1. понятие о ВНД. Понятие об условных рефлексах.2
2. Роль условных рефлексов в обучении и воспитании детей. Физиологический механизм образования навыков и привычек. Динамический стереотип.3
3. Особенности ВНД человека. Две сигнальные системы деятельности. Развитие речи.6
4.Психофизические основы индивидуальных особенностей ВНД человека9
а) учение И.П.Павлова об основных типах ВНД.9
б)представление Б.М. Теплова о частных типах12
Список литературы14
1. понятие о ВНД. Понятие об условных рефлексах.
Высшая нервная деятельность (ВНД)— деятельность высших отделов мозга, т.е. коры больших полушарий и ближайших к ним подкорковых структур, с помощью которых обеспечиваются наиболее совершенные приспособления животных и человека к окружающей среде. В основе ВНД лежат условные рефлексы, которые могут находиться в теснейшем взаимодействии со сложными безусловными рефлексами, обеспечивающими проявление инстинктов, эмоций и т.д.
Для ВНД человека характерно участие не только первой сигнальной системы, свойственной животным, но и второй сигнальной системы, имеющейся только у человека. Наличие второй сигнальной системы объясняет способность человека к речи, абстрактному мышлению, обобщению, сознанию.
Учение о ВНД создано И.П. Павловым. Оно базируется на принципах детерминизма, соответствия структуры и функции и сочетания процессов анализа и синтеза (дифференциация и интеграция) в коре больших полушарий при осуществлении высших нервных функций и поведения, в основе которых лежит механизм временной связи. Павловым была подробно исследована работа мозга при выработке временных связей в ситуации образования, сохранения, угасания условных рефлексов.
[-- Image: Picture 1 --]
Он исследовал соотношение и динамику (иррадиация, индукция) процессов возбуждения и торможения, различные виды торможения — безусловно-рефлекторной (внешнее) и условно-рефлекторной (внутреннее) природы. В результате наблюдений за поведением обезьян Павлов ввелв терминологию ВНД понятие ассоциации —ещеодного варианта временной связи.
2. Роль условных рефлексов в обучении и воспитании детей.Физиологический механизм образования навыков и привычек. Динамический стереотип.
Изучаяобразование условных рефлексову животных, изучая у них процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, Павлов всегда интересовался тем, можно ли перенести установленные в опытах на животных закономерности и на человека. Признавая наличие у человека условных рефлексов, указывая, что воспитание и обучение человека основано главным образом на образовании все новых и новых рядов условных рефлексов, Павлов всегдаподчеркивалсвоеобразие высшей нервной деятельности человека.
Навык следует понимать как сложную систему условно-рефлекторных связей в коре головного мозга человека, объединенныхмежду собой. Эти сложные системы связей были названы И. П. Павловым динамическим стереотипом.
Между отдельными очагами возбуждений коры полушарий головного мозга устанавливаются временные нервные связи. В процессе упражнений нервные связи закрепляются, в результате этого и образуются прочные системы связей, которые действуют как единая система под влиянием определенныхраздражителей, поступающих из внешней среды через систему анализаторов в центральную часть коры головного мозга.
В свою очередь от мышц и сухожилий, от тех органов, которые выполняют рабочее движение, по специальным нервным волокнам идут нервные импульсы — сигналы о том, как выполняется рабочее движение. На основе этих сигналов и происходит осознание совершаемых движений, а затем и регуляция их, управление ими; поступив в кору головного мозга, нервные сигналы идут от центральной части коры в двигательную зону коры, а оттуда вновь к мышцам и сухожилиям.
Но регуляция движений и управление ими не ограничиваются только этим нервным кольцом. Сигналы поступают и от анализаторов (слуховых, зрительных, тактильных) — это сигналы о том, какое влияние оказало движение на объект восприятия.
Например, вы совершаете рабочее движение, ударяя молотком по шляпке гвоздя. Вы сделали удачный, правильный удар и осознаете это, удар мимо — вы также осознаете свою неудачу. Все эти сигналы поступают от зрительного анализатора в соответствующие зоны коры (зрительную, слуховую, тактильную), а оттуда — в двигательную зону коры и к соответствующим рабочим органам (мышцам, сухожилиям). Так рабочее движение, направленное на предмет, который обрабатывается человеком, становится управляемым.
В самом начале любого действия в коре полушарий головного мозга возникает процесс возбуждения, охватывающий многие двигательные центры (так как возбуждение иррадиирует), что и вызывает вначале у человека много лишних движений, которые под влиянием дифференцировочнойдеятельности коры полушарий головного мозга тормозятся: постепенно движения становятся более совершенными.
Постепенно в ходе формирования умений и навыков, т. е. в процессе образования прочных динамических стереотипов (иначе сказать, сложных систем условных связей) кора полушарий головного мозга все больше и больше освобождается от прямого участия в регуляции и управлении отдельными мелкими системами этих связей. Кора головного мозга начинает управлять всей сложной системой в целом, вмешивается в процесс, когда нарушается сложившаяся и образовавшаяся система связей.
высшая нервная деятельность
Тураева Е.
Эксперт по предмету «Анатомия»