет среднему слою населения не чувствовать себя слишком ущемлёнными. С другой же стороны, как было сказано ранее, этот налог может коснуться и среднего слоя населения, что ещё в большей степени будет способствовать уменьшению и так невеликого дохода.
Отметим, что ранее президент России Владимир Путин в ходе выступления с посланием Федеральному собранию о том, что закон о налоге на роскошь, в том числе о налогообложении на дорогую недвижимость и элитные автомобили, должен быть принят в первой половине 2013 года. Следовательно, сейчас перед правительством стоит одна нерешенная задача: как бороться со схемами уклонения от уплаты нового налога.
При написании диссертационной работы была поставлена и достигнута основная цель. Наиболее точно на сегодняшний день было определено понятие налога на роскошь (Он представлен в виде налогообложения престижного потребления), выделены основные перспективы его развития и рассмотрены все его возможные стороны, преимущества, недостатки, плюсы и минусы.
На основании данной цели были определены и решены следующие задачи:
• определены исторические этапы развития налога на роскошь;
• изучено применение налога на роскошь в других странах;
• рассмотрена концепция развития налога на роскошь в Российской Федерации и сделан сравнительный анализ применения данного налога в Российской Федерации с другими странами.
Таким образом, на основании поставленной цели и решенных задач, удалось определить необходимость применения налога на роскошь в России, а также его возможное отрицательное влияние.