Основное задание, которое выдвигается перед современными средствами массовой информации, – сбор и передача информации. Зачастую, исполняя свои прямые обязанности, журналисты сталкиваются с ситуациями балансирования на грани – между правовыми и этическими категориями.
Деятельность современных средств массовой информации регулируется на законодательном уровне Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «О средствах массовой информации». Остальные законы просто дополняют выше перечисленные.
Линию поведения СМИ во время предвыборных агитаций и самих выборов, кроме того, регулирует Указ Президента РФ «Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года» от 29 октября 1993 г. № 1792. Правда, касается он больше государственных средств массовой информации.
В условиях правовой неидеальности лучшим регулятором тактики поведения журналистов является самоцензура, которая базируется на таких категориях, как «профессиональная ответственность» и «профессиональная совесть».
«Профессиональная ответственность» – это зависимость между результатом профессиональной деятельности и последствиями, которые он может иметь для общества.
«Профессиональная совесть» – представления сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности.
Пытаясь выработать определенную стратегию поведения в конфликтных ситуациях, журналист должен учитывать такие факторы:
- непредвзятость публикаций;
- герой материла – это, прежде всего, личность;
- человек имеет право на неприкосновенность частной жизни;
- логика реальных событий – основа журналистского материла;
- жесткие правовые рамки.
Придерживаясь именно такой тактики поведения, журналист сможет обезопасить себя от излишних судовых исков и потери аудитории.
Подавая сенсационную информацию, журналист должен быть уверен в готовности аудитории получать, адекватно воспринимать и реагировать на нее.
Кроме того, журналист должен уметь просчитывать возможные результаты своих публикаций, и никоим образом не пытаться манипулировать аудиторией.
Самая первая задача всех средств массовой информации – сообщить о последних событиях, донести свежую информацию до каждого члена общества. Многие исследователи журналистики называют эту задачу коммуникативной. И это самое отличное её название. Ведь благодаря газетам, журналам, телевидению и радио, а в последнее время и интернету, между людьми происходит коммуникация. Второй наиважнейшей функцией можно назвать организаторскую. И хоть свои полномочия СМИ предпочитают не демонстрировать, таковых в их арсенале предостаточно. Наиболее ярко они проявляются во время осуществления каких-либо пропагандистски компаний, проведении круглых столов, телевизионных шоу с обязательным привлечением аудитории.
Средства массовой информации являются инструментом формирования социального пространства в современном мире. Структура повседневных знаний во многом задается именно масс-медиа, хотя знания, получаемые с их помощью, так же мимолетны и призрачны, как призрачны образы, проступающие на экране. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его с помощью новых фактов.
Роль СМИ в обществе довольно таки значительная. Они – одно из важнейших средств современной системы (и политической в том числе) любой станы. Они – столбы демократии, которые воспроизводят гласность и объясняют действительность. СМИ способны инструментализироваться политикой как в авторитарных системах, так и в демократических. Они создают также собственную часть политического процесса (которой, правда, тяжело управлять) благодаря журналистским расследованиям, функции критики, контроля и структурированности передачи.
Основными классифицирующими факторами СМИ являются:
- виды СМИ (пресса, радио, телевидение, интернет);
- типы (зависимо от канала коммуникации) – визуальные, аудиовизуальные, мультимедийные;
- территориальность;
- аудиторность;
- профильность;
- периодичность;
- форма собственности;
- направленность.
Структура системы СМИ есть элементарной базой и технологией взаимосвязи элементов системы. Взаимодействуя, компоненты системы создают медийную структуру СМИ – совокупность газет, журналов, ТБ и радиоканалов, программ телевидения и радиостанций, сетевых СМИ и информационных агентств.
Периодические и непериодические издания и такие, которые продолжают выходить, принадлежат к прессе как отдельного вида СМИ. В процессе развития системы СМИ цивилизацией создано телевидение, радиовещание, Интернет. При этом СМИ имеют:
- технологическую структуру;
- экономическую структуру;
- редакционную структуру;
- информационную структуру;
- структуру аудитории СМИ;
- организационную структуру.
Несмотря на то, что все они очень отличаются между собой, все-таки их принято объединять в единую систему массовой коммуникации, поскольку функции и структура коммуникативного процесса у них общие.
Определяют такие функции СМИ:
1. Функция информирования.
2. Функция артикуляции.
3. Функция социализации.
4. Функция критики и контроля.
5. Функция корреляции.
6. Функция обслуживания.
7. Функция развлечения.
8. Функция рекламы.