Под мотивами учебной деятельности понимаются факторы, которые обуславливаются проявление учебной активности – то есть потребности, цели, установки, интересы, чувство долга. Учебная деятельность побуждается не отдельным, конкретным мотивом, а множеством мотивов, которые находятся между собой в сложной и многоаспектной зависимости. Именно мотивы, которые действуют в сложном комплексе, системе определяют каждый аспект поведения школьника, который связан с учебной деятельностью. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем успешности обучения в школе. В рамках различных этапов обучения различные мотивы могут стать ведущими.
К мотивам учебной деятельности относятся социальные и познавательные мотивы, которые имеют различные уровни проявления, проходят определенные этапы.
В случае, если у школьника в рамках процесса обучения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о выраженности познавательных мотивов. Иначе, если у школьника выражена направленность на другого человека в процессе обучения, то в данном случае можно говорить о социальных мотивах учения.
Среди различных мотивов учения принято выделять также внутренние и внешние мотивы. Мотивы, которые являются побуждающими в выполнении некоторой деятельности, называются внешними мотивами, тогда как если мотивы связаны с самой деятельностью, то их именуют внутренними.
А.К. Маркова выделяет систему факторов, которые влияют на формирование устойчивой мотивации к процессу учения:
1) Содержание учебного материала;
2) Организация учебной деятельности;
3) Коллективные формы учебной деятельности;
4) Оценка учебной деятельности;
5) Стиль педагогической деятельности учителя.
Также в настоящей работе было определено, что в процессе обучения и учебной деятельности осуществляется развитие и преобразование мотивационной структуры подростка. Данное развитие осуществляется в двух направлениях – с одной стороны общие мотивы становятся учебными, а с другой стороны – в рамках изменения уровня развитии различны учебных навыков, умений изменяется и система учебной мотивации.
Степень адекватности степени самооценки учебных способностей в подростковом возрасте в значительной степени влияет на мотивацию учения. У школьников с адекватной самооценкой наблюдаются достаточно хорошо развитые познавательные интересы, а также позитивная мотивация учения, тогда как подростки с неадекватной самооценкой учебных способностей зачастую допускают ошибки в собственных выводах относительно степени трудности путей достижения успеха в обучении что приводит, в конечном итоге, к фрустрациям, снижению активности и мотивации обучения.
В рамках учебной деятельности подростка имеется множество трудностей и противоречий, вместе с тем, существует и множество преимуществ, на которые может и должен опираться педагог. В частности, преимущества составляют избирательность готовности, восприимчивость к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подросткового возраста заключается в его готовности ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный и интересный учебный материал, а также возможности самостоятельно строить собственную познавательную активность за пределами общеобразовательного учреждения. Проблема подростка заключается в том, что такого рода готовность он еще не в состоянии реализовать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучение данным способам, а также поддержание стойкого интереса к ним – важнейшая задача педагога.
Становление мотивов учения зависит в значительной степени также от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен подросток. Меняя формы и содержание учебной деятельности можно влиять на учебную мотивацию, преобразуя и перестраивая ее.
В подростковом возрасте изменяется положение ребенка в среде окружающих, изменяется его отношение к себе и своему привычному окружению и деятельности. Помимо этого, при переходе от начальной к средней школе, изменяется образовательное пространство, в рамках которого протекает познавательная деятельность подростка, в связи с этим, подростковый возраст должен стать предметом особенного внимания в рамках теории становления познавательных интересов школьников и учебной мотивации, так как именно рассматриваемый период нуждается в особенном педагогическом сопровождении.