Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.
Важную роль в дальнейшем становлении ребенка, как личности, играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Ведь владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми.
Непонимание другого человека – причина страха, отчужденности, враждебности. Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать себя, обретать друзей. А благодаря работе мышц и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.
Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это – прямой путь к полноценному общению.
Тревожность – серьезный эмоциональный и личностный барьер, осложняющий жизнь ребенка и его полноценное развитие. Тревожность влияет на психическое и физическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.
Если у младенцев страх вызывается только сильным звуком или потерей опоры, то у дошкольников его причинами может выступать множество не только биологических, но и социальных факторов. Именно социальные факторы нужно учитывать при разработке и проведении коррекционных программ. Кроме того, на следующем возрастном периоде, как утверждают психологи, при поступлении ребёнка в школу, количество социогенных страхов будет возрастать. Значит, социально-психологическая коррекционная работа должна ещё и брать выполнять профилактические функции, не допускать наслоение страхов друг на друга, предотвращать формирование невроза и школьной дезадаптации в будущем. Кроме того, работу необходимо проводить с учётом ведущей деятельности дошкольного периода, включать в неё широкий арсенал игр, упражнений, заданий, которые объединяются в целостный, интегративный подход. Социально-педагогическая работа с ребёнком должна также строится с учётом участия родителей.
Необходимо не только оптимизация отношений в группе сверстников и проигрывание актуальных страхов и переживаний, но и создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции. Всё это способствует значительному улучшению социальной ситуации развития ребёнка и снижению уровня детской тревожности, уменьшения страхов и опасений.
Практическая значимость проделанной работы состоит, в том, что предлагается комплексная программа развития эмоций у дошкольников. Показывается необходимость включения в программу игровых техник, арттерапевтических методик (проективных графических тестов), психогимнастических упражнений, элементов сказкотерапии, способствующих ослаблению напряжённости, снятию общей тревожности, проработке и отреагированию страхов.
Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически всем российским детям требуется та или иная психологическая поддержка, поскольку они находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Это нестабильность экономическая, политическая, ценностная, в результате которой у детей появляется так называемый «страх взросления».
Это безудержный поток информации, которую дети не всегда успевают «переварить» и зачастую воспринимают неправильно. Это неконтролируемый процесс использования современных технических устройств, таких, как компьютеры, сотовые телефоны. Ведь именно сегодня наши дети, как никогда ранее, испытывают дефицит в полноценном общении. В век технического прогресса люди все меньше общаются друг с другом, отдавая предпочтение просмотру телевизионных передач, виртуальному общению, общению по телефону, постепенно утрачивая способность искренне выражать свои эмоции.
Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, как на смену добрым сказочным героям, пришли герои из мультсериалов-боевиков, как исчезает среди детей такое понятие, как «групповая сплоченность», сопереживание, симпатия, заметно увеличилось число тревожных и агрессивных детей. Известно, что дошкольный возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в этом возрасте наблюдается бурный рост в эмоциональном развитии, появляется способность детей управлять своими эмоциями, возникает потребность в общении, уважении творческой активности. Поэтому важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем из наших детей выросли психологически здоровые личности, умеющие полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.
Я считаю, что работа в данном направлении должна осуществляться не только специалистом-психологом, но и педагогами, воспитателями, родителями. В нашем детском саду знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой.
Ценность таки занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
Старшие дошкольники, воспитывающиеся в семье, значительно быстрее, четче, увереннее распознают эмоциональное состояние человека как по изображению на рисунке, так и по заданной ситуации. Они быстрее, чем старшие дошкольники из детского дома, распознают по лицам на рисунках эмоции радости, печали, страха, гнева. Дети из детского сада справляются с заданием изобразить эмоции человека по задаваемой ситуации значительно успешнее в сравнении с детьми из детского дома.
Распознание эмоций детьми из детского дома происходит легче по лицевой экспрессии, мимике, чем по предложенным ситуациям. Распознание эмоций по ситуации чаще у них неадекватное ситуативно-конкретное: дети в этом случае либо вообще не распознают эмоции, либо делают грубые ошибки, либо распознают эмоции человека только после существенных подсказок со стороны взрослого. Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации специальной работы с дошкольниками в плане развития у них способности понимать эмоциональные состояния другого человека, эмоциональной отзывчивости к переживаниям людей.
Анализ литературы позволяет утверждать, что определяющее значение для развития понимания ребенком эмоций человека имеет характер отношений в семье, в которых этот ребенок воспитывается. Эмоциональная отзывчивость, способность адекватно воспринимать эмоции других людей и верно реагировать на них в значительной степени обусловлены особенностями социального опыта ребенка, социальными условиями, в которых он растет. Ребенку необходим «эмоциональный комфорт», оптимальный для него уровень удовлетворения потребности в эмоциональном контакте. Не только недостаток, но и избыток тепла и ласки лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых.
Можно назвать следующие приемы и способы, использование которых в воспитательном процессе способствует развитию способности ребенка понимать другого человека: имитация экспрессии и подражание выражениям различных переживаний воспринимаемого человека; графические зарисовки и их распознавание вместе с взрослым; озвучивание, оживление картинок с высказываниями от имени изображенных персонажей о соответствующих им эмоциональных состояниях; придумывание рассказов в связи с конкретными эмоциональными состояниями человека; подбор обобщающих названий к рассматриваемым изображениям; сравнение различных эмоций человека и одинаковых, но переданных различно; сопровождение восприятия изображений человека музыкой, соответствующей его состояниям.
Ознакомление детей с фундаментальными эмоциями должно осуществляться как в процессе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям, развивается способность к эмоциональной децентрации.
Понимание эмоций других людей детьми дошкольного возраста имеет большое значение для становления полноценной личности, для становления эффективного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Социальные условия, а именно воспитание ребенка в полной семье или вне ее (в детском доме), откладывают отпечаток на способность детей распознавать и понимать эмоциональные состояния других людей.