Введение3 1. Развитие самооценки в детском возрасте (обзор общей и специальной литературы по проблеме исследования)6 1.1 Понятие о самооценке в психологических исследованиях6 1.2 Развитие самооценки в онтогенезе14 1.3 Особенности самооценки у детей с ЗПР19 2. Особенности самооценки младших школьников с ЗПР (констатирующий эксперимент)24 2.1 Цели и задачи констатирующего эксперимента24 Заключение28 Список литературы30

Особенности самооценки младших школьников с ЗПР

курсовая работа
Психология
40 страниц
85% уникальность
2013 год
111 просмотров
Кухарева А.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 1. Развитие самооценки в детском возрасте (обзор общей и специальной литературы по проблеме исследования)6 1.1 Понятие о самооценке в психологических исследованиях6 1.2 Развитие самооценки в онтогенезе14 1.3 Особенности самооценки у детей с ЗПР19 2. Особенности самооценки младших школьников с ЗПР (констатирующий эксперимент)24 2.1 Цели и задачи констатирующего эксперимента24 Заключение28 Список литературы30
Читать дальше
В последнее время проблема личности и ее развития является одной из актуальных в психологии. В общей структуре личности важное место занимает самосознание. Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическоми во многих других аспектах. Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект.


Мы поможем диплом написать на заказ и подобрать хорошего автора.


. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя. Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Важнейшим компонентом самосознания является самооценка.Основанное на результатах процесса самопознания, она выражает также и отношениеличности к самой себе, является основой для регуляции ею своего поведения. Изучению этого вопроса посвящено наибольшее количество работ в рамках проблемы самосознания. Важность проблемы самосознания и, в частности, образа «Я», самооценки и уровня притязаний переоценить трудно. Знание особенностей образования этих структур и возможность влияния на формирование необходимо педагогу. Это поможет лучше понимать при необходимости квалифицированно помогать ребенку, если у него возникнут какие-либо проблемы. Над исследованием самооценки, ее составляющих работали следующие авторы: Б. Г. Ананьев, Н. Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л. И. Божович, Ю. А. Борисов, И. А. Кудрявцев, Н. А. Гульянова, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И. С. Кон, Л. Н. Корнеева, Р. Мейли, И. Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова, Н. Е. Шафажинская, Т. Шибутании др. Данная курсовая работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме самооценки в формировании личности младшего школьникас ЗПР; практическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи самооценки младшего школьника с ЗПР с его статусным положением в системе межличностных отношений. Цель курсовой работы:изучить особенности самооценки младшего школьника с ЗПР и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений. Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем самооценки младшего школьника и его статусным положением в системе межличностных отношений: чем выше статус младшего школьника в группе, тем выше его самооценка. Объект исследования:процесс формирования личности младшего школьникас ЗПР. Предмет исследования:самооценка в формировании личности младшего школьникас ЗПР. Задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Изучить психофизиологические особенности детей младшего школьного возрастас ЗПР. Подобрать методики для экспериментального исследования. Провести экспериментальное исследование и выявить взаимосвязь самооценки младшего школьника с ЗПР с его статусным положением в системе межличностных отношений. В исследовании использовались следующие методы:теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;социометрия,методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо– С. Рубинштейна. 1. Развитие самооценки в детском возрасте (обзор общей и специальной литературы по проблеме исследования)1.1 Понятие о самооценке в психологических исследованиях Психическое развитие ребенка неразрывно связано с формированием его самосознания. Этот вопрос достаточно сложный и многогранный, его изучением занимались многие психологи на протяжении длительного времени. В психологической науке самосознаниехарактеризуется как совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я».1 КонИ. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.:Просвещение, 1980. По мнению Л. С. Выготского, самосознание– этосоциальное сознание, перенесенное внутрь. Сознаниеозначает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.2 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.:Просвещение, 1991. Образ «Я» – это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента: 1)познавательный(когнитивный)– знание себя, самосознание;

Читать дальше
Социальная природа личности определяется тем, что ее формирование и реализация возможны только в процессе взаимодействия индивида с окружающими людьми. Структурные компоненты личности, самооценка и уровень притязаний, определяют характер поведения, общения и деятельности субъекта. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов – в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Подводя итог исследованию особенностей самооценки и уровня притязаний в структуре личности младших школьников с задержкой психического развития можно констатировать следующее. При общем соответствии процесса развития личности младших школьников с ЗПР отмечаются некоторые особенности самооценки и уровня притязаний у этой категории детей, которые оказывают негативное влияние на их поведение, продуктивность учебной деятельности, препятствуют гармоничному общению с окружающими и тем самым еще больше усугубляют имеющийся дефект в развитии. Комплекс социальных факторов при задержке психического развития затрудняет адекватное развитие самооценки детейсЗПРи препятствует формированию адекватных межличностных отношений со сверстниками. Развитие самооценки у детейс задержкой психического развития носит дисгармоничный характер. В структуре самооценкимладших школьниковс ЗПР присутствуетнизкаядифференцированность. Самооценка детейс ЗПР содержит ряд компонентов, по которым они значимо не отличаются от нормально развивающихся школьников. К их числу относятся: высота и устойчивость самооценки, а такжеглобальноесамоотношение. Младшие школьникис ЗПР проявляютнизкуюдифференцированностьианалитичностьи присамовосприятиии самооценке, и при восприятии и оценке других людей.
Читать дальше
1. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. 2. Бодалёв А.А. Личность и общение – М., «Педагогика», 1983 3. Выготский, Л.С. Детская психология, М., 1984 г. 4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. 5. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1. 6. Грибанова, Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития. /Г.В.Грибанова// Дефектология.1986г. 7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997. 8. Дзугкоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии. Е.Г. Дзугкоева. Дефектология,1999г. 9. Джеймс, У. Личность / У. Джеймс. – М. : Просвещение, 1982. 10. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1980. 11. Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1987. 12. Конева, И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР . И.А.Конева: Н.Новгород, 2002г. 13. Козубовский, В. М. Психология: личность / В. М. Козубовский. – Мн. : Амалфея, 2008. 14. Карпенко, Л. А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. – М. : Прогресс, 1981. 15. Коротенко, И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития, 2005 г. 16. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983. 17. Лебединская К.С. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст] / К.С.Лебединская.- СПб.: Речь,2004 18. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Пронкина Н.Ф.. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин – тов. – М.: Просвещение, 1984. 19. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб : Питер, 2002. 20. Рогов, Е. И. Психология человека / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1999 21. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Р-н/Д : Феникс, 1999. 22. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 23. Сорокин, В.М. Специальная психология. Сорокин: Учебное пособие. Под научным редактированием Л.М. Шипицыной, 2003 г. 24. Смирнова, С.И. Изучение взаимосвязи самооценки с некоторыми личностными качествами у младших школьников с задержкой психического развития. С.И. Смирнова//Вестник ВГГУ, 2008г. 25. Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь,2008.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image