Введение 3
1 Искусство второй половины XVIII века 5
1.1 Взлет русской художественной культуры второй половины XVIII века 5
1.2 Академия художеств 11
2 Российская скульптура второй половины 18 века 12
2.1 Достижения русской скульптуры второй половины XVIII века 12
2.2 Конный монумент «Петр I» Э.-М. Фальконе 16
2.3 Творчество Ф.И. Шубина 19
2.4 Творчество М.И. Козловского 24
2.5 Творчество Ф.Ф. Щедрина 28
2.6 Скульптуры Ф.Г. Гордеева 29
2.7 Творчество И.П. Мартоса 31
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения…………………………………………………………………………36
Читать дальше
С вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой.
Искренне считая себя последовательницей учения французских просветителей, Екатерина одной из своих главных задач считала работу «над умами в варварской стране», духовные преобразования, т. е. развитие искусства, науки и культуры.
Подводя итоги, стоит отметить, что мода на античность и классицизм в России пришла из Европы, где она наиболее ярко проявилась в архитектуре. На смену нарядному и пышному барокко пришел стиль классицизма, в основе которого лежали идеалы античности. «Екатерининский классицизм» сыграл огромную роль в формировании классицистического облика русской столицы. Получили свое дальнейшее развитие такие принципы градостроительства, как регулярность и симметрия, основополагающие при строительстве Петербурга, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения.
Первым из них стала Академия художеств. Фактически Академия возникла в 1757 г. во время царствования Елизаветы Петровны при участии таких просвещеннейших деятелей русской культуры, как М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Но Екатерина II, придя к власти, не могла отказаться от славы основательницы столь замечательного для России художественно-воспитательного учреждения, и официальной датой его создания считается 1764 г., когда был принят устав и начато строительство здания по проекту Жана Батиста Валлен-Деламота (1729— 1800) и Михаила Федоровича Кокоринова, ставшего первым ректором Академии.
Стоит подчеркнуть, что достижения русской скульптуры были связаны с Петербургской Академией художеств и той новой ролью, которую она стала играть в облике северной столицы.
В эпоху «екатерининского классицизма» многочисленные рельефы и статуи, украшающие здания, играли не подчиненную роль, а составляли гармоничное художественное единство с архитектурой. Так, например, рельефы, созданные двумя выдающимися русскими скульпторами М.И. Козловским и Ф.И. Шубиным, стали неотъемлемой частью декора Мраморного дворца и органично вписались в его интерьер.
Характерным для Петербурга классицистического периода стал новый принцип организации городского пространства вокруг отдельно стоящего памятника. Наиболее показательный пример такого рода решения - гениальный «Медный всадник» Этьена Мориса Фальконе Император изображен на вздыбленном коне, взлетевшем на вершину крутой скалы. Он обращен в сторону Петропавловской крепости. Извивающаяся под копытами коня змея символизирует силы, противоборствующие прогрессивным реформам Петра I.
Родоначальником русской реалистической портретной скульптуры является Федот Иванович Шубин (1740-1805). В своих мраморных портретных бюстах, запечатлевших весь высший свет Петербурга, Шубин воплотил новую для русской статуарной пластики идею самоценности и неповторимости человеческой личности.
Уже первые портреты Ф.Н. и А.М. Голицыных, А.Г. Орлова свидетельствовали об умении создать реалистический, психологически многогранный образ: перед нами не только блестящие царедворцы, умные и хитрые дипломаты, но и незаурядные личности, обладающие духовной стойкостью и энергичным характером. В знаменитом бюсте Павла I Шубин очень реалистично сумел отразить вздорный, деспотичный, противоречивый характер самодержца; вздернутый нос и выпяченная нижняя губа делают образ почти карикатурным, но скорбный взгляд императора говорит совсем о другом.
Читать дальше
1. Адамчик М. История русского искусства. – М.: Харвест, 2008. – 544с.
2. Алексеев А.И., Измозик В.С. Культурология. История культуры России. – СПб.: СЗТУ, 2005. – 220с.
3. Борисовская Н. История русского искусства. В 2 томах. Том 2. Искусство XVIII - начала XX века. М.: Белый город, 2008. – 504с.
4. Грабарь И.Э. История русского искусства. – М.: АСТ, 2009. – 288с.
5. Горелов А.А. История русской культуры. – М.: Юрайт, 400с.
6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 2,3. М., 1975.
7. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544с.
8. Жуковский В.И. История русского искусства. Конспект лекций. – Красноярск: СФУ, 2007. – 397с.
9. Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX века. М.: Искусство, 1979. – 416с.
10. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2007.- 300с.
11. История русского искусства//под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т.1. Искусство X – первой половины XIXв. М.: Изобразительное искусство, 1979. – 496с.
12. Леонов Л.А. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. – М.: Искусство, 1952. – 396с.
13. Мякинина Н.П., Швец Т.Д. Русская скульптура XVIII века. [Электронный ресурс]: http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/1999/2/156.html
14. Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. – М.: Эксмо, 2007. – 704с.
15. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. – М.: Просвещение, 1995. – 192с.
16. Шмидт И.М. Всеобщая история искусств. Том 4 Искусство 17-18 веков. [Электронный ресурс]: http://www.artprojekt.ru/library/arthistory4/22.htm
17. http://www.apxu.ru/article/kako/culpt/rucckaa_ckulptura_xxviii_veka.htm
18. http://protown.ru/information/hide/4715.html
19. http://www.koler.ru/section35/3211.html
20. http://istorus.ru/rossiya-1721-1917-goda/63-russkaya-kultura-vo-vtoroy-polovine-xviii-veke.html
Читать дальше