ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
1.1. Особенности развития познавательной сферы личности 4
1.2. Познавательная деятельность в младшем школьном возрасте 7
1.3. Задержка психического развития: понятия и типология 9
ГЛАВА 2. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 15
2.1. Особенности личности детей с ЗПР 15
2.2. Особенности памяти, внимания, восприятия при ЗПР 16
2.3. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР 19
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР 20
3.1. Организация и методы эмпирического исследования 20
3.2. Результаты диагностики особенностей развития когнитивной сферы детей с ЗПР 22
3.3. Анализ результатов и выводы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Читать дальше
В связи с болезненно измененным функционированием нервной системы, падением работоспособности, дети с задержкой психического развития отличаются сниженной познавательной активностью. Дети с нормальным развитием способны обратиться к взрослым с множеством вопросов о самых разнообразных вещах, с которыми они сталкиваются в жизни. Это свидетельствует о напряженном темпе нагромождения ими разнообразных знаний, о стремлении осмыслить окружающий мир. Дети с задержкой психического развития напротив - нелюбознательны. Они или мало обращаются к взрослым, или спрашивают о чем-то поверхностном, что не относится существенных отношений между вещами. Заботясь о развитии этих детей, взрослые должны взять на себя инициативу привлечения их внимания к разным явлениям окружающего, общего поиска известного-неизвестного, типичного-нетипичного или смешного, то есть общего («вслух») выполнения процедуры анализа информации, ее сопоставления с опытом ребенка и постановки вопроса с дальнейшим поиском ответа относительно непонятного.
В рамках эмпирического исследования было показано, что познавательная сфера детей с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками различается по всем изучаемым показателям: по соотношению кратковременной памяти, скорости переработки информации и концентрации внимания, уровню развития мышления, а также имеют более низкий уровень умственного развития.
Опыт работы с детьми с задержкой психического развития показал, что они в подавляющем большинстве имеют ряд способностей к практической деятельности, благодаря этому при благоприятных условиях могут достигать высокого уровня социальной адаптации.
Читать дальше
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
2. Волков Б.С. Психология младших школьников. - М, 2002-396 с.
3. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной; науч.-исслед. ин-т дефектологии Акадок. пед. наук СССР. - М: Педагогика, 1984. - 256 с.
4. Кузнецова, Л. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с ЗПР к школьному обучению: автореф. дис. канд. псих, наук / Л. В. Кузнецова. - М., 1986. - 16 с.
5. Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет – М., 2001.
6. Методика определения кратковременной памяти / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.88.
7. Савина Е.А. Введение в общую психологию. -М.:1998
8. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной . — СПб.: Речь, 2003. — 216 с
9. Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. / Дефектология. - 1980. - № 3.
10. Специальная психология: Психология / автор-составитель Е.А. Зоткина. –– Самара : Изд-во Универс-групп», 2007. – 212 с.
11. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород: НГПУ, 1994. - 230 с.
12. Шевченко, С. Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с ЗПР: авто-реф. дис. канд. док. пед. наук / С. Г. Шевченко. - М., 1982. - 16 с.
Читать дальше