В течение многих столетий, когда не было разработанной педагогической теории, специальных воспитательных заведений не существовало, а не многочисленные школы мало что значили в воспитании, роль других факторов в его осуществлении была значительной. Поэтому без изучения влияния природно-исторического пространства, социальной среды, видов трудовой деятельности, семьи, религии, народного искусства невозможно выявить своеобразие традиционных основ воспитания детей.
В связи с этим воспитание в данном контексте рассматривается как область знаний, развивающаяся на стыке различных наук о человеке. Важность и необходимость знания педагогом традиционных основ воспитания вызывается тем, что учитель и его ученики живут в определенной этнической среде, взаимодействуют с носителями национальной ментальности, без учета которой невозможно надеяться на успех школьного воспитания. Кроме того, в наше время трудно найти в России моноэтническую школу, что обостряет задачу воспитания толерантности – признания права каждого человека на индивидуальность, и принятие его таким, какой он есть (терпимость к окружающим).
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Важность и необходимость учета в педагогической практике сложившейся национальной системы воспитания детей была обоснована в XIX – начале XX века выдающимися отечественными философами и педагогами. Ими был сформулирован и принцип народности, который гласит, что
- каждый народ имеет свой идеал человека и стремится воспроизвести его в отдельных личностях;
- каждый народ имеет свою особенную систему воспитания, через которую и стремится достичь своего идеала;
- система воспитания произрастает из глубины веков и вырабатывается самим народом;
- самобытность системы воспитания объясняется уникальностью и неповторимостью каждого народа;
- всеобщего, единого для всех стандарта воспитания не существует;
- имеются общие для всех народов педагогические идеи, например, идея общественного воспитания, некоторые общие организационные и дидактические средства, но и их воплощение имеет национальную окраску.
С этих позиций рассмотрим некоторые теоретические обоснования идеи национального характера воспитания. Человек рождается и входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец. Каждый представитель человечества несет в себе черты индивидуально-национальные, поэтому тщетно пытаться созидать культуру и воспитывать детей на не ком абстрактном, лишенном конкретного смысла содержании, выдаваемом за общечеловеческий.
Желая единения народов, нельзя допустить, чтобы с лица Земли исчезли выражения национальных ликов, национальных культур. Ребенок при рождении сразу входит в этническое поле матери, установив с нею связь своим первым криком. Темперамент, способности и возможности ребенка, то есть генный код, характерный для этноса, проявляется даже при смене этнической среды. Стереотипы поведения ребенка также формируются в первые годы его жизни в определенной национальной среде.
Идеалы воспитания соответствуют характеру каждого народа, определяются его общественной жизнью, развиваются вместе с его развитием. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву».
Воспитание, развиваясь с течением времени, изменялось, но сохраняло при этом свои самобытные черты. Поэтому, рассматривая характер воспитания народа в определенный исторический период, не следует упускать из виду его основную канву, проложенную самим народом и отражающую его особенности.
Средствами такой передачи культуры от одного поколения к другому, осуществления исторической преемственности служат наследование (передача генного кода личности) и воспитание.
Взгляды народа на воспитание складываются исторически, под влиянием особенностей всего уклада жизни: исторических и географических условий; характера трудовой деятельности; быта; верований; системы взаимоотношений людей; традиций, обычаев, обрядов.
По отношению к подрастающему поколению все эти реалии выступают в педагогической роли, являются составляющими народной, этнической системы воспитания.
Ядро, сердцевина русской народной культуры и педагогики – русская крестьянская культура и крестьянское воспитание. Так как земледелие исстари было основным занятием населения, проживающего в Европейской части России, оно и определяло быт человека; земледельческий характер носило большинство праздников и об-рядов, детей очень рано подготавливали к будущей работе на земле.
Сложившаяся народная культура являлась традиционной и не подвергалась значительным внешним влияниям. Вся жизнь сельского жителя, его трудовая деятельность и хозяйственный уклад регулировались реальными условиями – сменой времен года.
В связи с изменениями в природе и предопределяемыми ими особенностями трудовой деятельности людей находились календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, развлечения также были привязаны к природным изменениям. Оставаясь самым многочисленным сословием в России (около 80% от всего населения), крестьянство в XIX веке было создателем, носителем и хранителем национальной культуры.