Чиновники путают личную шерсть c государственной именно большинство россиян убеждены, что бюрократия работает исключительно ради собственных интересов. Годы идут, но ничего не меняется – свои бараны по-прежнему ближе к телу, как говорится из фильма «Кавказская пленница».
Тема быстрого обогащения друзей и родственников чиновников оказалась в центре парламентской и президентской кампаний. Нынешний состав бюрократии на всех уровнях руководствуется исключительно личными интересами – убеждены большинство российских граждан.
Чиновники рассматривают свои должности как источник обогащения и решают вопросы в пользу приближенных к ним коммерческих структур, говорят предприниматели, юристы, экологи и рядовые граждане. И факты в подтверждение таких общественных настроений россияне получают почти каждый день. Призыв героя «Кавказской пленницы» товарища Саахова не путать личную шерсть с государственной не утратил актуальность в эпоху рыночных отношений в постсоветской России.
В прошлом году в системе МВД выявлено свыше 5 тыс. сотрудников, совершивших преступления. Из них каждый шестой занимал руководящую должность. Подразделения ГУСБ выявили 70% коррупционных составов преступлений, в том числе 83% фактов взяточничества.
Кампания по чистке полицейских рядов продолжится в 2012 году стоит задача сформировать эффективный полицейский корпус, который сможет эффективно защищать права и свободы граждан, а для этого нужно выбирать достойных и ответственных сотрудников, которые способны грамотно и оперативно решать поставленные задачи.
МВД – далеко не единственная структура в системе федеральных органов власти, для которой актуально разделение общественных (государственных) интересов и частных и даже коррупционных интересов своих работников.
Недостатка в политической воле для борьбы с коррупцией – причем в самом широком понимании этого термина – вроде бы нет. Так, президент Дмитрий Медведев в июле 2010 года подписал указ, который должен был решать юридическую проблему конфликта интересов – государственных (общественных) и личных интересов чиновников. «Лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов», – подчеркивается в документе. Конкретные факты нарушений могут стать основанием отставки должностных лиц.
Впрочем, на деле антикоррупционные успехи, о которых регулярно рапортуют министры и губернаторы, не столь очевидны. И для многих россиян часто остается загадкой – чем же руководствуются чиновники, принимая то или иное решение. А большинство граждан, судя по опросам, уже давно разрешили для себя эту загадку: они убеждены, что в работе чиновников частные интересы доминируют над государственными.
Почему-то часто выясняется, что очередной продвигаемый госслужащими проект работает не столько на пользу обществу, сколько ради личного обогащения руководителей и их ближайшего окружения. Скандалы с такими антиобщественными предпочтениями чиновников вспыхивают, втягивая в свою орбиту то отдельных руководителей, то целые ведомства, администрации регионов, муниципалитеты.
Вот лишь некоторые из сотен фактов, подтверждающих общую негативную тенденцию. Ноябрь прошлого года. Одна из крупных российских авиакомпаний обвинила госкомпанию «Аэрофлот» в давлении на исполнительную власть, а чиновников Росавиации – в лоббировании интересов «Аэрофлота» в ущерб другим российским авиаперевозчикам.
Конфликт регионального масштаба случился в мае 2010 года в Карелии – официальный сайт республиканской прокуратуры сообщил, что в ходе проверки Министерства природных ресурсов региона были выявлены нарушения законодательства о государственной гражданской службе, противодействии коррупции и размещении заказов для госнужд. В частности, установлено, что отдельные чиновники умышленно скрывали факты конфликта интересов при исполнении своих служебных обязанностей. Например, они участвовали в рассмотрении заявок и ходатайств организаций, руководителями которых являются члены их семей.
Схожий скандал возник в октябре прошлого года в Ульяновске вокруг закупки китайских автобусов. ФАС заподозрила мэра города Александра Пинкова в лоббировании интересов компании BAW, выпускающей грузовики и автобусы. Суть претензий, как следовало из публикаций СМИ, – автобусы, производимые на расположенном в Ульяновске предприятии, закупаются на бюджетные деньги, между тем сама компания контролируется структурой «АМС-авто», ключевое подразделение которой на 25% принадлежит дочерям Пинкова.
Эксперты отмечают, что чиновники могут при определенных обстоятельствах «идти навстречу» нужным им общественным организациям, движениям, партиям, профсоюзным лидерам. Губернаторы, действуя через доверенных лиц в Москве, выторговывают преференции и ассигнования, которые расходятся по «своим» предприятиям.
Не случайно социологические опросы фиксируют устойчивое негативное отношение к нынешнему составу чиновничьего сословия. Согласно данным опросов общественного мнения, проведенных в разное время года, что 57% россиян уверены, что среди отечественной бюрократии широко распространены взяточничество и коррупция.
При этом до 85% респондентов убеждены, что многие госчиновники практически не подчиняются законам, 78% – что теневые связи представителей власти и бизнеса за последние годы укрепились. Около 63% опрошенных уверены, что деятельность высших чиновников сегодня направлена в основном на обеспечение собственных интересов.
Подавляющее большинство граждан считают, что чиновники в своей работе руководствуются исключительно своими личными коррупционными интересами, и это мнение небезосновательное, ибо наше законодательство выстроило множество барьеров перед простыми людьми, преодолеть которые можно только «проверенным» способом.
В пресс-службе «Деловой России» – общественной организации, представляющей интересы среднего бизнеса, – заявили «НГ», что отечественные чиновники пытаются сочетать личные и служебные (общественные) интересы. В то же время на муниципальном уровне личные интересы чиновников, как правило, доминируют.
У малого бизнеса свой взгляд на вопрос - три критерии, которыми руководствуются представители бюрократии. Кроме служебных и личных интересов есть еще и мнение начальства, которое чиновник по определению не может игнорировать. В этом формате у нас и принимаются все административно-хозяйственные решения. Если идет команда «сверху», то чиновники жертвуют как личным, так и общественным интересом». Причем на региональном и муниципальном уровнях отклонений от этого правила больше. Там сильнее и наглее бюрократия проявляет личные интересы.
Однако далеко не все граждане разуверились в добросовестности государственных слуг. Большинство чиновников принимают решения в личных интересах, но так, чтобы при этом не страдали и интересы государства. При этом интересы государства стоят у большинства выше личных. В противном случае чиновника могут выгнать. Что касается интересов общества, то до них большинству чиновников нет никакого дела.