Рассмотренные вопросы не охватывают всех проблем, связанных с развитием механизма государственного регулирования экономики. Это и невозможно, поскольку у противников и сторонников государственного вмешательства в экономику в арсенале доводов в защиту своих позиций имеется множество подходов к решению социально - экономических проблем, возникающих и внутри национальной экономики, и за ее пределами.
Тем не менее, государство как механизм насилия, навязывания определенных интересов большинству хозяйствующих субъектов даже в ущерб их личным интересам само испытывает давление, как со стороны этих субъектов внутри национального хозяйства, так и со стороны процессов интернационализации производства и капитала.
Указанные аспекты современного развития государства не могут не сказаться на трансформации функций государства и методах его воздействия на экономику, где это представлялось уместным и возможным, на данные аспекты эволюции методов и в целом системы государственного регулирования экономики указывалось. Частично этому будет посвящен консультационный курс, в котором более подробно рассмотрены проблемные аспекты развития системы государственного регулирования экономики.
В результате тарифной реформы и улучшения доступа российских экспортеров на международные рынки произошли изменения объема потребления населения в ценах базового года на 0,423 процентных пункта от величины потребления в базовом году. Изменение реальной заработной платы квалифицированных рабочих на уровне 0,500 процентных пункта от показателя базового года.
Изменение реальной заработной платы неквалифицированных рабочих согласно модельным расчетам может составило 0,103 процентных пункта от показателя базового года.
Наибольший рост объема производства стал в следующих отраслях:
- цветная металлургия (14,45%, в процентах от уровня в базового года),
- черная металлургия (3,63%, в процентах от уровня базового года),
- химическое и нефтехимическое производство (2,05%, в процентах от уровня базового года).
Таким образом, изменения тарифов окажут положительное влияние на металлургические отрасли. Кроме того, именно в этих отраслях экономики перед производителями открываются широкие возможности для улучшения своего положения на зарубежных рынках.
Наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева (-6,74%, в процентах от уровня базового года), легкая промышленность (-4,35%, в процентах от уровня базового года), машиностроение (-2,77%, в процентах от уровня базового года).
Это свидетельствует о том, что производители в указанных секторах обрабатывающей промышленности и сегодня имеют достаточно благоприятные условия доступа на зарубежные рынки. Их положение в данном отношении мало изменится при вступлении в ВТО.
Результаты оценки последствий вступления России в ВТО в масштабах экономики всей страны указывают на общий положительный эффект от данного процесса. Необходимо иметь в виду, что в целом позитивное или нейтральное влияние присоединения России к ВТО на экономику страны значительно варьируется на региональном уровне, а тем более на муниципальном, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Оценка влияния вступления России в ВТО на регионы свидетельствует о том, что положительные результаты, ожидаемые, например, в отрасли цветной металлургии, нельзя однозначно проецировать на все регионы. В некоторых из них рост отрасли сохраняется, в других ожидается снижение объема производства отрасли в целом.
Ключевыми параметрами, определяющими характер эффекта, являются структуры издержек отрасли на уровне региона, а также величина транспортных и торговых затрат. Для каждого исследованного региона указаны отрасли экономики, в которых ожидается наиболее значительное изменение объема производства в связи со вступлением России в ВТО.
Последствие для экономики страны, связанных со вступлением в ВТО, указывает как на экономические потери, так и на получаемые выгоды. Потери экономики связаны, в первую очередь, с частичной либерализацией таможенных тарифов. При этом, как следует из нашего анализа, либерализация тарифов в ряде отраслей приводит к росту объема производства. Также положительными последствиями присоединения к ВТО являются улучшение доступа российских экспортеров на зарубежные рынки и рост объема прямых инвестиций в либерализуемые сектора услуг.
Вступление в ВТО принесло стране максимальные выгоды при минимальных потерях. Действия правительства включают в себя меры, нацеленные на быструю и безболезненную реструктуризацию не конкурентоспособных отраслей российской экономики, так и меры, способные усилить положительное влияние членства во Всемирной торговой организации.
Для минимизации потерь в первую очередь необходимы меры социальной политики, направленные на ускорение процесса перемещения рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те отрасли и регионы, которые имеют потенциал роста. Наиболее сложно это осуществить в моногородах, градообразующие предприятия которых оказываются в зоне повышенного риска.
Именно на решение проблем моногородов должно быть направлено основное внимание региональных и федеральных властей. Для усиления положительного влияния вступления России в ВТО необходимо увеличивать потенциал российского не сырьевого экспорта путем снижения барьеров, препятствующих выходу отечественных компаний на зарубежные рынки, и принятия мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО.
К таким мерам относятся как снижение административной нагрузки на экспортный бизнес, так и инвестиции в экспортную инфраструктуру. Не менее важны и меры, связанные с улучшением бизнес-климата в стране. Это позволит не только сделать либерализуемые сферы экономики более привлекательными для прямых иностранных инвестиций, но и смягчить отрицательные последствия вступления в ВТО.