1. Рассмотрена экономическая сущность налогообложения на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это федеральный налог, то есть он установлен НК РФ, и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц проявляется посредством основных функций налога: фискальной и регулирующей.
2. Рассмотрена история развития системы налогообложения на доходы физических лиц. Предком налога на доходы физических лиц выступает дань. Становления самого же налога на доходы физических лиц в России приходится на 1812 год, когда был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», вводивший временный сбор с помещичьих доходов. В 1916 году Николай II был принят Закон «О государственном подоходном налоге», вступивший в действие лишь в 1918 году. В 1917 году было принято Постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога» и разработано Постановление «Об установлении единовременного налога». В 1943 году был принят Указ Верховного Совета СССР «О подоходном налоге с населения». В 1991 году был принят Закон «О подоходном налоге». Последним этапом в становлении и развитии налога на доходы физических лиц в РФ стало принятие главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ и введение ее в действие с 1 января 2001 года.
3. Рассмотрены правовые основы налогообложения доходов физических лиц в России. Правовыми основами налогообложения доходов физических лиц в настоящее время служат Конституция РФ, Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» Часть вторая НК РФ, иные нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не должны противоречить НК РФ.
Конституция РФ устанавливает обязанность всех без исключения граждан платить установленные законодательно налоги и сборы. НК РФ устанавливает объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, особенности исчисления и уплаты НДФЛ, налоговые вычеты и др.
4. Рассмотрены особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами. К налоговым агентам относятся: российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, ведущую частную практикую, адвокаты, создавшие адвокатские кабинеты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
Исчисление сумм и уплата налога осуществляется в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
5. Рассмотрены особенности исчисления и уплаты сумм налога отдельными категориями физических лиц. Налогоплательщики обязаны лично исчислять суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. Исчисление суммы авансовых платежей осуществляется налоговым органом. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком в соответствии с налоговыми уведомлениями:
1) за январь - июнь - не позже 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позже 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позже 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
6. Рассмотрены порядок и меры исчисления налога на доходы физических лиц: проблемы и перспективы развития. Основными методами исчисления НДФЛ являются метод взимания у источника; метод самоначисления «по декларации»; кадастровый метод.
7. Рассмотрена общая характеристика Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области. Управление Федеральной налоговой службы по Томской области
(далее - УФНС России по Томской области) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Во главе УФНС России по Томской области стоит руководитель, имеющий в своем прямом подчинении трех заместителей, которые, в свою очередь, координируют работу 14 структурных подразделений Управления.
8. Рассмотрена структура поступлений платежей по налогам с доходов физических лиц за 2010 – 2012 годы. За 2010 год в консолидированный бюджет Томской области поступило 28014,3 млн.руб. (в том числе в доходы местных бюджетов 6670,8 млн.руб.). Темпы роста к аналогичным показателям за 2009 год составили 115,8%.
Значительная роль в качестве источника формирования доходов консолидированного бюджета Томской области принадлежала в 2010 году налогу на доходы физических лиц (долевое участие 47,0%), налогу на прибыль организаций – 30%. По НДФЛ поступления за отчетный период составили 11864,9 млн.руб., прирост к данным за 2009 год на 7,6% или на 810,3 млн.руб.
За 2011 год в консолидированный бюджет Томской области поступило 32533,8 млн.руб. (в том числе в доходы местных бюджетов 7092,2 млн.руб.).
По доходам консолидированного бюджета Томской области поступления к аналогичным показателям 2010 года увеличились на 16,1%.
В структуре поступлений в бюджетную систему за 2011 год по группе налогоплательщиков, администрирование которых осуществляется налоговыми органами Томской области, как и в предыдущие годы, лидерство сохраняется за налогом на доходы физических лиц – 13086,1 млн.руб., темп роста 110,5%, доля в общей сумме поступлений – 45,0%.
По итогам работы за 10 месяцев 2012 года (с января по ноябрь) в консолидированный бюджет Томской области поступило 30334,1 млн.руб., темп роста 113,7% (в том числе в местные бюджеты – 6291 млн.руб., темп роста 111%).
За 10 месяцев 2012 года прослеживается положительная динамика по поступлению в консолидированный бюджет области налога на доходы физических лиц – по сравнению с аналогичным периодом 2011 года поступления увеличились на 17,3% до 11652,2 млн. руб., доля в общей сумме поступлений – 43%.
9. Предложены мероприятия по совершенствованию системы налогообложения доходов физических лиц в России. С целью совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц в России необходимо:
? освобождение от налогообложения сумм, не превышающих размер прожиточного минимума;
? определение размера свободного дохода, остающегося после удовлетворения жизненно необходимых расходов самого налогоплательщика и членов его семьи.
Налоговые ставки по НДФЛ в условиях динамичной рыночной среды современной российской экономики, на показатели которой в значительной степени влияет инфляция, следует рационально привязывать не к абсолютным цифрам доходов, а к таким категориям, как:
? «бюджет прожиточного минимума» (БПМ);
? «минимальный потребительский бюджет» (МПБ);
? «рациональный потребительский бюджет» (РПБ);
? «бюджет высокого достатка» (БВД);
? «бюджет полного достатка» (БПД).
Необходимо внести ряд изменений в статьи 218- 221 НК РФ.
Таким образом, переход к семейному налогообложению в рамках реформирования налогообложения доходов физических лиц позволит:
? сбалансировать объем социальных пособий и выплат, что повлечет за собой снижение расходов бюджета;
? расширить возможности россиян по использованию социальных и имущественных налоговых вычетов, так как они зачастую носят семейный характер;
? сократить количество подаваемых деклараций;
? обеспечить повышение уровня жизни населения;
? увеличить рост поступлений от налогообложения доходов физических лиц.
Таким образом, достигнута главная цель дипломной работы – изучено налогообложение доходов физических лиц.