Чтобы заказать кандидатскую диссертацию в Красноярске , обратитесь к надёжному помощнику - Work5.
. Поэтому представляется актуальным изучение становление личности подростка и юноши. Именно в этих возрастных периодах идёт активное становление ценностной структуры личности. При построении подростками и юношами своей жизненной перспективы, они ориентируются как на систему ценностей, так и на представления о доступности тех или иных ценностей в будущем.Если оценка подростком и юношей важности той или иной сферы не совпадает с его представлением о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии у него психологических проблем в этом возрасте. При недоступности, но желательности данной сферы, будет наблюдаться падение самооценки и самоуважения. При доступности, но непривлекательности определённой сферы, она будет выпадатьиз системы ценностей подростка, юноши и перестанет играть какую-то роль в построении его жизненной перспективы.Чем меньше степень расхождения между доступным и желаемым для подростка и юноши, тем больше его внутренняя гармония и степень его социальной адаптированности(Кривцова С.В. и др., 1997, с.18-19). 1. Подходы к изучению становления личности в подростковом и юношеском возрасте Проблема развития психики традиционно соотносится с вопросом о периодизации развития (стадии, этапы, возраст, критические и сензитивные периоды и др.) (Балтес, 1994; Марютина, 1981; Моргун, Ткачева, 1981; Поливанова, 2004; Слободчиков, 1991; Слободчиков, Цукерман, 1996; Эльконин, 1971) и с проблемой детерминации развития (Александров, 2003; Анцыферова, Завалишина, Рыбалко, 1988; Асеев, 1978; Баттерворт, Харрис, 2000; Давыдов, 1998; Завалишина, Барабанщиков, 1999; Равич-Щербо, Марютина, 1996; Сергиенко, 1990, 1992; Холодная, 1993а; Швырков, 1990). Можно сказать, что подход к периодизации развития определяется тем, каково отношение автора к детерминации развития.Крайние точки зрения — био- или социодетерминация практически исчерпали себя.Современные подходы основаны на взаимном влиянии этих факторов. Более правомерным можно считать подход, который учитывает системную детерминацию психического развития, при которой «преспециализация» нейронов определяет последовательность стадий индивидуального развития на протяжении жизни и реализуется при создании определенных условий жизни.В данном случае «индивидуальное развитие может быть представлено как последовательность системногенезов и «актуализация» генома, связанная с системогенезами» (Александров, 2003). Кроме того, исследователей перестала удовлетворять формула, в соответствии с которой включение субъекта в учебную, профессиональную и другие виды деятельности определяет уровень развития личности, строго детерминирует его.«Любая общественная детерминация включает наряду с жестким ядром предписаний, также и нежесткую детерминацию, апеллирующую к свободному выбору личностью способа и формы своего развития, к ее собственной активности, направленной на повышение высоты организации включающих ее систем» (Анцыферова,Завалишина, Рыбалко, 1988). По мнению М.А. Холодной, для раскрытия механизмов интеллектуальной одаренности, например, следует учитывать не столько особенности и характеристики деятельности, «сколько особенности психологической организации субъекта деятельности», поскольку те или иные «параметры деятельности производны по отношению к психологическим ресурсам личности» (Холодная, 1993). Не интуитивное озарение и исходные данные, а «опыт саморазвития личности», индивидуальный познавательный опыт субъекта имеет отношение к интеллектуальной одаренности. Теоретические и эмпирические исследования показывают, что деятельность, например, обучение, может не только способствовать психическому развитию («педагогика сотрудничества»), но и замедлять его («педагогика противодействия») путем наложения запретов, санкций, противодействия интересам и т.д. (Поддъяков, 1999).Предметная деятельность, которую часто рассматривают в качестве «универсального способа или средства формирования психических процессов и свойств… не всегда служит делу развития личностных особенностей» (Селиванов, 1995), особенно в тех случаях, когда игнорируется «сознательность учения» или любой другой деятельности (Поддъяков, 2003; Митина, 1997). Именно «развитие» обычно соотносят с понятием периодов, стадий, строго следующих друг за другом, поставленных в соответствие с предметной деятельностью (учением, профессиональной деятельностью и др.). «Функционирование» определяет и обозначает варианты развития, типы личностного роста, а «взросление» рассматривается через переменную «задачи развития», которые обеспечивают относительную автономию человека от жесткой детерминации требований среды и подготавливают варианты жизни, т.е.многообразие ее функционирования.Подростковый возраст отличается своими особенностями развития.