Введение 2
1.Теоретические аспекты формирования и реализации целей и задач государственного регулирования экономики 5
2.Экономический анализ текущего состояния формирования и реализации целей и задач ГРЭ 11
3. Разработка предложений по совершенствованию формирования и реализации целей и задач ГРЭ 14
Заключение 21
Список использованной литературы 24
Приложение 19
Читать дальше
Сама идея сценарного подхода к развитию экономики России до 2030 г. предполагают поиск и приближение к предпочтительному или «оптимальному» варианту. Задача развития на 2030 год не может быть сведена к обеспечению благосостояния трудящихся, пенсионного обеспечения, социально-политической устойчивости. Развитая рыночная демократия — это общая понятная цель, но есть еще необходимость наверстать два десятилетия переходного периода, кризисов и потерь.
Модернизация и переход к инновационному развитию— как лозунг— носят очень общий характер и нуждаются в раскрытии. Нужны позитивные цели для основных групп граждан— вопрос об оптимуме невозможен без субъекта — граждан страны, причем очень разных.
Образ России в 2030 году — это некая мечта граждан страны, соотечественников за рубежом и симпатизирующих наблюдателей. Многие социологические опросы россиян выявляют «проблемные» области жизни страны. Здесь большие проблемы сегодня— и именно над ними надо думать.
Одним из существенных положительных факторов использования программно-целевого планирования реализации механизма государственного регулирования социально-экономического развития, является возможность корректировки и воздействия, как на желаемые цели, так и на применяемые средства, исходя из изменяющихся условий социально-экономической среды.
При этом необходимости в кардинальном изменении выстроенной системы реализации программы (при условии достаточной и качественной предварительной проработки программных вопросов) не возникает.
Очевидно, что для максимально качественного выполнения любой целевой программы, при ее разработке необходимо соблюдать условия функционирования самого механизма госрегулирования, в рамках которого и происходит реализация программ.
Таким образом, насколько точно и полно будут выполнены данные условия, определяет результативность разрабатываемой целевой программы и механизма государственного управления, уровень его воздействия на социально-экономические процессы и, следовательно, эффективность осуществляемых мер по формированию региональной экономической политики.
законопроект «О государственном стратегическом планировании» предусматривает создание лишь некоторых элементов этой системы, главным образом – процедур подготовки соответствующих документов в рамках органов исполнительной власти. Необходимо предусмотреть активное участие научного сообщества в разработке долго-, средне- и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития. Наряду с учеными важно предусмотреть участие деловых кругов в выборе приоритетов технико-экономического развития, определении инструментов и механизмов их реализации.
Должны быть установлены интерактивные процедуры разработки долгосрочных концепций, среднесрочных программ и индикативных планов достижения согласованных и утвержденных целей развития. Необходимы законодательно установленные методы контроля и механизмы ответственности за достижение необходимых результатов. Следует также установить целевые показатели работы государственных институтов развития, корпораций и агентств по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных на мировом рынке производств нового технологического уклада, и ввести механизмы реальной ответственности за их своевременное достижение.
Стратегическое планирование должно включать активную промышленную политику, поддерживающую расширение несущих отраслей нового технологического уклада и стимулирующую «точки роста» в различных отраслях экономики. При этом наибольшее значение имеют высокотехнологические отрасли с большим мультипликатором, стимулирующие экономическую и инновационную активность в сопряженных производствах.
Важным элементом политики развития, наряду с формированием поддерживаемых государством крупных интегрированных корпораций, должно стать стимулирование спроса на отечественное оборудование посредством соответствующего регулирования госзакупок и закупок контролируемых и поддерживаемых государством предприятий. Целесообразна разработка 5-летней программы модернизации экономики на основе нового технологического уклада, предусматривающей меры по опережающему развитию составляющих его производственно-технологических комплексов, созданию благоприятной для этого макроэкономической среды и формированию соответствующих институтов и контуров управления.
Читать дальше
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru// (дата обращения 10.05.2013 г.)
2. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика": http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf.
3. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., Митяев Д.А., ПетровЮ.А. О стратегии развития экономики России: препринт / Под ред. С.Ю. Глазьева, – М: ООН РАН, 2011. -129 с.
4. Зевелев И.А. Россия и новый «русский мир» / в: Россия-2020: Сценарии развития / под ред. М. Липман и Н. Петрова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. -172 с.
5. Иноземцев В.Л. Россия не знает, куда девать деньги // Московский комсомолец, 10.09.2012.
6. Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики, №3, 2012. С. 22-29
7. Петров Н.В. Обилие слабого государства / в: Россия-2020: Сценарии развития / под ред. М. Липман и Н. Петрова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 207 с.
8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main/ (дата обращения 10.05.2013 г.)
9. Система государственного и муниципального управления: Р. Т. Мухаев— Москва, Юнити-Дана, 2006 г.- 576 с.
10. Тренин Д.В. Внешнеполитические перспективы России / в: Россия-2020: Сценарии развития / под ред. М. Липман и Н. Петрова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. -139 с.
11. Экономическая теория. Общие основы: учеб. пособ. / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 390 с.
Читать дальше