Вступление в ВТО можно считать решением вредным, но уже принятым, фактически состоявшимся. Вредным, потому что у нас недостаточно мотивов для того, чтобы жертвовать позициями на внутреннем рынке.
Нам надо пройти фазу импортозамещения, которую мы не прошли. Это – один из важных начальных этапов модернизации экономики. Проходить его лучше вне условий ВТО, но если мы там оказываемся в ближайшее время, то необходимо разрабатывать пакет мер нетарифной поддержки отечественного производства. Это и налоговый режим, и повышение доступности инфраструктуры. Например, никто не мешает для обеспечения конкурентоспособности отечественного производства гарантировать льготное или бесплатное подключение к электросетям. А у нас это сейчас чревато огромными издержками: организационными, финансовыми и иными. Поэтому существуют такие меры, которые совместимы с участием во Всемирной торговой организации. Проблема в том, что у нас эти меры не применяются. Этот инструментарий нашим государством, нашим бизнесом пока не освоен. Безусловно, его нужно было осваивать задолго до того, как мы вышли на финишную прямую на переговорах с ВТО.
По сути, при вступлении в ВТО возникает ситуация дефицита инструментов промышленной политики, потому что наиболее простые инструменты – внешнеторговые пошлины или субсидии – будут блокированы, а более сложные методы еще не созданы и не отработаны. Это – колоссальное упущение государственного аппарата, и вообще является скандальным тот факт, что широкие общественные дискуссии с участием профильных бизнес-ассоциаций входят в рабочий режим взаимодействия с государством только сейчас. Всем этим надо было заниматься на протяжении тех лет переговоров, которые у нас были.
Что касается сельского хозяйства, то это отрасль, которая будет одной из самых пострадавших от вступления в ВТО. Это крайне печально: ведь есть такое понятие, как «продовольственная безопасность», которое никто не отменял. Кроме того, эта отрасль последнее время стала подрастать, хотя и была относительно слабой по мировым меркам, но с потенциалом роста. Мне очень обидно, что этот потенциал роста может быть уничтожен. Вероятность сокращения этого потенциала, к сожалению, довольно серьезная. Это связано не только с подавляющей ценовой конкурентоспособностью иностранных транснациональных производителей, но и с некоторыми специальными условиями присоединения к ВТО.
Например, одним из специальных (т. е. не входящих в базовый пакет членства в ВТО) условий нашего присоединения стал подписанный с американцами протокол о доступе на российский рынок товаров на основе генномодифицированных организмов (ГМО). Это, по сути, чревато подавлением конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, потому что крупные ТНК, которые работают на основе технологий ГМО, обладают подавляющей ценовой конкурентоспособностью. Если снять ограничения на их продукцию, то они могут полностью «брать» российский рынок. Население у нас в основном бедное, и борьба развернется в недорогих ценовых сегментах рынка.
Одна из мер, которые необходимо обсуждать, – это как аннулировать действия этого протокола с американцами. На мой взгляд, другие меры могут просто не иметь никакого смысла, если вал ГМО-продукции пойдет на российский рынок. В принципе, оставаясь в рамках ВТО, единственный путь это скорректировать заключается в том, чтобы присоединиться к Картахенскому протоколу по биобезопасности. Он вводит массу ограничений на оборот ГМО. Он не подписана Канадой, США, Австралией, т. е. основными производителями ГМО, и Россия в этом протоколе не участвует. А вот ряд других стран Европы подписали этот документ, и в результате производителям ГМО надо пройти множество согласований с еврокомиссией, и только потом они будут допущены на рынок.
Потери, которые понесет отечественная экономика после вступления России в ВТО – непомерно велики, а государство в данном случае не продемонстрировало последовательной политики по защите отечественного производителя.
По мнению Главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, в результате присоединения РФ к ВТО убытки в 2013 году могут составить 188 млрд рублей, а в 2014 году – 257 млрд. рублей. Однако реальные бюджетные потери будут меньше вследствие роста торговли, а значит, и налогооблагаемой базы, и вследствие роста собираемости пошлин, которая прямо связана с их уровнем.
При вступлении в ВТО возникает ситуация дефицита инструментов промышленной политики, потому что наиболее простые инструменты – внешнеторговые пошлины или субсидии – будут блокированы, а более сложные методы еще не созданы и не отработаны. Это – колоссальное упущение государственного аппарата.
Необходимо публично обсуждать – как аннулировать действия протокола с американцами о доступе на российский рынок товаров на основе генномодифицированных организмов (ГМО). Население у нас в основном бедное, и борьба развернется в недорогих ценовых сегментах рынка.