ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………..………….................3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования тревожности и социометрического статуса в психологии…….…….…………………..………5 1.1.Основные теоретические подходы к пониманию тревожности в психологии……………………..………..……………………………….………..5 1.2.Возрастные проявления тревожности………………………………...........12 1.3.Социометрический статус как положение личности в системе межличностных отношений старших дошкольников………............................20 1.4.Тревожность и ее связь с социометрическим статусом старших дошкольников........................................................................................................28 Выводы по1 главе……………………………………………………..………....41 ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи тревожности и статусного положения старших дошкольников в группе сверстников…………………………………………..………….………..……...43 2.1.Организация, этапы и методы исследования взаимосвязи тревожности старших дошкольников с различным социометрическим статусом…………………………………..………….….......................................43 2.2.Количественный и качественный анализ результатов исследования тревожности старших дошкольников с различным социометрическим статусом……………………………..…………………….....…….......................45 Выводы по 2 главе………………………………..……………………………...49 ГЛАВА 3. Организация коррекционной работы по снижению уровня тревожности и повышению социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста………………………...……………................................51 3.1.Процедура применения и анализ коррекционно-развивающей работы…………………………...………………...…………………………..….51 3.2.Рекомендации воспитателям и родителям по работе с тревожными детьми……………………………………...………………………………….….53 Выводы по 3 главе………………...………………….………………….............56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..…………..…….............................................59 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….............63

Взаимосвязь тревожности и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа
Психология
79 страниц
100% уникальность
2013 год
151 просмотров
Налевайко А.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………..………….................3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования тревожности и социометрического статуса в психологии…….…….…………………..………5 1.1.Основные теоретические подходы к пониманию тревожности в психологии……………………..………..……………………………….………..5 1.2.Возрастные проявления тревожности………………………………...........12 1.3.Социометрический статус как положение личности в системе межличностных отношений старших дошкольников………............................20 1.4.Тревожность и ее связь с социометрическим статусом старших дошкольников........................................................................................................28 Выводы по1 главе……………………………………………………..………....41 ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи тревожности и статусного положения старших дошкольников в группе сверстников…………………………………………..………….………..……...43 2.1.Организация, этапы и методы исследования взаимосвязи тревожности старших дошкольников с различным социометрическим статусом…………………………………..………….….......................................43 2.2.Количественный и качественный анализ результатов исследования тревожности старших дошкольников с различным социометрическим статусом……………………………..…………………….....…….......................45 Выводы по 2 главе………………………………..……………………………...49 ГЛАВА 3. Организация коррекционной работы по снижению уровня тревожности и повышению социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста………………………...……………................................51 3.1.Процедура применения и анализ коррекционно-развивающей работы…………………………...………………...…………………………..….51 3.2.Рекомендации воспитателям и родителям по работе с тревожными детьми……………………………………...………………………………….….53 Выводы по 3 главе………………...………………….………………….............56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..…………..…….............................................59 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….............63
Читать дальше
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность яро выраженной становится уже в младшем школьном возрасте. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты.


Дипломная работа по гражданскому праву на заказ - это лучшее решение, если вы не хотите писать ее самостоятельно.


. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры [2]. Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений. Поступление ребенка в детский сад порождает специфические эмоциональные переживания. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в сад, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье старших до школьников, и на их поведении. Все больше растет зависимость старшего дошкольника не только от мнения взрослых (родителей и воспитателей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Как отмечает А.И.Захаров, в старшем дошкольном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми. Появление тревожности в старшем дошкольном возрасте приводит к тому, что крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе и оказываются в изоляции. Также причиной низкого социального статуса в группе могут являться их безынициативность из-за своей неуверенности в себе. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Все это говорит об актуальности исследования взаимосвязи тревожности и социального статуса у детей старшего дошкольного возраста. Знание причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения и статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с данной темой были определены цель, гипотеза, объект, предмет, задачи исследования. Цель исследования: изучение взаимосвязи тревожности с социальным статусом. Гипотеза исследования предполагает, что существует связь между социальным статусом ребенка в группе и личностными особенностями (тревожностью). Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и социального статуса у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1.Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме. 2.Исследовать особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и установить причины повышенной тревожности. 3.Провести экспериментальное изучение тревожности и социального статуса. Определить существует ли связь между тревожностью и социальным статусом. Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные идеи, концепции и подходы к определению тревожности авторов (Бариленко Н. В., Захаров А. И., Изард К., Коломинский Я.Л., Левитов Н.Д., Лютова Е.К, Монина Г.Б и др.). Проблемой страхов у детей старшего дошкольного возраста занимались учёные (Немов Р.С., Смирнова Е.О., Эберлейн Г. и др.) Много методов и приёмов для снятия тревожности старших дошкольников разработано у А.М. Прихожан. Структура работы выглядит следующим образом: введение, три главы, заключение, список литературы.

Читать дальше
Подводя итоги проведенному исследованию, необходимо отметить, что тревожность - одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу и школьному психологу. Большинство педагогов знают о проблеме повышенной тревожности и её влиянии на развитие ребёнка и поэтому предпринимают попытки снизить негативное воздействие повышенной тревожности: создают дружественную обстановку, благоприятный психологический климат, ситуации успеха, используют индивидуальный подход в обучении и воспитании. Всё это способствует снижению уровня тревожности. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный аспекты при доминировании последнего. В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы, было отмечено, что в психологии общепринято выделять тревожность личностную как устойчивое качество психики человека и ситуативную как временное состояние психики в виде реакций человека на возникшую угрозу. Таким образом, если ситуативная тревожность - это типичное состояние эмоциональной напряженности обусловленной конкретной ситуации, то личностная тревожность - это постоянная черта характера, проявляющаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку или тактику поведения и всей жизненной стратегии в целом. Личностная тревожность развивается из ситуативной (особенно если последняя часто переживается человеком), а также проявляется через неё. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Сопоставляя статусное положение каждого ребенка 2 «б» с присущим ему уровнем тревожности, были получены следующие результаты: из общего количества детей I статуса («звезды») 19% детей имеют низкий уровень тревожности и 15,2 % - средний уровень тревожности, 11,4 % - высокий уровень; из всех детей группы, находящихся во II статусе («предпочитаемые») 3,8 % детей имеют низкий уровень тревожности и 3,8 % имеют средний уровень тревожности, 7,6 % имеют высокий уровень тревожности; из всех детей III статуса («принятые») 7,6 % детей имеют высокий уровень тревожности, 7,6 % детей имеют средний уровень тревожности и 3,8 % детей имеют низкий уровень тревожности; из всех детей, находящихся в IV статусе («не принятые»), имеют высокий уровень тревожности – 15,2 %, низкий уровень – 3,8 %. Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено: 1. Дети с ярко выраженной тревожностью могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных. 2. Существует зависимость между социальным статусом ребенка и его эмоциональным благополучием. Дети с низким социальным статусом имеют множественные проявления эмоционального неблагополучия. Таким образом, было выявлено, что взаимосвязи между тревожностью и социальным статусом не существует. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что была эмпирически изучена связь между личностной тревожностью младших школьников и их социальным статусом. Результаты исследования могут быть использованы при работе с коллективом младших школьников, при работе по формированию полноценного, здорового коллектива.
Читать дальше
1. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии. - 1996. - №4. - С. 14-19. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 290 с. 3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: Владос-Пресс, 2001. - 160 с. 4. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина. - 1977. - 280 с. 5. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. - М.: Медицина. - 1977. - 198 с. 6. Детская психология /Под ред. Я. Л. Коломинского. - Минск: Ураждай, 1988. - 290 с. 7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Е. А. Панько и Я.Л. Коломинского. - Минск: 1997. - 237 с. 8. Запорожец А.В, Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуры эмоциональных процессов у дошкольников //Вопросы психологии. - 1977. - № 6. - С.17-22. 9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2000. - 448 с. 10. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Изд-во Союз, Лениздат. - 2000. - 336 с. 11. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.: Медицина. 1982. - 390 с. 12. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб: Гиппократ, 1995. - 126 с. 13. Изард К. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2001. - 512 с. 14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. - 128 с. 15. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. - Минск: Вышейша школа, 1984. - 280 с. 16. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: НПЦ, 1997. - 110 с. 17. Кузьмина М. Боязнь высоты, или 29 страхов. Учительская газета. 1999. 14 сентября (№ 37). - С. 12. - С. 4. 18. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 4-11. 19. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анцыферовой. - М.: Педагогика, 1978. - 168 с. 20. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1980. - 190 с. 21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. - 340 с. 22. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб: Речь, 2002. - 190 с. 23. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2. - С.39 47. 24. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. - М.-Воронеж: МОДЭК, 2001. - 320 с. 25. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. - М.-Воронеж: МОДЭК. 2000. - 256 с. 26. Немов Р.С. Психология. - В 3 кн. - М.: Владос, 1999. - Кн.3. - 440 с. 27. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М: Аст-Пресс, 2000. - 432 с. 28. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С.11- 17. 29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.-Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. - 304 с. 30. Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие /Ред.-сост. Г.А.Бурменская. - М.: УМК Психология, 2003. - 352 с. 31. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 240 с. 32. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования /Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с. 33. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 148 с. 34. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада //Дошкольное воспитание. - 1977. - № 2. - С. 21-24. 35. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе//Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 32-38. 36. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. - 368 с. 37. Смирнова Е.О, Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте//Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 25-29. 38. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. 160с. 39. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 200 с. 40. Толпышева Е. Что мы знаем о детском страхе?//Домашнее воспитание. - 1999. - № 4. - С. 14-16. 41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1999. - 280с. 42. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 510 с. 43. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семе. - М.: Педагогика, 1987. - 120 с. 44. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми//Вопросы психологии. - 1990. - №№ 1-2. - С. 14-18. 45. Фридман Л. М. Психология воспитания. - М: Сфера, 2000. - 208 с. 46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2009. 47. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с 48. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М: Знание, 1981. - 120 с. 49. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Педагогика, 1985. - 390 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image