Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития письменной речи младших школьников
1.1. Педагогические условия формирования письменной речи у младших школьников
1.2. Особенности развития письменной речи младшего школьника
Глава 2. Лингво-методические основы развития письменной речи младших школьников
2.1. Речеведческие дисциплины как основа письменной речи
2.2. Сочинение как вид развития письменной речи младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Читать дальше
Одной из важных проблем психологии, педагогики и частных методик является развитии речи школьников.
Несмотря на то, что данной проблемой на протяжении достаточно длительного времени занимались и занимаются ведущие ученые мира, она до сих пор является нерешенной. Это объясняется тем, что существуют раз-ные точки зрения на проблему развития речи, в частности, на обучение письменным речевым высказываниям, в том числе обучению сочинениям-рассуждениям.
Развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, ус-воению знаний в наибольшей мере способствует организация творческой са-мостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика.
Сочинения-рассуждения как вид речевого упражнения являются особым средством общего развития учащихся и усвоения ими содержания образования и внешкольного опыта. Чтобы сочинение-рассуждение могло развивать творчество школьников, их индивидуальность, то есть именно то, что составляет суть развития личности, учителю необходимо учитывать нацеленность обучения на развитие школьников в целом, т.е. требует соблюдения определенных педагогических условий, которые включают освоение школьниками необходимых грамматико-стилистических умений.
Развитие письменной связной речи младших школьников будет эффек-тивным, если учитель:
- осознает принципиальное отличие сочинений-рассуждений от описа-ния и повествования;
- использует в своей работе схему рассуждения;
- регулярно (систематически) проводит работу по обучению написания сочинений-рассуждений.
А также учитель должен максимально учитывать общие возрастные и индивидуальные возможности и соблюдает педагогические условия.
Работу над развитием письменной речи необходимо вести в определен-ной системе.
Работу над развитием письменной речи надо начинать с 1 класса и опи-раться на развитие устной речи.
Обучение письменной речи младших школьников должно происходить в ситуациях словесного творчества и общения младших школьников.
Именно в начальных классах обучение сочинениям-рассуждениям является эффективным средством развития письменной связной речи, так как в младшем школьном возрасте представляется большие возможности для развития этих умений.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Университет», 1995. – 134 с.
2. Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении русскому языку//Начальная школа. – 2001. №6. – С.10-16.
3. Алиев Г.К. Учимся рассуждать//Русский язык в школе. – 1990. №3. – с.7-18.
4. Афонина Н.Г. Уроки развития речи 1-4 классов. – М.: Айрис-Пресс, 2001. – 174 с.
5. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка//Начальная школа. – 2004. №2 – С.3-6.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.2. Проблемы общей психологии/Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1982.
7. Выготский Л.С. Речь и мышление – М.: Просвещение, 1984.
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования – М.: Просвещение, 1981.
9. Гамезо. Возрастная и педагогическая психология. М.: Высшая школа, 1999.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1965.
11. Добромыслов В.А. Сочинения в школе//Русский язык в школе. – 1962. №2. – С. 52-55.
12. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи – М.: Просвеще-ние, 1977.
13. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспект – М.: Просвещение, 1981.
14. Зеленина Л.М. и др. Русский язык IV класс. – М.: Просвещение, 2000.
15. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М.: 1999.
16. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя – М.: Лиюка-Пресс, 1996. – 196 с.
17. Ковалева Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений//Начальная школа. – 2001. - №12. – С.16 – 21.
18. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся – М.: , 1975.
19. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподав-ния русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 464 с.
20. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся//Русский язык в школе. – 1985. №4. – С.24-28.
21. Львов М.Р. Работа надо сочинением в начальных классах: Посо-бие для учителя – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.
22. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.
23. Методика развития речи на уроках русского языка. Кн. для учителя/Под ред.Т.А.Ладыженской М.: Просвещение, 1991 – 240 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов./ В.С Мухина - М.: «Академия», 2002. – 456 с.
25. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ, 1974.
26. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
27. Полякова А.В. Русский язык для четырехлетней начальной шко-лы. М.: Просвещение, 2000.
28. Приступа Г.Н. Развитие речи учащихся: Метод. Пособие. – М.: Высшая школа, 1985. – 63 с.
29. Равенский Ю.И. Сочинения-рассуждения//Русский язык в школе. – 1970. №4. С.50-56.
30. Рамзаева Т.Г. Методическое письмо о роли учебника русского языка в развитии письменной связной речи младших школьников//Начальная школа, 1995. - №8. С.66-72.
31. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования//Начальная школа. 2003. - №11. С.14-92.
32. Речевые секреты: Кн. для уч-ля начальных классов/Под ред.Т.А.Ладыженской. М.: Просвещение, 1992. – 144 с.
33. Русский язык энциклопедия. М.: Просвещение, 1979.
Читать дальше