Введение 3
1 Основные стандарты серии ISO 9000 5
2 Внедрение и поддержание системы менеджмента качества согласно стандарта ISO 9001 9
3 Примеры применения СМК 11
Заключение 15
Список литературы 17
Читать дальше
Итак, подведем выводы. Область применения Системы менеджмента качества – это границы, внутри которых действуют единые правила управления, соответствующие требованиям стандарта ISO 9001 – после того, как, были определены исключённые пункты. Область применения должна быть обозначена в документах, доступных клиенту – во избежание недоразумений [6].
Под границами понимается следующее:
Организационная структура. В границы СМК может быть включено одно или несколько юридических лиц. Если в границы включено только одно предприятие, то здесь всё просто – "СМК распространяется на деятельность предприятия такого-то в его границах". В ином случае пишут: "СМК распространяется на группу предприятий в составе: ….". или так: "СМК распространяется на группу предприятий "Название" в составе: ….". В качестве названия группы компаний может быть использовано любое название, включая товарный знак или название одного из предприятий.
Географическое положение. В одних случаях в границы СМК может быть включена одна компактно расположенная производственная площадка (офис, производство и всё остальное), а может - несколько ("офис + бензоколонка №1 + бензоколонка № 2" или "офис + склад сырья + цех + склад продукции"). В других случаях в границы СМК может быть включены не все площадки, а только некоторые ("офис + бензоколонка №1, а бензоколонка № 2 – не включена). Но это возможно только в том случае, если "усечённая" СМК в декларированных границах способна обеспечить качество продукции. Например, если из области применения СМК исключить склад готовой продукции, где требуется особый климатический режим, такое исключение неправомерно, т.к. при этом нет гарантии поставки клиентам годной продукции.
Виды деятельности и процессы. Предприятия обычно исключают из области применения СМК такие виды деятельности, как оказание услуг общественного питания на базе заводской столовой, медицинское обслуживание на базе заводского медпункта, оказание оздоровительных услуг на базе заводского спортклуба и т.п. Бывают и более сложные исключения. На одном предприятии был цех по выпуску запасных частей для комплектации других заводов с аналогичным оборудованием, которое было закуплено за границей в оные времена и распределено среди нескольких предприятий. Этот спеццех был выведен за границы применения СМК, и это было правомочно. Но спустя несколько лет с приходом нового энергичного руководителя на базе этого цеха стали выпускать и другую продукцию коммерческого назначения. И тогда этот цех был возвращён в лоно СМК, да ещё вместе со специализированным конструкторским бюро.
Линейка продукции и услуг. Предприятие вправе определить, к какой группе продукции (= услуг) применяются требования СМК, а к каким – не применяются. Редко, но бывает, когда из области применения СМК исключают какую-то материальную продукцию. А с услугами бывает чаще. Например, собственное автохозяйство строительной организации призвано обслуживать потребности самой организации. Однако, чтобы невостребованная техника не простаивала, её иногда используют по заявкам других организаций на возмездной основе. При этом оказывается услуга, но она обычно не включается в область применения СМК. В таких случаях иногда говорят "непрофильная продукция или услуга".
Предприятие может осуществлять изменение области применения СМК. Общая тенденция – это расширение области применения СМК.
Читать дальше
1. ГОСТ Р ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ГОСТ Р ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
3. ГОСТ Р ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
4. ГОСТ Р ISO 19011:2011. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
5. Жилкина, А.Н. Современные проблемы качества управления финансами предприятия и их решение с применением международных стандартов ИСО серии 9000 и средств финансового анализа. // Экономический анализ. – 2005. №23. – С. 24-30.
6. Никифоров, А.Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. –М.: Дрофа, 2005. – 720с.: ил.
7. Плетнева, Н.П., Стандарты ИСО 9000 - первая ступень делового совершенства / Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2006. – С. 104-107.
8. Гарин А. Выбор и применение стандартов ISO 9000-2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klubok.net/.
Читать дальше