Мы поможем диплом написать на заказ и подобрать хорошего автора.
. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя. Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Важнейшим компонентом самосознания является самооценка.Основанное на результатах процесса самопознания, она выражает также и отношениеличности к самой себе, является основой для регуляции ею своего поведения. Изучению этого вопроса посвящено наибольшее количество работ в рамках проблемы самосознания. Важность проблемы самосознания и, в частности, образа «Я», самооценки и уровня притязаний переоценить трудно. Знание особенностей образования этих структур и возможность влияния на формирование необходимо педагогу. Это поможет лучше понимать при необходимости квалифицированно помогать ребенку, если у него возникнут какие-либо проблемы. Над исследованием самооценки, ее составляющих работали следующие авторы: Б. Г. Ананьев, Н. Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л. И. Божович, Ю. А. Борисов, И. А. Кудрявцев, Н. А. Гульянова, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И. С. Кон, Л. Н. Корнеева, Р. Мейли, И. Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова, Н. Е. Шафажинская, Т. Шибутании др. Данная курсовая работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме самооценки в формировании личности младшего школьникас ЗПР; практическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи самооценки младшего школьника с ЗПР с его статусным положением в системе межличностных отношений. Цель курсовой работы:изучить особенности самооценки младшего школьника с ЗПР и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений. Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем самооценки младшего школьника и его статусным положением в системе межличностных отношений: чем выше статус младшего школьника в группе, тем выше его самооценка. Объект исследования:процесс формирования личности младшего школьникас ЗПР. Предмет исследования:самооценка в формировании личности младшего школьникас ЗПР. Задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Изучить психофизиологические особенности детей младшего школьного возрастас ЗПР. Подобрать методики для экспериментального исследования. Провести экспериментальное исследование и выявить взаимосвязь самооценки младшего школьника с ЗПР с его статусным положением в системе межличностных отношений. В исследовании использовались следующие методы:теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;социометрия,методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо– С. Рубинштейна. 1. Развитие самооценки в детском возрасте (обзор общей и специальной литературы по проблеме исследования)1.1 Понятие о самооценке в психологических исследованиях Психическое развитие ребенка неразрывно связано с формированием его самосознания. Этот вопрос достаточно сложный и многогранный, его изучением занимались многие психологи на протяжении длительного времени. В психологической науке самосознаниехарактеризуется как совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я».1 КонИ. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.:Просвещение, 1980. По мнению Л. С. Выготского, самосознание– этосоциальное сознание, перенесенное внутрь. Сознаниеозначает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.2 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.:Просвещение, 1991. Образ «Я» – это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента: 1)познавательный(когнитивный)– знание себя, самосознание;