Введение 2 Глава I. Теоретическая основа коррекции связной речи дошкольников с ОНР 7 1.1. Понятие связной речи. Онтогенез развития связной речи дошкольников. 7 1.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР. Особенности нарушения монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 21 1.3. Методики коррекции связной речи дошкольников с ОНР. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи В.К. Воробьевой 25 Вывод по главе I 33 Глава II. Экспериментальные исследования состояния связной речи дошкольников с ОНР III уровня 4-5 лет 35 2.1. Обзор методик диагностики связной речи 35 2.2. Организация и методика констатирующего эксперимента 38 2.3. Анализ результатов обследования связной речи дошкольников 4-5 лет с ОНР 40 Вывод по главе II 50 Глава III. Методические рекомендации по развитию связного речевого высказывания дошкольников с ОНР 51 3.1. Организация работы логопеда, направленной на формирование навыков и умений связной речи 51 3.2 Обучение детей дошкольного возраста узнаванию образцов связной речи 53 3.3. Формирование навыков связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста 61 Вывод по главе III 74 Заключение 75 Примечания. 78 Список литературы 81 Приложение 1. 84 Приложение 2 85 Приложение 3. 88 Приложение 4. 89 Приложение 5. 90 Приложение 6. 91

Особенности состояния связного высказывания у дошкольников 4-5 лет с Онр 3 уровня

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
100% уникальность
2013 год
91 просмотров
костромина т.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава I. Теоретическая основа коррекции связной речи дошкольников с ОНР 7 1.1. Понятие связной речи. Онтогенез развития связной речи дошкольников. 7 1.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР. Особенности нарушения монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 21 1.3. Методики коррекции связной речи дошкольников с ОНР. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи В.К. Воробьевой 25 Вывод по главе I 33 Глава II. Экспериментальные исследования состояния связной речи дошкольников с ОНР III уровня 4-5 лет 35 2.1. Обзор методик диагностики связной речи 35 2.2. Организация и методика констатирующего эксперимента 38 2.3. Анализ результатов обследования связной речи дошкольников 4-5 лет с ОНР 40 Вывод по главе II 50 Глава III. Методические рекомендации по развитию связного речевого высказывания дошкольников с ОНР 51 3.1. Организация работы логопеда, направленной на формирование навыков и умений связной речи 51 3.2 Обучение детей дошкольного возраста узнаванию образцов связной речи 53 3.3. Формирование навыков связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста 61 Вывод по главе III 74 Заключение 75 Примечания. 78 Список литературы 81 Приложение 1. 84 Приложение 2 85 Приложение 3. 88 Приложение 4. 89 Приложение 5. 90 Приложение 6. 91
Читать дальше
В современных условиях множество детей дошкольного возраста в той или иной степени страдают от различного рода нарушений развития. Главная особенность детей с нарушениями в развитии - нарушения познавательной деятельности. Эти нарушения являются следствием неполноценности чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Такие дети имеют недостатки речевого развития, которые не дают им возможности выявить присущие предмету признаки и установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В первую очередь эти нарушения заметны при обобщении и опосредованном познании.


Если вы хотите знать, где можно заказать магистерскую диссертацию в москве , заходите на Work5.


. Это отмечают многие современные психологи и педагоги. Само явление речи чрезвычайно сложное. Основополагающую роль языка в существовании сознания подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» [1]. Великий русский ученый И.П.Павлов открыл физиологическую основу мышления человека. В соответствии с его открытием, это совместная деятельность двух сигнальных систем. Первая сигнальная система - это система условно-рефлекторных связей, которые формируются в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы исходящих из внешней и внутренней среды раздражений. Но самое важное значение имеет вторая сигнальная система, то есть присущая только человеку система условно-рефлекторных связей, формирующаяся в высших отделах центральной нервной системы и работающая на основе первой сигнальной системы, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека [2]. Речь позволяет создавать длительные структуры возбуждения, поддерживающие тонус коры и создающие программы направленного на известную цель поведения человека. Она дает возможность сличать результат действия с исходным намерением и, осознавая свою деятельность, корригировать допускаемые ошибки. В этой регулирующей функции речи и состоит одна их основных особенностей сложного и сознательного поведения человека. Приведенные высказывания позволяют утверждать, что речь охватывает и биологические, и социальные структуры психики. Л.С. Выготский подчеркивал зависимость развития речи от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка. В процессе развития речи ребенок овладевает знаковыми (языковыми) средствами мышления. Такое овладение знаковыми средствами мышления происходит в процессе общения ребенка с окружающими его взрослыми [3]. Ж. Пиаже раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По его мнению, важнейшей предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта [4]. Актуальность этой темы необычайно высока. Обучение ребенка умению разбираться и ориентироваться в окружающем мире возможно только при должным образом сформированном мышлении, а развитие мышления неразрывно связано с развитием речи. Развитие речи способствует развитию интеллекта детей [5]. Всем известно определяющее влияние дошкольного детства на процесс формирования человеческой личности. Оно не только определяет его личный жизненный путь, но воздействует на развитие и состояние всей цивилизации [6]. Необходимость самого пристального внимания к процессу становления интеллекта детей дошкольного возраста, воспитания в них основ морали и нравственности и формирования созидательного начала не вызывает сомнений. В дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, интеллекта, образования, культуры и мировоззрения человека, формируются творческие способности. Развитие и совершенствование психических процессов и качеств ребенка, таких как речь, восприятие, внимание, мышление, воображение, память - есть показатель его психического развития. Оптимальные возможности для формирования этих качеств имеет именно дошкольный возраст. Основное место в развитии восприятия у дошкольников занимает речь. Таким образом, обогащение речи ребенка - главный фактор развития осмысленного восприятия [7]. Изучение данной проблемы актуально еще и потому, что в настоящее время довольно высок процент детей с различными отклонениями в развитии, и аналитические исследования в этой области могут быть полезны для реабилитации и социализации таких детей. Исследованием проблем речевого развития детей, страдающих ОНР, занимались В.К.Воробьева, М.А.Фотекова, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо, Т.Н.Синякова, Л.И.Белякова, Ю.А.Элькин, Ю.Ф.Гаркуша, В.А.Ковшикова, В.П.Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко и многие другие. Так, В.К.Воробьева разработала методику поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана[8]. С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи[9]. Н.А.Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей[10]. Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем[11]. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П.Глухова[12], Т.А. Сидорчук[13]. А.В.Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы, формирующие полноценную речевую деятельность[14]. Т.Б.Филичева выделяет направления и методы коррекционного обучения детей с ОНР[15]. Процесс овладения знаниями, развитие познавательной, речемыслительной деятельности, формирование коммуникативных навыков у детей, страдающих ОНР, изучали Е.Е. Дмитриева[16], Т.Н. Князева[17], Е.С. Слепович[18], С.Г. Шевченко[19]. Цель данной дипломной работы - попытка проанализировать особенности развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект работы – речевое развитие дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Предмет работы – особенности состояния связного высказывания у детей дошкольного возраста 4-5 лет с ОНР III уровня. В процессе изучения предмета дипломной работы будет предпринята попытка подтверждения следующей гипотезы: если процесс развития связных высказываний у дошкольников с ОНР корректировать при помощи специальных методик, то можно приблизить к норме общий уровень развития связной речи. В работе для достижения поставленной цели решены следующие задачи: 1. Анализ проблем развития речи у дошкольников в научных источниках. 2. Характеристика клинических и психолого-педагогических особенностей дошкольников с ОНР. 3. Изучение формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 4. Анализ методик коррекции связной речи дошкольников с ОНР. 5. Обзор методик диагностики связной речи. 6. Констатирующий эксперимент, анализ его результатов. 7. Составление методических рекомендаций для развития связного речевого высказывания дошкольников с ОНР по результатам исследования. В работе были использованы теоретические методы исследования, такие, как изучение и анализ научной литературы психолого-педагогического и методического содержания, экспериментальные методы - констатирующий педагогический эксперимент, статистические методы – для обработки и анализа итогов эксперимента. Методологическая основа исследования: общефилософский принцип объективности, анализ факторов, влияющих на развитие изучаемого явления; диалектика как общий метод познания; личностно-деятельностный подход Л.С.Выготского [20], А.Н. Леонтьева[2], Ж. Пиаже[4]. Исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад комбинированного вида № 1368 г. Москвы. Адрес учреждения г. Москва, 115142, Коломенская ул., 27, к.2. Свидетельство о государственной аккредитации АА 152240, регистрационный номер 005047 от 21.03.2001. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности А 180724, регистрационный номер 019652 от 22.02.2006 В эксперименте принимали участие пятеро детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи разной степени (экспериментальная группа), а также пятеро нормально развитых детей старшего дошкольного возраста (контрольная группа). На момент проведения эксперимента средний возраст детей составил четыре с половиной года. Структура работы сформирована исходя из необходимости провести системное и последовательное выполнение поставленных задач. Дипломная работа включает в себя введение, три главы, в состав которых входят девять параграфов, заключение, а также библиографический список литературы, использованной при написании, и приложения.

Читать дальше
В Концепции дошкольного воспитания отмечается особенная важность речевого развития в процессе воспитания дошкольника: «Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности - речевом общении, игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов»[40]. Вообще, развитие речи ребенка - есть один из важнейших показателей его психического развития [41]. В современных условиях вопросы дефектов развития речи у детей приобрели особую актуальность – большое количество научных работ педагогов, психологов, дефектологов исследуют проблему формирования связной речи у детей с ОНР. Дети дошкольного возраста с ОНР из-за недостатков развития связной речи страдают определенными недостатками и в поведении, и в общении, так как связная речь играет чрезвычайно важную роль во всестороннем развитии детей, более того – она является необходимым условием этого развития. Связная речь - не только самостоятельная форма речевого общения, но и средство обучения детей, и средство, позволяющее контролировать их знания. Именно потому методика Воробьевой, уделяющая особое внимание эмоциональным аспектам речи, ее звуковой стороне, словарному составу, грамматическому строю, может широко применяться для коррекции речи детей, страдающих ОНР. В данной дипломной работе рассмотрены особенности методики формирования связной речи у детей с ОНР В. К. Воробьевой. Цель данной дипломной работы достигнута - проведен анализ особенностей развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Гипотеза о возможности нормализации речевого развития у дошкольников 4-5 лет с ОНР III уровня при помощи специальных методик, выдвинутая в начале работы, нашла свое подтверждение. Эксперимент, проведенный на базе МДОУ Детский сад комбинированного вида № 1368 г. Москвы, позволяет констатировать безусловную эффективность применения методики В.К. Воробьевой для коррекционной работы с детьми, страдающими ОНР III уровня. Исследование показателей развития речи детей до начала дополнительных упражнений по корректировке речи наглядно демонстрирует, что активная коррекционная работа с детьми значительно повышает уровень развития. В начале эксперимента уровень развития речи детей с ОНР был почти вдвое ниже уровня развития речи детей с нормальным развитием. Но после проведенной работы результаты тестирования констатировали значительное сокращение разрыва между показателями экспериментальной и контрольной группы. Кроме того, результаты эксперимента позволяют с уверенностью говорить о значительном положительном влиянии на развитие детей коррекционной работы сотрудников МДОУ Детский сад комбинированного вида № 1368 г. Москвы. Отдельно нужно отметить высокопрофессиональную работу и прекрасное, доброе отношение к детям учителя-логопеда Ольги Борисовны Новиковой и педагога-психолога Натальи Анатольевны Прокофьевой. Задачи, поставленные в работе, решены. Задача 1. Анализ проблем развития речи у дошкольников в научных источниках. Введение, параграф 1.1 «Понятие связной речи. Онтогенез развития связной речи дошкольников». 2. Характеристика клинических и психолого-педагогических особенностей дошкольников с ОНР. Параграф 1.2. «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР. Особенности нарушения монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР» 3. Изучение формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Параграф 1.1. «Понятие связной речи. Онтогенез развития связной речи дошкольников» 4. Анализ методик коррекции связной речи дошкольников с ОНР. Параграф 1.3. «Методики коррекции связной речи дошкольников с ОНР. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи В.К. Воробьевой» 5. Обзор методик диагностики связной речи. Параграф 2.1. «Обзор методик диагностики связной речи» 6. Констатирующий эксперимент, анализ его результатов. Параграф 2.2. «Организация и методика констатирующего эксперимента». Параграф 2.3. «Анализ результатов обследования связной речи дошкольников 4-5 лет с ОНР» 7. Методические рекомендации для развития связного речевого высказывания дошкольников с ОНР по результатам исследования. Глава III. «Методические рекомендации по развитию связного речевого высказывания дошкольников с ОНР» Автор дипломной работы выражает искреннюю благодарность замечательным специалистам МДОУ Детский сад комбинированного вида № 1368 г. Москвы за практическую помощь в проведении эксперимента и теоретические консультации при написании работы. Задачи дипломной работы выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Архипов А.Ю. Человек и общество. Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство РГГУ, 1995 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ-Астрель Транзиткнига, 2006 4. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 6. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1982. 7. Гачев Г.Д. Воображение и мышление. М.: Вузовская книга, 2006 8. Глухов В.П. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи. - М.: АСТ, 2006 9. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.: Мир, 1992 10. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение. М.: АРКТИ, 2005 11. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999 13. Ефименкова Л.Н.Формирование речи у дошкольников. Спб.: Союз, 1995 14. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Мир, 2000. 16. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - СПб., 2002 17. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. М.: АРКТИ, 2001 18. Комплексная оценка результатов освоения программы " От рождения до школы " под редакцией М. А. Васильевой, В. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Средняя группа. М.: Учитель, 2012. 19. Концепция дошкольного воспитания. Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1 20. Ладыженская ТА. Связная речь. М.: Знание, 1980 21. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 2005. 22. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. 1967. №2(122). С.121-130. 23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1977 24. Леонтьев АА. Исследования детской речи// Основы тео¬рии речевой деятельности. — М.: Наука, 1974 25. Люблинская А. А. Очерки психологического развития. М.: «Просвещение»,1965. 26. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 1-50. М: Государственное издательство политической литературы, 1955 — 1981 27. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, 1991 28. Нечаева ОА. Функционально-смысловые типы речи. М.: Просвещение, 1986 29. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. Под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1965 30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., Знание, 1994. 31. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), М.: Мир, 2004 32. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя. Мн.: Народная асвета, 1989 33. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Наука, 2007 34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Педагогическая наука, 1981 35. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., Мир, 2002. 36. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. 37. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург.: Изд-во ЕГПУ, 1997 38. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников - М.: АРКТИ, 2000. 39. Шевченко С.Г. Коррекционно - развивающее обучение. М.: Владос, 2001 40. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: НПО “Модек”, 1995. 41. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи. Библиотека практикующего логопеда. М.: Аркти, 1996
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image