Содержание
Введение 3
1. Кризисы развития в период взрослости 6
1. Кризисы развития в период взрослости 6
2.1. Анализ концептуальных подходов к периодизации взрослого периода онтогенеза. Критические п переходные периоды 6
1.2. Анализ подходов к классификации кризисов в психологии. Понятие нормативного кризиса развития 13
2. Период кризиса идентичности 18-25 лет 19
2.1. Общие понятия 19
2.2. Психологические особенности периода кризиса 21
3. Результаты экспериментального исследования особенностей мужчин и женщин в период кризиса идентичности 25
3. Результаты экспериментального исследования особенностей мужчин и женщин в период кризиса идентичности 25
Заключение 38
Список литературы: 42
Читать дальше
Исходными для исследования нормативных кризисов взрослости явились представления: о непрерывности психического развития на протяжении всего онтогенеза; о стадиальности развития, т. е. членении онтогенеза на отдельные этапы (возрастные стадии); о существовании общевозрастных закономерностей развития во взрослых возрастах. Выделение возрастных стадий во взрослом периоде онтогенеза позволяет определить качественные различия на разных этапах взрослости.
Суть нормативного кризиса состоит в преобразовании социальной ситуации развития. Объективный ее аспект связан с социокультурными ожиданиями как нормативными критериями возраста, которые вырабатываются в культуре не только для детских возрастов, но и для взрослого периода развития. Следовательно, переход из одного взрослого возраста в другой сопряжен с объективными изменениями социальной ситуации развития. Субъективная составляющая социальной ситуации развития связана с изменениями в системе ценностей, жизненных целей, удовлетворенности жизнью, переживаниями, которые непременно влекут за собой изменения в системе социально-возрастных отношений взрослого человека. Наряду с изменениями объективной и субъективной сторон социальная ситуация развития в период взрослости включает и рефлексивную. Рефлексия личностью изменений, происходящих с ней в результате преобразований социальных отношений, связана с процессом самоотождествления или эго-идентичности.
Основные задачи развития в ранней взрослости (молодости) связаны с профессиональным становлением и созданием семьи. Однако от мужчин общество ожидает большей включенности в профессиональную сферу и общей активности по созиданию нового, от женщины ожидается направленность на создание семьи и рождение детей н, вместе с тем, на активное профессиональное обучение и развитие. Основные задачи среднего возраста связаны с интенсивной работой, направленностью на поиск новых идей, целеустремленностью. Гендерные различия в ожиданиях общества связаны с большей ответственностью женщин за воспитание детей. Основные задачи зрелости связаны с присвоением опыта и стремлением к стабильности, надежности и уверенности в себе.
Представления людей о возрастных нормах и задачах детерминируются культурой. Образ возраста как специфический набор признаков и ценностей поддерживается носителями определенной возрастной субкультуры и
транслируется как идеал или стереотип представителям других возрастов.
Удалось выявить наиболее общие основания категоризации критериев взрослых возрастов. Этими критериями являются: 1) активность, новаторство и 2) мудрость, опыт.
Новообразованием нормативных кризисов взрослости является достижение эго-идентичности, т. е. тождественности себе измененному в результате интериоризацин новообразований возраста. Возрастные задачи следующего этапа актуализируют в нормативном кризисе определенные свойства личности, которые составляют возрастные новообразования. Возрастные новообразования отражаются в структуре эго-идентичностн как новообразовании нормативного кризиса.
Возрастные задачи молодости или ранней взрослости связывают с
профессионализацией, созданием семьи, разотождествлением с родительской
семьей, вхождением в социум н культуру, становлением мировоззрения,
духовности и отношения к себе. Новообразованием кризиса перехода к
взрослости является принятие своих чувств и доверие своим эмоциональным
проявлениям - достижение эмоциональной зрелости.
Период молодости является центральным в логике развития эго-идентичности и завершается кризисом тридцати лет, который связан с принятием себя настоящего, осознанием ценности «быть собой», собственным выбором личностью направлений саморазвития. Новообразованием этого кризиса является осознанная система ценностей и сформированная индивидуальная структура эго-идентичности.
До наступления кризиса перехода к взрослости существует психологическая зависимость от родительской семьи, которая проявляется в совпадении ценностей личности с ценностями родительской семьи. В процессе кризиса происходит отделение от ценностей родительской семьи. А в посткритической фазе у людей должны сформироваться собственные ценности, не обязательно отличные от ценностей родительской семьи, но осознанные и принятые. Лишь сформированная система собственных ценностей может быть соотнесена со стабильным периодом развития - ранней взрослостью (молодостью).
Статусу достигнутой идентичности соответствует восприятие жизни в целом как более насыщенной и продуктивной. Эмоциональная картина прошлого субъективно воспринимается достаточно благополучным насыщенным и продуктивным периодом в жизни. При этом люди с достигнутой идентичностью не идеализируют свое прошлое, а относятся к нему реалистично. Представления о событиях прошлого разнообразны, что может говорить о большей осознанности, реалистичности н принятии своего прошлого. Настоящее более развернуто. Несмотря на разнообразные оценки событий настоящего, что свидетельствует об осознанности и реалистичности восприятия настоящего, этот период является ценным и самодостаточным этапом жизненного пути. Подобное отношение можно назвать «онтологнзацией» настоящего. Статусу достигнутой идентичности
соответствует в целом оптимистичное восприятие будущего.
Диффузную идентичность характеризует своеобразное «обеднение» жизни в целом, и, в частности, сокращение общего количества событий в прошлом. В эмоциональной оценке событий прошлого у людей с диффузной идентичностью наблюдается некоторая отстраненность и негативизм, а также субъективное уменьшение значимости позитивных событий собственного прошлого. Настоящее воспринимается более негативно, и можно говорить о дезактуализации настоящего. Кроме того, характерно состояние тревожности и озабоченности будущим, иногда подкрепленное надеждами на лучшее.
Статусу предрешенной идентичности соответствует стремление к избеганию негативных воспоминаний о событиях прошлого, тенденция идеализации настоящего и в целом позитивный взгляд в будущее.
Читать дальше
1. Герасимова. Н. Ценностные ориентации личности в период взрослости [Текст] / Н. Герасимова // Ананьевские чтения — 98 : Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1998. - С. 90-91.
2. Гунтер, Н.Н. Психологические средства становления в период
нормативного кризиса взрослости : автореф. дис. ... канд. психол. наук :
19.00.07 [Текст] / Н.Н. Гунтер ; Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск,
2007. - 24 с.
3. Грошев, И. В. Полоролевые стереотипы в рекламе [Текст] И.В.Грошев //Психол. журнал.-1998.-Т. 19.-№3.-С. 112-119.
4. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. -988 с.
5. Курбатова, Т.Н. Когнитивная сложность и идентичность в кросс-
культурном тендерном исследовании [Текст] / Т.Н. Курабтова, JLB. Куус. //
Психологические проблемы самореализации личности. - СПб. : СПбГУ, 2001. — Вып. 5.-С. 204-217.
6. Манукян, В.В. Субъективная картина жизненного пути и кризисы
взрослого периода автореф. дне. ... канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / В.В.
Манукян ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2003. - 23 с.
7. Солдатова, Е.Л. Нормативные кризисы развития личности
взрослого человека : автореф. дис.... докт. психол. наук : 19.00.01 [Текст] /Е.Л. Солдатова ; Уральский, гос. ун-т. им. А.М.Горького - Екатеринбург., 2007. - 43
8. Шухова Н. А. Влияние тендерной идентичности на социально-
психологическую адаптацию мужчин : автореф. дне. ... канд. наук : [Текст] /
Н.А. Шухова ; Ярослав, гос. ун-т.-Ярославль, 2004. - 22 с.
9. Jung, C.G. Man and his symbols [Text] / C.G. Jung. - New York : A
Windfall Book, 1983. - 320 p.
Читать дальше