1. Методы социально-психологических исследований………………5
1.1. Проблемы методов социально-психологических исследований…5
1.2. Общая характеристика методов социально-психологических исследований………………………………………………………………………8
2. Методы социально-психологических исследований коммуникативной компетентности малой группы…………………………..14
2.1. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии ………………………………………………………14
2.2. Коммуникативная компетентность малой группы, методы ее исследования……………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы ……………………………………………………..30
Читать дальше
Проблема исследования малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к социально – психологическому исследованию малых групп возник немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Выделяют три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа "групповой динамики".
Коммуникативная компетентность малой группы рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностики компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в коммуникативных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики коммуникативной компетентности
Целостная диагностика коммуникативной компетентности, или оценка ресурсов коммуникативного акта, предполагает анализ системы внутренних средств, обеспечивающих планирование действия. При оценке компетентности применяются различные количественно-качественные характеристики решения, среди которых основное место занимает такой показатель, как число различных видов конструктивных решений
Диагностика потенциалов коммуникативной компетентности малой группы в этом аспекте может осуществляться с помощью следующих методик: определение коммуникативно-характерологических особенностей личности, коммуникативной социальной компетентности, коммуникативной толерантности, психической устойчивости в межличностных отношениях, низкой импульсивности, агрессивности, конфликтности и др.
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
2. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М., 1992.
3. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с
4. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
5. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
6. Жуков Ю. М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
8. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с
9. Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. М., 1980.
10. Лекции по методике конкретных социальных исследований.. М., 1972.
11. Леонтьев А. Н. Деятельносгь. Сознание. Личность. М., 1975.
12. Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы, М., 1991.
13. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
14. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.-412с.
15. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.
16. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. М., 1972.
17. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
18. Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с.
19. Саганенко Г. Н. Социологическая информация. Л., 1977.
20. Свенцицкий А., Семенов В. Е. Социально-психологическое исследование // Методы социальной психологии. Л., 1977.
21. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
22. Московией С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
23. Щедрина Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979.
24. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Самара, 1995.
25. Ярошевский М. Г. Психология XX столетия. М., 1974.
Читать дальше