ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. Анализ литературных источников по проблеме формирования фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 9 1.1 РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В НОРМЕ 9 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико- фонематическим недоразвитием 21 1.3. Особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием 28 Вывод по главе 1 38 Глава 2. Изучение фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 40 2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента ( 4-5 методик) 40 2.2 Анализ полученных результатов 46 Выводы по 2 главе 48 Глава 3. Формирование фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 49 3.1 Организация, методы, принципы работы, характеристика. 49 3.2 Основные направления логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 51 3.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 63 Вывод по главе 3 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76 Приложение 1 82 Приложение 2 126 Приложение 3 129 Приложение 4 131 Приложение 5 140 Приложение 6 142 Приложение 8 145 Приложение 9 148

Формирование фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

дипломная работа
Педагогика
150 страниц
100% уникальность
2013 год
171 просмотров
Харченкова Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. Анализ литературных источников по проблеме формирования фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 9 1.1 РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В НОРМЕ 9 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико- фонематическим недоразвитием 21 1.3. Особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием 28 Вывод по главе 1 38 Глава 2. Изучение фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 40 2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента ( 4-5 методик) 40 2.2 Анализ полученных результатов 46 Выводы по 2 главе 48 Глава 3. Формирование фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 49 3.1 Организация, методы, принципы работы, характеристика. 49 3.2 Основные направления логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 51 3.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 63 Вывод по главе 3 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76 Приложение 1 82 Приложение 2 126 Приложение 3 129 Приложение 4 131 Приложение 5 140 Приложение 6 142 Приложение 8 145 Приложение 9 148
Читать дальше
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Согласно современным научным представлениям ФФНР – относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незакон¬ченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т. к.


Не нужно писать реферат самому. Гораздо проще купить реферат по уголовному праву. Мы сделаем реферат по всем требованиям вашего учебного заведения!


. только после достижения определенного (стартового) уровня фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками письма и чтения. Многочисленными исследованиями Н. А. Никашиной, А. К. Марковой, Г. И. Жаренковой, Л., Г. А. Каше и др. было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учеными Р. Е. Левиной и Р. М. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие – несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп для детей с ФФНР, в которых большая роль отводится формированию фонематического восприятия. Проблема исследования. Полноценное развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР является одним из условий эффективности коррекции данных речевых нарушений, а также обучения и дальнейшей социализации в обществе детей данной категории. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной. Объект исследования. Фонематическое восприятие детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Предмет исследования. Система логопедического воздействия по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Цель исследования. Доказать, что рекомендованная нами система практических заданий для формирования и коррекции фонематического восприятия улучшает состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Гипотеза: Мы предполагаем, что, у детей с ФФНР будет отмечаться недоразвитие процессов фонематического восприятия, и что система практических заданий, по формированию и коррекции фонематического восприятия, предложенная нами приведет к улучшению фонематического восприятия у этих детей. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования: ? Провести теоретический анализ проблемы исследования. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии; ? Выявить состояние фонематического восприятия у детей 5 – 5,5 лет с ФФНР. ? Разработать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у данной категории детей с использованием специальных игр и упражнений; ? Апробировать разработанные методические рекомендации в экспериментальной группе детей 5 – 5,5 лет с ФФНР. ? Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности предложенных методических разработок в экспериментальной группе. Методологической и теоретической основой исследования явились положения: ? общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р), ? о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е. Лубовский В. И) ? работы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Н.А. Чевелевой, Ткаченко Т. А., посвященные воспитанию и обучению детей с ФФНР. Во время работы мы использовали следующие методы исследования: а) теоретический (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); б) социально-педагогический (наблюдение, беседы с детьми, изучение медико-педагогической документации); в) экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов); г) статистический (количественный и качественный анализ полученных данных); Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детский сад № 14.

Читать дальше
Фонетико-фонематическое недоразвитие это расстройство процессов связанных с формированием произношения у детей, страдающих различными речевыми нарушениями, которые были вызваны дефектами восприятия и произношения фонем. Самым часто встречающимся нарушением у детей 5-6 и 6-7 лет являются различные дефекты произношения звуков. Старший дошкольный возраст является непосредственной подготовкой к переходу ребёнка на дальнейший, крайне важный этап во всей его жизни – поступление в школу. Вследствие этого, одно из главных мест в системе работы с детьми 6-7 лет занимает подготовка к школе. Всем известно, что грамматически правильная речь это не только показатель того, что ребёнок готов к обучению в школе, но и залог успешности ребёнка в овладении грамотой и чтением. В основе письменной лежит устная речь, соответственно те дети, у которых наблюдается недоразвитие фонематического слуха, находятся в группе потенциальных дисграфиков (расстройство письма) и дислексиков (расстройство чтения). У детей с ффн фонематическое восприятие не достаточно сформировано, вследствие этого невозможно становление звукового анализа. Звуковым анализом называют процесс разделения различных звуковых комплексов (соединений звуков, слогов, слов) на составляющие их элементы в мысленном плане. Плюс ко всему происходит задержка лексико-грамматического развития. Дети с ффн могут иметь различный уровень недоразвития фонематического восприятия. Специалисты выделяют следующие его уровни: Первичный уровень характеризуется первичным нарушением фонематического восприятия. Предпосылки для освоения звукового анализа и уровень его действий развиты у детей не в полной мере. Соответственно на вторичном уровне наблюдается вторичное нарушение фонематического восприятия. Встречаются дефекты речевых кинестезий, которые возникают в результате анатомических нарушений речевых органов. Имеются нарушения нормального слухопроизносительного взаимодействия главных механизмов развития произношения. В фонетико-фонематическом недоразвитии речи традиционно выделяют несколько состояний: • затруднения при анализе тех звуков, произношение которых у ребёнка дефектно; • при сохранной артикуляции, ребёнок не может различить звуки, которые относятся к различным группам фонем; • неспособность установить наличие и правильный порядок звуков в слове. Перечислим главные проявления, которые характеризуют ффн. • Замена детьми некоторых звуков, более лёгкими по артикуляции. Например, звуки Л и Р заменяются звуками И и Л’. Есть и такие дети, которые меняют все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – Т, Т’, Д, Д’. Слово «сапоги» превращается в «тапоги», «шапка» изменяется на слово «тапка» и т.д. • Дети затрудняются дифференцированно произносить пары или группы звуков. Происходит замена одним звуков ещё двух или трёх звуков. Например, звук т’ вполне может послужить заменой трём звукам: с, ч, ш (тирень, тяйник, тярик вместо сирень, чайник, шарик). • Дети смешивают звуки, то есть неустойчиво используют ряд звуков в произношении различных слов. В некоторых словах ребёнок может правильно употреблять звуки, а в других менять их на слова близкие по артикуляции. Например, правильно произносимые звуки л, р и с в изолированном виде, в словах и фразах произносятся дефектно: «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску. • Искажённое произношение детьми некоторых звуков. Дети могут дефектно произносить от двух до четырёх звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не видеть различий между множеством звуков, относящихся к разным группам. Сильное недоразвитие фонематических процессов может хорошо маскироваться под относительно правильным звукопроизношением. Все перечисленные выше особенности могут возникать в сочетании с другими нарушениями произношения, такими как «горловой» звук р, «зубной» или «боковой» звук с и др. Крайне важно вовремя выявить детей, у которых имеется фонетико-фонематическое недоразвитие речи, организовать специальное обучение, направленное на его преодоление в повседневной жизнедеятельности ребёнка. Это позволяет справиться с речевым нарушением и, что крайне важно, наилучшим образом подготовить ребёнка к обучению в школе. Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития осуществляется благодаря целенаправленной работе логопеда по исправлению дефектов звукопроизношения, а также фонематического недоразвития. В процессе работы, которая включает специально организованные коррекционные занятия, логопед обучает таких детей умению узнавать и соответственно различать звуки, входящие в состав родного языка, вырабатывает их правильные уклады, фиксирует верное произношение звуков и их различение в свободной речи, развивает умение совершать звуко-слоговой анализ слов, что в будущем поможет ребенку избежать стойких ошибок в ходе усвоения письменной речи. Вся коррекционная работа с ребёнком, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие должна вестись как на специально организованных для этого занятиях, так и в повседневной жизни. В лучшем случае дети с ффн должны получать квалифицированную помощь логопеда, и психолога, нужно стараться создать единый подход к ребёнку в процессе коррекционной работы. Так как именно комплексная, слаженная работа всех специалистов, работающих с ребёнком, создаст все условия для успешного преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи. Анализ литературных источников показал, что в литературе достаточно подробно раскрыты вопросы онтогенеза фонетико-фонематической стороны речи, характерные признаки ФФНР и особенности речи детей с этим нарушением, однако недостаточно систематизирована информация по развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР. Развитие фонематического восприятия имеет важное значение в системе обучения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, т. к.: Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. И самое важное – только после достижения определенного уровня фонематического восприятия ребёнок может овладеть звуковым анализом и синтезом, а следовательно навыками чтения и письма. В настоящей работе в ходе констатирующего эксперимента, было выявлено нарушение фонематического восприятия у детей 5 – 5,5 лет с ФФНР. На основании систематизации работ Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной, Ткаченко Т. А., Александровой Т. В. нами был предложен и апробирован комплекс игр и устных заданий для формирования и коррекции фонематического восприятия у данной категории детей. Существенные различия, выявленные у детей экспериментальной и контрольной групп, подтвердили эффективность предложенной нами системы по формированию и коррекции фонематического восприятия у детей 5 – 5,5 лет с ФФНР. Таким образом, разработанная система логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР может широко применяться логопедами медицинских и образовательных учреждений; она повышает качество и прочность результатов коррекционно-логопедического воздействия и позволяет более эффективно готовить детей к школьному обучению. Перспективы исследования заключаются в дальнейшей разработке, уточнении и применении описанных методов в коррекционном обучении детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Читать дальше
е) Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил ж) Базжина Т. В. Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Изд. Московского университета, 1985. з) Бельтюков В. И. О закономерностях развития речевой фун¬кции в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. и) Белякова Л. И. , Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М.: В. Секачев, 1998. к) Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968. л) Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети // Советский спорт 2004. м) Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. - М.: Астрель, 2006. н) Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.- М.: Просвещение,1987. о) Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Владос, 2004. п) Волкова Л. С., Голубева Г. Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. – 1995. – № 2. р) Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991- 480 с. с) Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 2. М.: Педагогика. 1989- 540 с. т) Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008. у) Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: 1985. ф) Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод. пособие. - М.: Соц. Полит. журн., 1994. х) Каше Т. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М.: Просвещение. ц) Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: 2002. ч) Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребёнок учится говорить, У-Фактория, 2006. ш) Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. – 224 с. щ) Леонтьев А. Л. Исследование детской речи // Основы тео¬рии речевой деятельности. - М., 1974. ы) Лепская Н. И. Речевое развитие ребенка э) Логопедия: учебник для студ. дефектологических факультетов пед. высш. учебн. заведений под ред. Л. С. Волковой. М.: Владос, 2008. ю) Львов М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248 с. я) Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - СПб.: Питер, 2008. аа) Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. (Коррекционная педагогика) бб) Нищева Н. В. Речевая карта ребёнка с ОНР СПб.: «Детство – пресс» 2003. вв) Носиков С. М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Изд. Московского университета, 1985. гг) Орфинская В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена. – 1946. дд) Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. ее) Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной М.: «Просвещение» 1967. жж) Парамонова Л. Г. Логопедия для всех, М.:, АСТ, 1997. зз) Правдина О. В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических факультетов педвузов. М.: «Просвещение»,1969. ии) Рау Ф. Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей // Дефектология, 1977. - №3. кк) Салахова А. Д. Звуковой состав лепета слышащего ребенка // Дефектология. – 1971. лл) Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 32 с. мм) Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4 – 5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. нн) Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд. Института психотерапии, 2001. - 240 с. оо) Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образова¬тельного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2002. — 32 с. пп) Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.) рр) Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение,1989. сс) Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» - М.: Просвещение,1989. тт) Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение,1988. уу) Цвирко О. Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей. Барнаул: 2008. стр. 6 фф) Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб. пособие. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с. хх) Чистович Л. Ф., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей. СПб.: Петербург-XXI век, 1996. цц) Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. чч) Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления / Отв. ред. Б. М. Теплов. – М.: – Л., 1948. шш) Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: 1969. щщ) Якобсон Р. Избранные работы. - М.: 1985. ыы) http://www.boltun-spb.ru/sluh.html
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image