Введение 2 Глава 1. Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов 6 1.1. Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов 6 1.2. Критерии оценки и условия развития творчества детей 13 1.3. Условия для развития творчества 16 Глава 2. Практический обзор психологической литературы 20 2.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс 20 2.2.Особенности творческого воображения 26 2.3. Развитие воображения детей 29 Глава 3. Развитие произвольного воображения детей на занятиях по художественной лепке 33 3.1. Определение уровня развития воображения 33 3.2. Формирующий эксперимент исследования 47 3.3. Результаты исследовательской работы 62 Заключение 67 Список использованной литературы 73 Приложения 77

Развитие произвольного воображения детей на занятиях по художественной лепке

дипломная работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2012 год
108 просмотров
Фролова В.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов 6 1.1. Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов 6 1.2. Критерии оценки и условия развития творчества детей 13 1.3. Условия для развития творчества 16 Глава 2. Практический обзор психологической литературы 20 2.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс 20 2.2.Особенности творческого воображения 26 2.3. Развитие воображения детей 29 Глава 3. Развитие произвольного воображения детей на занятиях по художественной лепке 33 3.1. Определение уровня развития воображения 33 3.2. Формирующий эксперимент исследования 47 3.3. Результаты исследовательской работы 62 Заключение 67 Список использованной литературы 73 Приложения 77
Читать дальше
Современное развитие общества, изменяющиеся социально-экономические условия, интеграционные процессы в психологической науке и практике требуют совершенствования условий изучения, обучения и воспитания детей. Социальная интеграция в общество школьников - одно из ведущих направлений работы в области психологии и педагогики. Для решения этой важной задачи большое значение имеет изучение и учет особенностей познавательной сферы учащихся школы в практической работе с ними. Многие аспекты проблемы развития познавательной сферы у учащихся глубоко изучены, однако такой познавательный процесс как воображение изучен недостаточно, в отечественной психологической науке мало исследований, методических разработок по этой проблематике.


Боитесь заказать диссертацию по педагогике? Не прееживайте. Доверьте написание диссертации нам. Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ. Мы обещаем, что справимся и с вашей диссертацией!


. Существует необходимость дальнейшего изучения данной проблемы. В теоретический фундамент этой проблемы внесли существенный вклад Л.С.Выготский (1991, 2005), А.В.Брушлинский (1967), С.Л.Рубинштейн (1998), В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев (1995) и другие. При определении понятия воображения можно придерживатся позиции Л.С.Выготского, который считал, что всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, представляет собой сущность воображения. Творческое воображение — процесс самостоятельного создания единственно нового образа, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Изучены некоторые аспекты происхождения и развития воображения в филогенезе (В.А.Скоробогатов и другие). Исследованием проблемы развития воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались Л.С.Выготский (2005), А.А.Люблинская (1971), В.С.Мухина (1985; 1997), Г.Д.Кириллова (1971), Н.Н.Палагина (1997), О.М.Дьяченко (1986), Ю.Ф.Лаврентьева (1998), Н.В.Пережигина (1999), Н.В.Сметанина (1998), О.В.Боровик (1996), О.М.Попова (1996), И.А.Медведева (2001) и др. Наиболее благоприятным периодом развития творческого воображения, по мнению многих исследователей, является младший школьный возраст. Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В. Антонова, Э.А. Верб, О.В. Дивненко, Б.Т. Лихачёв, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.Х. Фохт-Бабушкин и др.). Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др. Работы специалистов показывают, что с поступлением ребенка в школу в его жизни наступают перемены, которые в значительной степени влияют на характер и содержание воображения, оно приобретает произвольность. Ребенок проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых воображение приобретает новые качества. Многие аспекты остаются недостаточно изученными, в частности не изучены особенности творческого воображения детей с первого по четвертый классы в динамике и в сравнении с нормально развивающимися сверстниками; не разработаны вариабельные программы диагностики творческого воображения у этих детей; не выделены уровни развития творческого воображения, позволяющие проследить динамику развития этого процесса от класса к классу; не даны рекомендации по устранению негативных сторон развития творческого воображения, а ряд противоречий, связанных с коррекцией развития творческого воображения таких учащихся еще требует разрешения. Цель исследования: изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития творческого воображения у детей. Объект исследования: творческое воображение детей. Предмет исследования: возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения; выявление потенциала развития творческого воображения у детей и психологопедагогических условий его реализации. Определяя теоретические и организационные подходы к исследованию следующих гипотез: 1. Развитие творческого воображения у детей имеет возрастную динамику, сходную с нормой: бедностью знаний об окружающем, отсутствием необходимых навыков и умений их использования в новой ситуации, неразвитостью на уровне возраста основных видов мышления. 2. Творческое воображение у детей имеет ряд специфических особенностей в использовании образов памяти, результатов восприятия, в способах создания новых образов (понимании при этом творческой задачи, способности использовать образы восприятия и памяти, продуктивности воображения, способности использовать способы творческого воображения, оригинальности, самостоятельности продукта воображения с учетом которых необходимо осуществлять учебно-воспитательный процесс. 3. Полученные конкретные сведения об актуальных и потенциальных особенностях развития творческого воображения у детей будут способствовать разработке рекомендаций по оптимизации развития у них изучаемой способности в условиях школы и семьи. В соответствии с целью, предметом и гипотезами были сформулированы следующие задачи исследования: 1) выполнить теоретический анализ основной научной литературы по проблеме исследования; 2) выявить возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения у детей; 3) выявить общие и специфические психологические особенности творческого воображения у детей; 4) определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения детей; 5) разработать рекомендации по коррекции и развитию творческого воображения у детей.

Читать дальше
Содержание образования по художественно-эстетическому направлению определяется программами по развитию произвольного воображения детей на занятиях по художественной лепке. Большое внимание уделялось совершенствованию методического обеспечения работы. Проведена корректировка тематических и перспективных планов по рисованию, лепке, аппликации для всех возрастных групп, диагностических материалов. Разработаны перспективные планы по художественному труду для старшей и подготовительной групп. Остается проблема с формированием необходимых умений и навыков детей по лепке и аппликации в связи с тем, что программа предусматривает осуществление образовательной деятельности по этим предметам 1 раз в месяц. Достигнуты положительные результаты работы, которые обеспечиваются использованием достаточно эффективных методов обучения: экспериментирование с цветом, творческие задания, проблемные ситуации. Уделялось внимание методам повышения познавательной активности: анализ, сравнение. На занятиях использовались различные изобразительные материалы, а также нетрадиционные техники лепки, что способствовало развитию творческих способностей детей. В соответствии с разработанным перспективным планом организации совместной деятельности педагога с детьми в практике работы использовались следующие формы работы: экскурсии, наблюдения в природе и окружающей действительности, посещение картинной галереи, тематических выставок в художественном музее, организация тематических выставок, тематические дни (День искусства, День творчества, День театра), развлечения, праздники, вернисажи. Рассматривается достаточное количество дидактических игр и пособий по изобразительной деятельности и ознакомлению с лепкой. Однако большая часть из них требует обновления, необходимо пополнить полочки красоты предметами декоративно-прикладного искусства, изобразительными инструментами и материалами. Вместе с тем, наблюдение педагогического процесса показало, что педагоги испытывают затруднения в методике поведения занятий по изобразительной деятельности в зависимости от вида, методике ознакомления с искусством, не знают художественно-выразительные средства разных видов искусств. В связи с этим необходимо разработать перспективные планы по реализации программных задач по лепке и аппликации, запланировать ряд мероприятий по повышению уровня методической подготовки педагогов. Большое внимание уделяется созданию необходимых условий для реализации рабочей программы. Вместе с тем наблюдения педагогического процесса позволило сделать вывод, что в ходе занятий недостаточно внимания уделяется развитию детского исполнительского творчества. Недостаточно наглядной информации по работе с родителями. Предстоит работа по совершенствованию методического и дидактического обеспечения воспитательно-образовательного процесса по приоритетному направлению. Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач. Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности. На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками. Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности. Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивную я-концепцию, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам - это способ детского самовыражения. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка – осознанию им собственных чувств. На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка. Вывод - лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества. Работы специалистов показывают, что с поступлением ребенка в школу в его жизни наступают перемены, которые в значительной степени влияют на характер и содержание воображения, оно приобретает произвольность. Ребенок проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых воображение приобретает новые качества. Многие аспекты остаются недостаточно изученными, в частности не изучены особенности творческого воображения детей с первого по четвертый классы в динамике и в сравнении с нормально развивающимися сверстниками; не разработаны вариабельные программы диагностики творческого воображения у этих детей; не выделены уровни развития творческого воображения, позволяющие проследить динамику развития этого процесса от класса к классу; не даны рекомендации по устранению негативных сторон развития творческого воображения, а ряд противоречий, связанных с коррекцией развития творческого воображения таких учащихся еще требует разрешения. В работе подошли к изучению возрастных и индивидуальных особенностей развития творческого воображения у детей. Исследовали творческое воображение детей, возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения; выявление потенциала развития творческого воображения у детей и психологопедагогических условий его реализации. Исследовали гипотезы: 1. Развитие творческого воображения у детей имеет возрастную динамику, сходную с нормой: бедностью знаний об окружающем, отсутствием необходимых навыков и умений их использования в новой ситуации, неразвитостью на уровне возраста основных видов мышления. 2. Творческое воображение у детей имеет ряд специфических особенностей в использовании образов памяти, результатов восприятия, в способах создания новых образов (понимании при этом творческой задачи, способности использовать образы восприятия и памяти, продуктивности воображения, способности использовать способы творческого воображения, оригинальности, самостоятельности продукта воображения с учетом которых необходимо осуществлять учебно-воспитательный процесс. 3. Полученные конкретные сведения об актуальных и потенциальных особенностях развития творческого воображения у детей будут способствовать разработке рекомендаций по оптимизации развития у них изучаемой способности в условиях школы и семьи. В соответствии с целью, предметом и гипотезами были сформулированы следующие задачи исследования: 1) выполнить теоретический анализ основной научной литературы по проблеме исследования; 2) выявить возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения у детей; 3) выявить общие и специфические психологические особенности творческого воображения у детей; 4) определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения детей; 5) разработать рекомендации по коррекции и развитию творческого воображения у детей.
Читать дальше
1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2010. 112с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Пси-хол.очерк: Кн. Для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 2009. 93 с. 3. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002. 4. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. – М., 2010. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2006. 6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2009. 7. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005 8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2010г 9. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002. 10. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2006. 11. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с. 12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 2006. 13. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. 14. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002. 15. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006 16. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006 17. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 2005. 18. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2010. 19. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г. 20. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика), М., 2004. 21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009. 22. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2010. 23. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004. 24. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007. 25. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009. 26. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищ / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. 27. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. Моск-ва: Гардарики, - 2010. 255 с. 28. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагоги-ческая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Ми-хальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.М.: Просве-щение, 2004.256с. 29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2009. - 456 с. 30. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. уеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с. 31. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011 Кн.3: Психодиаг-ностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. 640 с. 32. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль.2006. 33. Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств Издательство: Харвест. 2010, 784с. 34. Розенталь М.М., Юдин П.Ф. Философский словарь Издательство поли-тической литературы, Москва, 2008. 35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Пи-тер», 2010 - 712 с.: ил. (Серия «Мастера психологии») 36. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психо-логии. Разработано с учетом государственного образовательного стан-дарта по циклу социально-экономических дисциплин Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2009. 37. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. Ярославль: "Академия развития", 2007. 240с., ил. /Серия: "Вместе учимся, играем"/. 38. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004. 39. Чуковский К.И. От двух до пяти. Издательство: М. 2005 г. 40. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптирован-ный вариант Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006. 41. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 2006. 42. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005. 43. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 2009.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image