Введение…………………………………………………………… 3
1. Проблема развития общения дошкольников со сверстниками в современной психологии…………………………………… 5
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста………………………………………...5
1.2 Понятие мотивов и средств общения у детей дошкольного возраста. Формы общения детей дошкольного возраста со сверстниками………………………………………………….11
1.3 Особенности общения со сверстниками у детей 4-ого года жизни…………………………………………………………..21
2. Исследование развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста………………………………………..27
2.1. Организация и методика изучения развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста…………………27
2.2. Выявление особенностей невербального общения со сверстниками у детей дошкольного возраста в игре. (Наблюдение за детьми…..30 детей)………………………..30
2.3. Анализ особенностей невербального общения со сверстниками у детей дошкольного возраста в игре………………………..35
Заключение…………………………………………………………...40
Список использованной литературы……………………………….42
Приложения…………………………………………………………..45
Читать дальше
Изучение особенностей невербального общения младших дошкольников подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что включение невербальных средств общения в систему воспитательной работы способствует развитию полноценной речевой деятельности у дошкольников.
В ходе исследовательской работы были изучены теоретико-методологические основы использования невербальных средств общения в детьми 3-4-летнего возраста. С помощью метода наблюдения определено состояние невербальных средств общения как базовых предпосылок речи у младших дошкольников.
Анализ теоретической и экспериментальной составляющей исследования показал, что:
1. следует учитывать значение невербального общения как основы для развития речи. Умение кодировать и декодировать невербальные элементы общения способствует коммуникационной активности, речевому развитию.
2. психолого-педагогический эксперимент показал, что младшие дошкольники испытывают трудности с пониманием невербальных источников информации.
3. неоднородность группы детей по уровню общительности также влияет на успешность невербального декодирования и кодирования информации.
4. внедрение игр, ориентированных на использование невербальных средств общения, в программу развития детей способствует личностному росту каждого ребенку, ускоряет адаптацию ребенка в детской группе, учит коллективным навыкам работы.
В дипломной работе проблема использования невербальных средств общения получила теоретическое обоснование и практическое подтверждение. Таким образом, основной вывод исследовательской работы заключается в том, что формирование невербальных средств общения является надежным рычагом развития полноценной речевой деятельности у дошкольников.
Читать дальше
1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками. – М.: Аркти, 2002 – 96с.
3. Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968 г.
4. Ветрова В.В. Особенности речи дошкольников в ситуации вербального
управления деятельностью || Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. 1981 г.
5. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы. Психология дошкольника : хрестоматия : для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва : Академия, 1997.
6. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребёнком. М.: Аркти 2004 – 159с.
7. Горшкова Е. Учите детей общаться. // Дошкольное воспитание. 2000 №12
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960 г.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.|| М.1988 г.
10. Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте || Генетические проблемы социальной психологии. Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. Минск 1985
11. Годовикова Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под редакцией Лисиной М.И. М.1980
12. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребёнком. М.: Аркти. 2004 – 159с.
13. Горшкова Е. Учите детей общаться. // Дошкольное воспитание. 2000 №12
14. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет.
М.1992 г.
15. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения дошкольников.М.1974
16. Иванькова Р.А. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений у детей 4-го года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1970
17. Иванькова Р.А. Общение как фактор воспитания школьников.- М., 1984.
18. «Игротека дошкольника» - Автор: Швайко Галина - Изд: Айрис-Пресс. 2007
19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.1991 г.
20. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1996 г.
21. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. - М.: Педагогика, 1983.
22. Леханова О. Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР : диссертация ... кандидата педагогических наук : - Москва, 2008. - 208 с. :
23. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) М.1980.
24. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологическая
подготовка детей к школе. Кишинев.1987.
25. Лисина М.И. Особенности практически действенного общения со взрослыми у детей раннего возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР т.2. М.1968.
26. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни ||
Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) М.1978 г.
27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986 г.
28. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на
познавательную активность дошкольников || Психология формирования личности и проблемы обучения (Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В.) М.1980.
29. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между
дошкольниками || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л.) Минск 1985 г.
30. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. М.1975
31. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001.
32. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
33. Развитие общения у дошкольников (Под редакцией Запорожца А.В., Лисиной М.И.) М.1974 г.
34. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: Гном и Д, 2002
35. Палагина Н.Н. Доречевые формы воображения в действиях с предметами детей второго года жизни // Ребенок в раннем и дошкольном детстве. - Фрунзе, 1982.
36. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. - М., Новая школа, 1996.
37. Пиз Аллан. Язык жестов. Воронеж 1990.
38. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.1989 г.
39. Рузская А.Г. Поведение детей раннего и дошкольного возраста в условиях речевых и неречевых воздействий взрослого || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. Т.2. М.1990 г.
40. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
41. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой
психологического развития. М.1990 г.
42. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1998 г
43. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.1960 г.
44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды (Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.) М.1989 г.
45. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж.1995 г.
Читать дальше