Оглавление Введение 2 Глава 1. Политико-правовые основы деятельности Европейского Союза в сфере надежности поставок энергоресурсов 5 1.1. Компетенция Европейского Сообщества в области энергетики 5 1.2. Понятие надежности поставок энергоресурсов 25 1.3. Проблема надежности поставок энергоресурсов в политике Европейского Союза 35 Глава 2. Анализ нормативно-правовых предписаний Европейского Союза в сфере правовой надежности поставок энергоресурсов 46 2.1. Правовая надежность поставок в нефтяной сфере 46 2.2. Правовая надежность поставок в газовой сфере 64 2.3. Правовая надежность поставок в электроэнергетической сфере 69 Глава 3. Международно-правовой аспект надежности поставок энергоресурсов в Европейский Союз 77 3.1. Вопросы надежности поставок энергоресурсов в правилах системы ГАТТ/ВТО 78 3.2. Договор к Энергетической Хартии и надежность поставок 82 3.3. Вопросы надежности поставок энергоресурсов в двухсторонних договорах Европейского Союза 93 Заключение 97 Список литературы 100

Международно-правовое регулирование энергетического отношения Евросоюза

дипломная работа
Право
0 страниц
100% уникальность
2013 год
105 просмотров
Стас К.
Эксперт по предмету «Международное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 2 Глава 1. Политико-правовые основы деятельности Европейского Союза в сфере надежности поставок энергоресурсов 5 1.1. Компетенция Европейского Сообщества в области энергетики 5 1.2. Понятие надежности поставок энергоресурсов 25 1.3. Проблема надежности поставок энергоресурсов в политике Европейского Союза 35 Глава 2. Анализ нормативно-правовых предписаний Европейского Союза в сфере правовой надежности поставок энергоресурсов 46 2.1. Правовая надежность поставок в нефтяной сфере 46 2.2. Правовая надежность поставок в газовой сфере 64 2.3. Правовая надежность поставок в электроэнергетической сфере 69 Глава 3. Международно-правовой аспект надежности поставок энергоресурсов в Европейский Союз 77 3.1. Вопросы надежности поставок энергоресурсов в правилах системы ГАТТ/ВТО 78 3.2. Договор к Энергетической Хартии и надежность поставок 82 3.3. Вопросы надежности поставок энергоресурсов в двухсторонних договорах Европейского Союза 93 Заключение 97 Список литературы 100
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Европейский Союз является основным направлением экспорта для российских энергоносителей. Доля поставок нефти и газа в страны Евросоюза составляет почти две трети общего объема экспорта этих энергоресурсов из России. В то же время, российские поставки нефти и газа покрывают около четверти потребления ЕС, который в настоящий момент является наряду с США крупнейшим мировым импортером энергоресурсов. При этом доля импорта в энергетическом балансе интеграционного объединения имеет тенденцию к росту. Показатели товарообмена и инвестиций в энергетической отрасли свидетельствуют о высокой степени взаимосвязи экономик России и Европейского Союза. Таким образом, правовые предписания ЕС, регулирующие данную отрасль, неизбежно затрагивают интересы России и значительной части отечественных предприятий. Существенная доля импорта энергетических ресурсов в общем объеме энергопотребления ЕС обуславливает принятие ряда мер, в том числе правовых, которые направлены на уменьшение негативных последствий зависимости от поставок извне, будь то рост цен или физические перебои в поставках. Проблема обеспечения надежности поставок энергоносителей приобретает большое значение для стабильного функционирования всей экономики Европейского Союза.


Если нужно срочно заказать контрольную работу в москве в Екатеринбурге , воспользуйтесь сервисом Work5.


. Этот вопрос не может быть решен государствами по отдельности, что обуславливает необходимость совместных решений, действий и общих норм на уровне всего интеграционного объединения. В юридическом плане это означает увеличение количества и повышение значимости правовых предписаний в области устойчивости энергоснабжения, принимаемых на коммунитарном уровне. Принимая во внимание активизацию в последние десятилетия процессов построения единого энергетического рынка, обеспечение надежности поставок энергоресурсов является ключевым элементом энергетической политики данного интеграционного объединения. В то же время, наблюдается целый ряд противоречий между такими ориентирами как открытие и либерализация рынков, с одной стороны, и устойчивость энергоснабжения - с другой. В Европейском Союзе постоянно идет поиск правовых решений, направленных на установление надлежащего баланса указанных ориентиров. Учитывая обозначенную взаимосвязь и взаимозависимость экономик России и Европейского Союза в энергетической сфере, исследование правового регулирования надежности поставок энергоресурсов в Европейском Союзе представляется очень актуальным для нашей страны. Знание правовых аспектов функционирования энергетики в ЕС является практически важным для российских предприятий, сотрудничающих с европейскими партнерами в этой отрасли. Как поставщики энергоресурсов, так и компании, заинтересованные в инвестировании в энергетику ЕС должны оценить новые риски и возможности, которые несет динамично развивающееся европейское энергетическое право. Степень разработанности темы в научной литературе. В отечественной литературе до настоящего времени не проводилось комплексного исследования правовых аспектов обеспечения надежности поставок энергоресурсов в Европейском Союзе. Отдельные аспекты данной темы рассматривались фрагментарно в трудах российских специалистов в области энергетической политики и экономики С.З.Жизнина, А.А.Конопляника, Н.В.Миронова, А.А.Шкуты. В российской юридической литературе некоторые вопросы затронуты в учебниках по европейскому праву под редакцией С.Ю.Кашкина и Л.М.Энтина, монографиях М.М.Бирюкова, А.И.Перчика и С.А.Сосны. Предметом исследования является комплексный анализ механизмов нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с обеспечением надежности поставок энергоносителей в Европейский Союз. Объектом исследования являются материальные и формальные источники права Европейского Сообщества и общего международного права. Целью дипломной работы является комплексное исследование правового регулирования обеспечения надежности поставок энергоресурсов в Европейском Союзе. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: 1. Определение сферы компетенции Европейского Сообщества применительно к энергетике. 2. Определение понятия надежности поставок энергоресурсов. 3. Анализ политических установок Европейского Союза в сфере надежности поставок энергоресурсов. 4. Установление правового содержания мер по обеспечению надежности поставок в нефтяной сфере ЕС. 5. Установление правового содержания мер по обеспечению надежности поставок в газовой сфере ЕС. 6. Установление правового содержания мер по обеспечению надежности поставок в электроэнергетической сфере ЕС. 7. Определение механизмов обеспечения надежности поставок в правилах ГАТТ/ВТО. 8. Определение механизмов обеспечения надежности поставок в Договоре к Энергетической Хартии. 9. Определение механизмов обеспечения надежности поставок в двусторонних договорах Европейского Сообщества. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Читать дальше
Одним из многосторонних международно-правовых механизмов обеспечения энергетической безопасности на пространствах Европы в настоящее время выступает Энергетическое сообщество. Данное межгосударственное объединение существует с 25 октября 2005 г., когда в г. Афины (Греция) был подписан Договор, учреждающий Энергетическое сообщество (далее - ДЭС) . Сторонами в данном договоре стали Европейская комиссия и страны Южной и Восточной Европы, не являющиеся членами ЕС (Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Черногория, Хорватия и Косово под администрацией ООН). ДЭС вступил в силу 1 июля 2006 г. За прошедший период состав участников ДЭС расширился. В 2009 г. членами объединения стали Украина и Молдова. Следует отметить, что далеко не все страны ЕС участвуют в Договоре. Всего 14 государств из 27 в настоящее время присоединились к документу. Это Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Италия, Кипр, Нидерланды, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Франция. Наблюдателями при ДЭС являются Грузия, Норвегия и Турция. С точки зрения правовой формы Энергетическое сообщество представляет собой международную организацию, построенную по принципам Европейских сообществ. Учитывая, что основным инициатором создания была Европейская Комиссия, принцип организационного построения и совместной деятельности был заимствован из наиболее удачных общеевропейских организационно-экономических проектов. Следует особо подчеркнуть, что ДЭС не является в полной мере равноправным "классическим" международным договором, в котором конечное его содержание есть результат согласования воли сторон. Речь идет о том, что ДЭС закрепляет отдельные условия, которые не могут быть изменены при вступлении новых членов, и которые не являются продуктом их участия в правотворческом процессе. Они или принимают такие условия, или стать участниками Энергетического сообщества не могут. В принципе при процедуре присоединения к международному договору новые участники также, как правило, лишены права менять его и выдвигать собственные условия (кроме оговорок). Однако в случае с ДЭС уже при заключении данного соглашения 25 октября 2005 г. его участники, не являющиеся членами Европейского союза, были поставлены в положение, когда они были вынуждены выполнять нормативные акты ЕС, в принятии которых совершенно не участвовали. Например, статья 11 ДЭС закрепляет, что "...под достижениями Сообщества в области энергетики, для целей настоящего Договора, следует понимать положения Директивы 2003/54/ ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 июня 2003 г., касающейся общих правил внутреннего рынка электроэнергии; Директивы 2003/55/ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 июня 2003 г., относительно общих правил на внутреннем рынке природного газа, и Правила 1228/2003/EC от Европейского Парламента и Совета от 26 июня 2003 года об условиях доступа к пограничным сетям в обмен на электроэнергию". Аналогичным образом в соответствии с ДЭС государства-участники должны понимать "достижения Сообщества в области окружающей среды". В тексте договора имеется отсылка к соответствующим Регламентам и Директивам Европейского союза. Более того, ДЭС устанавливает обязательства для государств, не являющихся членами ЕС, имплементировать в свое законодательство положения отдельных Директив и Регламентов ЕС. То есть им предлагается реализовывать на своей территории и в своем национальном законодательстве обязательства, которые они фактически не принимали на себя в договорном порядке. Так, ст. 20 устанавливает, что "...каждая Договаривающаяся Сторона представляет на рассмотрение Европейской комиссии в течение одного года подтверждение вступления в силу настоящего Договора, а также план реализации Директивы 2001/77/EC Европейского Парламента и Совета от 27 сентября 2001 г. по вопросу о поощрении электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии на внутреннем рынке электроэнергии и Директивы 2003/30/EC Европейского Парламента и Совета от 8 мая 2003 г. об использовании биотоплива и других возобновляемых видов топлива для транспорта. Европейская комиссия должна представить план каждой из Договаривающихся Сторон Совету министров на утверждение...". Таким образом, Договор энергетического сообщества институализировал процесс приобретения "энергетическими" регламентами и директивами Евросоюза экстерриториального действия, т.е. их распространения на третьи страны. Разумеется, такое распространение стало возможным только при согласии этих стран. Однако с юридической точки зрения данная ситуация нетипична и требует специального анализа природы проявившейся экстерриториальности.
Читать дальше
1. Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения международных споров (конфликтов). — Л., 2005. 2. Бараташвили Д.И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве. — М., 2008. 3. Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. — М., 2010. 4. Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. — М., 2008. 5. Бородин В.В., Гидирим В.А. Налоговые аспекты инвестирования за рубежом // Нефтегаз, Энергетика и Законодательство. Ежегодник. Выпуск 4 (2004-2005 гг.). М., 2005. 6. Белый А.В. Энергетическая политика ЕС // Безопасность Евразии. 2008. Январь. 7. Блинкова Е.С. Энергетическая хартия как акт международного энергетического права // Внешнеторговое право. № 2 (3) - М.: Юрист, 2004. С. 27-30. 8. Боровская О.В. Правовое регулирование транзита энергоресурсов в европейском политическом контексте. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 9. Боровская О.В., Фоменко О.В. Европейская энергетическая хартия: проблемы правовой защиты государства и инвесторов // Современное право. М., Новый Индекс. 2005. № 8. С. 9-13. 10. Вальде Т., Конопляник А. Договор к Энергетической хартии и его роль в мировой энергетике // Нефть, газ и право. Журнал правовой и коммерческой информации в области недропользования и энергетики. М.: Нефть, газ и право, 2008, № 6. - С. 56-61 11. Вершинин, А. П. Энергетическое право :Учебно-практический курс. СПб.,2007. 12. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. Введение и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Краткий учебный курс. М., Норма. 2011. 13. Вершинин А.П. Понятие и особенности энергетического права // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. СПб., ООО "Универ. издат. консорц. "Юридическая книга". 2009. № 2. С. 168-183. 14. Вершинин А.П. Система и систематизация российского законодательства об энергетике // Правоведение. СПб., Изд-во С.-Петербург. ун-та. 2009. № 2. С.37-52. 15. Володин О.Н. Идея "сплочения ЕС" в договоре к европейской Энергетической хартии 1994 г. // Международно-правовые чтения. - Воронеж: Издательско-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2008, Вып. 6. - С. 182-186. 16. Володин О.Н. Расширение внешнеполитических полномочий ЕС - одна из идей единой европейской энергетической политики // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, № 2. - С. 15-19 17. Гудков И.В. Договор к Энергетической хартии в контексте отношений Россия - ЕС: инвестиции, торговля, транзит // Энергетическое право. № 1. М., Юрист, 2007. С. 17-30. 18. Гудков И.В. Отношения между Россией и Европейским Союзом в энергетической сфере: некоторые политико-правовые аспекты // Нефтегаз, Энергетика и Законодательство. Ежегодник. Выпуск 7 (2007-2008 гг.). М., 2008. 19. Гудков И.В. Российский концептуальный подход и Договор к Энергетической хартии // Нефть, газ и право. М., 2010. № 1. 20. Гладков А.А. Правовые проблемы и последствия принятия ФЗ "Об экспорте газа" // Нефтегаз, Энергетика и Законодательство. Ежегодник. Выпуск 6 (2006-2007 гг.). М., 2007. 21. Голомолзин А.Н. Международно-правовые обязательства государства и деятельность компаний топливно-энергетического комплекса: вопросы недискриминационности // Нефтегаз, Энергетика и Законодательство. Ежегодник. Выпуск 2 (2002-2003 гг.). М., 2003. 22. Гудков И.В. Тарифное регулирование услуг по транспортировке газа: российский и европейский опыт // Московский журнал международного права: Энергетика и право: трубопроводный транспорт. Специальный выпуск. М., 2006. С. 213-223. 23. Гудков И.В. Трансграничные трубопроводы: некоторые аспекты правового регулирования // Нефть, газ и право. Журнал правовой и коммерческой информации в области недропользования и энергетики. М., 2008. № 6. С.30-42. 24. Клемин А.В. Европейский энергетический рынок (старые цели и уже не новые методы) // Актуальные проблемы экономики и права. Казань. 2009. № 2 (10). С.178-191. 25. Клемин А.В. Об экономическом плюрализме, либерализации энергетики и Европейской Энергетической Хартии // Актуальные проблемы экономики и права. № 4 (8) Казань. 2008. С. 228-241. 26. Международно-правовое регулирование отношений недропользования: Сб. межд. правовых актов. // Сост. Н.А. Сыродоев, О.М. Теплов, М.В. Веремеева, И.И. Толстых. - М.: Изд-во "Олита", 2005. 27. Международное торговое право. Под ред. Попондопуло В.Ф. М., 2005. 28. Международное право: Учебник. / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. — 3-е изд., перераб. — М., Норма, 2010. 29. Международно-правовые основы недропользования: Учебное пособие / Отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М., 2007. 30. Попондопуло В.Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Правоведение. 2007. № 3. С. 3-12. 31. Попова А.А. Вопросы контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение // Нефтегаз, Энергетика и Законодательство. Ежегодник. Выпуск 8 (2008-2009 гг.). М., 2009. 32. Селиверстов С.С. Правовые аспекты обеспечения надежности поставок энергоресурсов в Европейском Союзе. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 33. Селиверстов С.С. Реформа газового рынка в ЕС: Энергетика и право: правовой режим природных ресурсов // Московский журнал международного права: Энергетика и право: правовой режим природных ресурсов. Специальный выпуск. - М.: Междунар. отношения, 2005. - С. 57-65. 34. Смирнов Д.Л. Правовая основа "общей политики" ЕС в энергетической сфере // Московский журнал международного права. М., Междунар. отношения. 2006. №1. С. 145-152. 35. Филимонова М.В. Источники современного международного права. — М., 2007. 36. Филиппов С.В. Оговорки в теории и практике международного договора. — М., 2008. 37. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. — М., 2008. 38. Черниченко С.В. Объединенная Германия: продолжатель или правопреемник прежней // Дипломатический ежегодник. — М., 2006. 39. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х т. Том 1. Современные теоретические проблемы. — М., 2009. 40. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х т. Том 2. Старые и новые теоретические проблемы. — М., 2009. 41. Шатров В.П. Международное экономическое право. — М., 2010. 42. Шатров В.П., Шилтах В.Х. Неправомерные договоры и международное право: Учебное пособие. — М., 2006. 43. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions “Energy 2020. A strategy for competitive, sustainable and secure energy”. Brussels, 10.11.2010 COM (2010) 639 final. 44. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions “Energy Infrastructure priorities for 2020 and beyond – A Blueprint for an integrated European energy network”. Brussels. COM (2010) 677/4. 45. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions “Second Strategic Energy Review. An EU Energy Security and Solidarity Action Plan”. Brussels, 13.11.2008 COM (2008) 781 final. Данный документ одобрен Европейским советом в марте 2009 года. 46. Программа TEN-e основана на следующем нормативно – правовом акте:Decision No 1364/2006/EC of the European Parliament and of the Council laying down guidelines for trans-European energy networks and repealing Decisions No 96/391/EC and No 1229/2003/EC // OJ L 262/1 [2006]. Бюджет программы определен следующим регламентом ЕС: Council Regulation No 2236/95 of 18.09.1995 laying down general rules for the granting of Community financial aid in the field of trans-European networks // OJ L 228/1 [1995] (с учетом последующих изменений). 47. Annex 1 to Decision No 1364/2006/EC of the European Parliament and of the Council laying down guidelines for trans-European energy networks and repealing Decisions No 96/391/EC and No 1229/2003/EC // OJ L 262/1 [2006]. 48. Regulation No 994/2010 of the European Parliament and of the Council concerning measures to safeguard security of gas supply and repealing Council Directive 2004/67/EC.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image