Ценностные ориентации рассматриваются и анализируются многими науками, среди которых не последнее место занимает и социологический подход к этому понятию и его содержанию, с точки зрения которого ценность – это компонент социальной системы (культуры). В свою очередь, ценностные представления с точки зрения социально-психологического подхода рассматриваются как компонент мировоззрения личности или группы, определяющий их предпочтения и стремления.
Ценностные ориентации безработных люде имеют свою специфику, связанную, в первую очередь с тем, что экономический характер приобретают вежливость, уважение к окружающим, поскольку опосредовано благодаря этим категориям можно говорить о повышении прибыли и эффективном развитии современной сферы услуг и потребления. Эгоистичные мотивы поведения уходят на второй план, поскольку менее выгодны по сравнению с умением сотрудничать с другими людьми.
Сказанное свидетельствует в пользу того, что коллективистская психология является вполне совместимой с экономическим развитием и ростом, в то время как индивидуализм оказывает противоположное влияние.
Общение с работодателями и сотрудниками кадрового агентства, заинтересованность ищущего работу в ее получении – это характерные черты поведения лиц ищущих работу, причем как безработных, так и желающих изменить имеющуюся работу. Эта специфика накладывает серьезный отпечаток на ценностно-мотивационную сферу личности. Во временном плане наиболее активное поведение в поиске работы имеет место в первые 6 месяцев, когда человек проявляет целеустремленность, настойчивость и упорность в своих поисках. Кроме того, его поведение может быть определяется, гибкостью и мобильностью, общительностью, самостоятельностью при принятии решения.
Первый этап исследования позволил сделать следующие выводы: обе группы испытуемых к личностно значимым ценностям (здоровье, безопасность, обеспеченность и т.п.) относятся с наибольшим вниманием и оценивают их более высоко, нежели социальные ценности.
В отношении выбора жизненных ценностей обе группы также схожи: они высоко оценивают счастливую семейную жизнь, любовь и здоровье. Низкая оценка дана ими таким ценностям, как красота природы, искусства, а также ценность активной, деятельной жизни.
Второй этап исследования показал существенные различия между группой 1 и группой 2.
Для испытуемых первой группы в отношении профессионально значимых ценностей субъективно значимы те, которые относятся к ценностям успешной работы команды, они более ценят высокий профессионализм, исполнительность, вежливость, уверенность в себе, возможность действовать самостоятельно, честность. Испытуемые первой группы отдают предпочтения таким жизненным ценностям как «Активная, деятельная жизнь», «Здоровье» и «Материально обеспеченная жизнь».
Достаточно кардинально отличаются показатели испытуемых второй группы.
В отношении субъективно значимых ценностей, относящихся к ценностям успешной работы команды, они менее ценят высокий профессионализм, аккуратность, умение действовать самостоятельно. Направленность испытуемых группы 2 в отношении жизненных ценностей характеризуется выбором духовных ценностей «Творчество» и «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)».
Выбор ценностей имеющих высокую доступность в будущем направлен на такие ценности, как «Счастливая семейная жизнь». Обращает на себя внимание, что на первое место выдвигается ценность «Познание себя («правда о себе», критический обзор собственной жизни)». «Уверенность в себе (отсутствие сомнений)», «Интересная работа».