Поможем написать диссертацию на заказ в Тюмени Просто заполните форму на сайте Work5.
. Взападной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме – развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. По мнению Р. Дрейкуса, родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства, и по этойпричинеавторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Психологи различных направлений и ориентаций посвятили свои работы проблемам роди-тельско-детских отношений. Среди них известные имена – А. Адлер, Р. Дрейкус, А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон,К.Роджерси многие другие. В последние годы наметился рост интереса к проблемам семейного воспитания и в нашей стране. Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создаюттрудностискоторымиприходитсясталкиватьсясовременным родителям. Вместе с тем,проводящаясядемократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений.Изучение особенностей отношений детей и родителей в отечественной психологии проводится в основном в рамкахпедагогической, возрастной и медицинской психологии, при этом решаются важные вопросы влияния того или иного поведения, личностных качеств, установок родителя на формирование ребенка как личности или на возникновение отклонений и нарушений в развитии, определяются типы неправильного воспитания ребенка в семье (А.Л.Спиваковская, А.Я. Варга, В.В. Столин, Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов и др.) Роль взрослого в становлении личности ребенка рассматривается в традициях культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Важный вклад в изучение этой проблематики внесли работы А.А. Бодалева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконинаи др. Тем не менее, многие аспекты взаимодействия родителей и детей остаются не изученными, и социально-психологическое их изучение может способствовать теоретическому и практическому осмыслению этой проблемы. Важноотметить, что семья является одной из самых закрытых межличностных групп, и это создает определенные трудности для экспериментального исследования, вместе с тем она оказывает мощное влияние во многих областях жизни, и с этим связана необходимость и важность ее изучения. Объектом исследования являются отношения (и их типы) в семьях. А также, личность ребенка в семье. Предмет исследования: процесс формирования личности ребенка в семье и влияние внутри семейных отношений на его личность. Гипотеза: атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям. Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. В соответствии собозначеннымивыше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи: -изучить литературу, изданную ранее по данной тематике; -определить основные понятия, необходимые для данного исследования; -изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности детей; -подобрать комплекс методик, изучить их; -провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Данная работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения, списка литературы. Глава 1. Теоретические исследования влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения детей1.1. Исследования отечественных психологов в области детско-родительских отношений Самоценностьи важность детства сегодня неоспорима. Детство признается как особый социально-психологический феномен. Ребенок живет в своем мире и законы этого мира отличны от мира взрослых. Необходимость родительской любви ни у кого не вызывает сомнений. Но эта любовь отлична от любви, которая была принята в XVIII–XIX веках и заключалась в посвящении себя детям. В настоящее время социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественную производственную деятельность делает их семейные роли не столь всеобъемлющими. Самоуважение женщин имеет кроме материнства много других оснований – профессиональные достижения, социальная независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное, благодаря замужеству, общественное положение. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения. Хотя, по-прежнему, ведущую роль в воспитании ребенка принадлежит матери, все больше подчеркивается необходимость участия отца в воспитательном процессе. Все современные воспитательные теории говорят о ребенке как о субъекте воспитания, о сотрудничестве родителей с детьми, об индивидуальном подходе. Л.Демозсправедливо назвал современный стиль воспитания помогающим.