Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школе в разных видах ДОУ6
1.1. Подготовка детей к школе как психолого-педагогическая проблема6
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста9
Вывод по главе 117
Глава 2. Содержание, формы и методы подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в разных видах ДОУ18
2.1. Содержание деятельности по подготовке детей к школе18
2.2. Формы и методы подготовки детей к школе в разных видах ДОУ32
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников при подготовке детей к школе35
Вывод по главе 239
Заключение40
Список литературы43
Приложение 1 – Взаимодействие участников процесса в ДОУ46
Приложение 2 – Пример расписания занятий в Прогимназии47
Приложение 3-Программа подготовки детей к школе группа "Колокольчик"49
Читать дальше
В настоящее время основной организационной формой подготовки детей к школе являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. За последние годы число детей, охваченных дошкольным образованием, значительно увеличилось (по сравнению с группами кратковременного пребывания) в связи с предоставлением вне очереди мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Одна из проблем подготовки детей к школе, посещающих дошкольные образовательные учреждения, состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе. В результате показатели развития в разных программах несоотносимыдруг с другом. К тому же перечни этих показателей весьма обширны, что приводит к громоздким процедурам проверки или (что чаще) к формальному приписыванию их ребенку, искажающему действительное положение дел.
Вместе с тем при поступлении в школу ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Обычно это проверка частных умений и навыков (чтение, письмо, счет) и произвольно выбранные пробы из психодиагностических батарей тестов.
Итак, сложилась ситуация разрыва, с одной стороны, между показателями развития, используемыми в разных дошкольных образовательных программах, и, с другой стороны, между показателями развития, применяемыми на выходе из детского сада и при приеме ребенка в школу.
В то же время около 1 млн маленьких россиян не посещают дошкольные образовательные учреждения по целому ряду причин (недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др.).
В результате развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, в культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования (библиотеках, музеях, клубах, домах детского творчества и т. д.) стали функционировать группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе ведется и в домашних условиях родителями или гувернерами, а в семьях риска - социальными работниками.
Образовательная работа с детьми 5-7 лет в условиях кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений отличается от той работы, которая ведется в группах полного дня. Заведующие и педагоги, работающие с детьми, недооценивают значение детских видов деятельности, разнообразие форм их организации, которые позволяют развивать важнейшие личностные качества, коммуникативные навыки и познавательные интересы детей.
Не учитывается тот важный факт, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов детской деятельности и форм их организации, которые в совокупности обеспечивают все направления развития ребенка и создают целостный образ жизни старшего дошкольника.
Непонимание закономерностей целостного развития ребенка в период дошкольного детства часто приводит к тому, что в группах кратковременного пребывания ведутся только учебные занятия, а игра и различные виды свободной самостоятельной деятельности ребенка в кругу сверстников исключаются полностью.
Читать дальше
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков, 2-е издание, Издательство Михайлова В.А. С-Пб, 2006. - 364с.
2. Богуславская Т.Н. Апробация в учебно-воспитательном процессе Прогимназии модели содержания дошкольного образования на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000… М.: АПК и ППРО: УМЦ « Школа 2000...», 2009. ? 16 с.
3. Богуславская Т.Н. Дошкольное образование в педагогическом процессе Прогимназии на основе интеграционного подхода // Инновационные процессы в теории и практике современного дошкольного образования: Материалы Второй рос. (с международным участием) науч.- прак. конф. Октябрь 2011 года. – Владимир: ВлГУ, 2012, С.123-133.
4. Богуславская Т.Н. Развитие теоретических основ осуществления преемственности дошкольного образования и начальной школы (в отечественной педагогике начала ХХI века) // Преемственность в образовании. Электронный журнал. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// journal.preemstvennost.ru/.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. М.: Наука, 2001. - 443 с.
6. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребека к обучению в школе . М., 2003. - 328 с.
7. Головей, Л. А., Рыбалко, Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.
8. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. / С. Д. Забрамная. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 354 с.
9. Испандиярова Айгуль Мадияровна.Формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ в процессе обучения (аксеологический аспект).- Автореф.дис. ...канд.пед.наук. - Шымкент,2005. -28с.
10. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для ст-ов пед. ин-ов /Под ред. Л.Н.Литвина. М., 1989. 447 с.
11. Карелина, И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет / И. О. Карелина. – М.; Академия развития, 2006. – 144 с.
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999. - 338 с.
13. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии.-1996.
14. Кулагина, Н. Ю. Возрастная психология / Н. Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.
15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
16. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 2002. - 448 с.
17. Макарова, И. В., Крылова, Ю. Г. Педагог - психолог. Основы профессиональной деятельности / И. В. Макарова, Ю. Г. Крылова. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-МД, 2004. – 288 с.
18. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. / Т. Д. Марциновская. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
19. Микляева Н. В. , Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. Издательство: Айрис-Пресс, 2005.
20. Особенности психического развития детей 6 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ М.: Педагогика, 2002. 343 с.
21. Платонов, К. К. Занимательная психология. 2-е издание / К. К. Платонов. – М.: Просвещение, 2001. – 137 с.
22. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. 231 с.
23. Просвиркин В.Н. Технология преемственности образовательного учреждения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sdo-journal.ru/sdo/info/13408.html.
24. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М., 2000. 384 с.
25. Развитие личности ребенка от пяти до семи. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - Проект "Психология детства". - 600 с.
26. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Владос, 1997. - 290 с.
27. Ульянкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе//Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 62-69.
28. Шель И.Б. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами – условие развития и воспитания ребенка в современном мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-316530.html.
?
Читать дальше